Индивидуальное (онтогенетическое) развитие организма. Возрастная периодизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 17:28, контрольная работа

Описание

Задание:
Выписать понятие «онтогенез»
Перечислить особенности внутриутробного развития.
Выписать основные периоды онтогенеза.
Дать характеристику периодам онтогенеза.

Работа состоит из  1 файл

Анатомия - контрольная.doc

— 401.50 Кб (Скачать документ)

      Одновременно  у детей наблюдается преобладание процессов возбуждения над тормозными процессами, в связи с чем отмечаются быстрая истощаемость нервных клеток головного мозга, общая утомляемость, неустойчивость внимания. Недостаточность развития второй сигнальной системы (речевой) обусловливает конкретность, образность мышления и неспособность к абстрактному, отвлеченному. Тем не менее уже к 8-9 годам жизни можно достаточно твердо установить тип высшей нервной деятельности, обусловленный соотношением между процессами возбуждения и торможения. 

      Средний школьный возраст (12-14 лет) с точки зрения оценки процессов роста и развития организма ребенка является переломным. Этот возрастной период иногда называют периодом полового созревания, или пубертатным. Для него характерны резкие сдвиги в деятельности эндокринной системы, изменения функционального состояния большинства органов, высокая интенсивность роста (в среднем за год на 4-8 см) и увеличение массы тела (в среднем на 3-6 кг). В физиологическом отношении этот возрастной период характеризуется усилением выработки целого ряда гормонов, взаимодействие которых обеспечивает своевременное и правильное развитие организма ребенка, становление его психосоциальной сферы. Именно в этот период происходят становление и развитие репродуктивной функции, что сопровождается появлением вторичных половых признаков, развитием наружных и внутренних половых органов, т.е. происходит половое созревание ребенка.

      В обычных условиях половое созревание и физическое развитие организма  протекают одновременно и взаимосвязанно. Максимум темпов роста приходится на 12 лет. К 16 годам у девочек и к 18 годам у мальчиков темпы роста замедляются и не превышают 1,0-1,5 см в год. При этом на темпы роста и полового созревания влияют наследственные, социальные и климатогеографические факторы.

      Появление вторичных половых признаков – у девочек в период от 8 до 10 лет, а у мальчиков с 10 до 12 лет – относят к раннему половому созреванию. Эти признаки, как правило, конституционально обусловлены. Более раннее появление вторичных половых признаков считается преждевременным. Оно может быть связано, например, с заболеваниями органов эндокринной системы. Преждевременное половое созревание требует консультации со специалистами-эндокринологами. С другой стороны, запоздалое появление вторичных половых признаков (у девочек старше 13, а у мальчиков старше 14 лет) может быть обусловлено конституциональными факторами, определенными заболеваниями или неблагоприятной обстановкой в семье, неполноценным питанием. В таких случаях также необходимо проконсультироваться с эндокринологом. 

      Старший школьный возраст является периодом завершения полового созревания. Если в предыдущем возрастном периоде темпы развития девочек были выше, то в старшем школьном возрасте мальчики догоняют и обгоняют девочек по показателям физического развития. 

      Подростковый  возраст. Иногда средний и старший школьные возрастные периоды объединяют в один так называемый подростковый период, или период отрочества. Выделение среднего и старшего школьного возраста обусловлено дифференцированным подходом к детям этих возрастных групп, учетом особенностей их психологии и физического развития. В период отрочества ребенок начинает не только испытывать дифференцированное удовольствие от красивого, чувство радости от совершения благородного поступка или удовлетворения от правильно организованной трудовой деятельности, но и сознательно разграничивать красивое от безвкусного, благородное от безнравственного, радость труда от лености. Именно в подростковом возрасте происходит формирование так называемого разумного эгоизма. Определение эгоизма как дефекта личности, вытекающее якобы из противопоставления личности, личных интересов интересам общества, общественным интересам, вряд ли можно признать верным. На самом деле развитие эгоизма (естественно, разумного), происходящее в ходе формирования личности, есть явление необходимое и закономерное.

      Гигиена подросткового возраста имеет свои особенности, обусловленные характером и темпами развития организма, и  охватывает несколько взаимосвязанных  сторон. На первом месте (не по важности, но по необходимости) следует поставить правильную организацию режима труда и отдыха, ибо при отсутствии определенной системы в организации режима дня и ночи или даже в случаях ее неоптимальности могут возникать перенапряжение и переутомление нервной системы, отклонения в деятельности эндокринной, пищеварительной и других систем организма. День подростка должен быть достаточно сильно загружен, чтобы он мог излить почти всю свою энергию. Ночной сон должен длиться не менее 8-9 часов, что достаточно для восстановления сил. При правильном распределении времени его должно хватить и на игры, и на спорт, и на школьные занятия, и на подготовку школьных заданий, и на отдых, включая сон.

      Потребностью  организма подростка должны стать активные занятия физической культурой и спортом. Физические упражнения различных видов при регулярном их выполнении не только способствуют общему укреплению организма, развитию у ребенка координированных движений, быстрой реакции, но и исправляют его осанку, какие-либо дефекты фигуры, способствуют более гармоничному развитию личности, поскольку игры, в том числе спортивные, участие в соревнованиях обеспечивают большие возможности к общению подростков друг с другом, уменьшают свойственную многим детям застенчивость. Занятия физической культурой и спортом должны проводиться в присутствии и под контролем взрослых. Обязателен медицинский контроль.

      Нельзя  пренебрегать укреплением навыков  самообслуживания, поддержания чистоты, опрятности, культуры внешнего вида, т.е. личной гигиеной.

      Благодаря высоким темпам роста подростков и их большой подвижности, требующим  своего возмещения в энергетических и пластических материалах, важное значение приобретает питание. В  основе гигиены питания подростков лежит соблюдение достаточной калорийности, разнообразия и качества пищевых продуктов, режима питания.

      При оценке таких параметров, как масса и длина тела, необходимо иметь в виду, что отклонения от табличных норм еще не означают какой-либо патологии и могут быть обусловлены особенностями телосложения (конституция), степенью развития мускулатуры, плотностью костной ткани и т.д. В периоды активного роста (7-8 и 12-14 лет) отклонения от нормы могут быть выражены наиболее резко. На практике разработаны приблизительные оценки патологических отклонений в массе тела от нормальных колебаний этого параметра. Так, превышение нормы на 15-20% - признак начинающегося ожирения (ожирение 1 степени). Превышение нормы на 20-50 % говорит об ожирении II степени, а увеличение массы на 50-100 % свидетельствует об ожирении III-IV степени.

      То  же относится и к длине тела, которая, как один из показателей  физического развития организма, способна сигнализировать о наличии каких-либо отклонений в состоянии организма  ребенка. Практически все эндокринные заболевания в детском возрасте сопровождаются нарушениями роста. Среди них наиболее часто встречаются гигантизм, акромегалия, нанизм (карликовость) и др. Гигантизм чаще отмечается среди мальчиков-подростков. Его возникновение обычно связывают с чрезмерной чувствительностью костной ткани в зоне ее активного роста к действию соматотропного гормона (гормона роста) или с повышенной продукцией этого гормона передней долей гипофиза. Эффект этого гормона в тех случаях, когда рост скелета уже закончен, может выразиться в проявлениях акромегалии, что выражается в увеличении концевых частей тела – конечностей, носа, челюстей. В тех случаях, когда наблюдается уменьшение секреции соматотропного гормона, может наблюдаться задержка роста, или карликовость, при которой рост ребенка значительно меньше роста его сверстников.

      Следовательно, необходимо внимательно следить  за динамикой физического развития ребенка – массой и длиной тела. 

      Юношеский возраст. У юношей показатели физического развития достигают окончательных значений, свойственных уже взрослому зрелому человеку. Правда, имеются определенные различия: тело еще не достигает той мышечной крепости и силы, которые свойственны зрелому мужчине, сохраняет гибкость и стройность, сближающие его с подростком. У девушки фигура также отличается от фигуры женщины, уже обретшей материнство. Юношеский возраст – период жадного и активного накопления знаний. Именно в этом возрасте молодые люди, как правило, получают специальность или активно стремятся к этому, обучаясь в различного рода учебных заведениях или на производстве. Происходит окончательное становление характера, закладывается стереотип жизненных установок, избирательно возникают интересы, ценности, социальные навыки. 
 

2. Период зрелости

      Понятие «зрелый возраст» применяется для характеристики жизни людей в возрасте от 21 года до 59-60 лет у мужчин и от 20 до 54-55 лет у женщин. В свою очередь, он подразделяется на два периода: 1-й период от 21 года до 35 лет у мужчин и от 20 до 35 лет у женщин. Этот период коротко можно охарактеризовать как период относительного постоянства и устойчивости функций организма на максимально высоком уровне его развития. Второй период от 36 до 59-60 лет у мужчин и от 36 до 54-55 лет у женщин. У людей в этом возрасте отмечаются явления нейроэндокринной перестройки, постепенное, но прогрессирующее снижение основных физиологических показателей, появление первых клинических признаков заболеваний, свойственных более старшему возрасту, что в значительной степени обусловлено снижением адаптивных изменений, происходящих в организме (мелкие травмы, остаточные явления после перенесенных заболеваний, интоксикации разного происхождения, малые и большие стрессы и т.д.).

      Основанием  для объединения этих двух достаточно различных возрастных групп в  одну («зрелый возраст») послужило то обстоятельство, что именно в этом возрастном диапазоне человек занимается общественно полезным трудом и на него рассчитаны различные виды законодательства – трудового, уголовного и т.д. Кроме того, в усредненном виде можно говорить о том, что именно в этот период наблюдается максимум соответствия между календарным (паспортным) и биологическим возрастом.

      Несмотря  на то что в «зрелом возрасте»  выделены два возрастных периода, между  ними практически нет строго очерченной границы, или она зыбка и строго индивидуальна. Однако не без основания часто выделяют особый, рубежный возраст. У мужчин – это условно 40 лет, у женщин на несколько лет меньше, почти совпадающий с границей между первым и вторым периодами зрелого возраста. Этот рубеж – 40 лет – отличается рядом особенностей. С одной стороны, в возрасте 40 лет человек (в данном случае мужчина) достигает максимума (потолка) своих потенциальных возможностей. Интенсивность и производительность его труда, особенно умственного, очень высока. Накоплен большой жизненный и трудовой опыт. У большинства людей их знания, опыт приносят максимальную отдачу или только начинают ее приносить. Человек в свои 40 лет становится максимально полезным членом общества, его ценят и на работе и дома.

      Однако  именно в этом возрасте закладывается и начинает разыгрываться своеобразная трагедия – определяется несоответствие между физическим состоянием тела и умственным потенциалом «хозяина» этого тела, наблюдается разрыв между желаниями и возможностями их воплощения. В условиях, когда мозг работает с высокой интенсивностью и отдачей, а главное – еще способен работать в таком режиме достаточно долго, в организме начинаются деструктивные процессы и неблагоприятные перемены – он начинает стареть. И хотя до старости еще далеко, процесс накопления нежелательных отрицательных изменений необратим и неумолимо нарастает.

      В норме зрелый возраст характерен наличием прямой зависимости между  физическим развитием человека и  его календарным возрастом. Показателями физического развития организма человека можно считать массу и форму тела, состояние нервной, эндокринной, кровеносной и мышечной систем. Оценивается также состояние опорно-двигательного аппарата, форма позвоночника, осанка и другие морфологические и функциональные признаки.

      Возрастные  изменения после 40 лет жизни постепенно охватывают весь организм человека, все  его органы и системы. Выше мы частично охарактеризовали часть изменений  в мышечной системе. Помимо общего уменьшения собственно мышечной массы наблюдается  снижение эластичности мышц и связочного аппарата, уменьшаются сила мышц и соответственно физическая сила человека, возрастает скорость развития физического утомления и общее время, необходимое для восстановления затраченных усилий.

      В костной ткани меняется соотношение органических и минеральных составляющих. Если в юношеском возрасте минеральные вещества составляют не более 50%, то в среднем возрасте их концентрация достигает 65%, а у стариков - 80%. Следствием этого становится возрастание хрупкости костей, большая вероятность их излома при одновременно снижающейся способности к срастанию вследствие частичной потери способности к регенерации костной ткани. Аналогичная тенденция проявляется и в отношении суставов. С одной стороны, из-за уменьшения эластичности и гибкости связок и суставных сумок, а с другой – из-за постепенного «истирания» суставных поверхностей происходят заметное затруднение и ограничение движений. В наибольшей степени подобным изменениям подвержены коленные, тазобедренные суставы и суставы позвоночника, которые испытывают на протяжении жизни человека постоянные и наибольшие нагрузки. Эти изменения могут обусловливать или усиливать специфические заболевания опорно-двигательного аппарата: артриты, полиартриты, остеохондрозы и другие болезни, хорошо знакомые людям зрелого и пожилого возраста. Изменяется и осанка человека. В возрасте после 40 лет имеются уже заметные отличия во всем облике, особенно если сравнивать фигуру молодого человека с фигурой зрелого или пожилого. В последнем можно видеть большую грузность, движения более замедленны и экономичны, а в более старшем возрасте – уже просто осторожны. Отмечается разная степень сгорбленности.

      Естественные  возрастные нарушения отмечаются и  в деятельности сердечно-сосудистой системы. Ряд показателей, характеризующих уровень активности сердца, кровеносных сосудов, а также систем их регуляции в центральной нервной системе претерпевает определенные изменения. Если в возрасте 25-40 лет большинство этих показателей у здоровых людей находится в норме, то после 40 лет и в сердечной мышце, и в мышечной оболочке кровеносных сосудов происходит увеличение относительной доли соединительной ткани. Это приводит к сужению просвета сосудов, а мышечная ткань сердца ослабевает. В результате количество крови, протекающей по сосудам, уменьшается. Поскольку аналогичные изменения касаются и артериальных сосудов, питающих сердечную мышцу, то сердечная мышца «чувствует» последствия таких изменений еще сильнее. 

Информация о работе Индивидуальное (онтогенетическое) развитие организма. Возрастная периодизация