Возрастные циклы психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:12, реферат

Описание

Чем определяется психическое развитие человека, каковы основные возрастные этапы его развития, что приобретает человек на каждом этапе и какие главные аспекты психического развития выделяются в каждом возрастном периоде. Эти ответы на эти вопросы имеют не только научное, но и практическое значение. От знания и понимания причин, закономерностей, возрастных особенностей человека зависит организация системы обучения и воспитания, организации различных общественных институтов таких как детский сад, школа, профессиональное обучение, отношение к пожилым людям

Работа состоит из  1 файл

ВОЗРАСТНЫЕ ЦИКЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.docx

— 94.28 Кб (Скачать документ)

ВОЗРАСТНЫЕ ЦИКЛЫ  ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ           

 Чем определяется психическое  развитие человека, каковы основные  возрастные этапы его развития, что приобретает человек на  каждом этапе и какие главные  аспекты психического развития  выделяются в каждом возрастном  периоде. Эти ответы на эти  вопросы имеют не только научное,  но и практическое значение. От  знания и понимания причин, закономерностей,  возрастных особенностей человека  зависит организация системы  обучения и воспитания, организации  различных общественных институтов  таких как детский сад, школа,  профессиональное обучение, отношение  к пожилым людям. Например, если  психическое развитие человека  зависит от его генетики, то  есть врождено, то в таком случае, стратегия воспитания состоит в устранении помех для реализации его генетического багажа. Тогда социальное неравенство людей оправдано, а рассовое разделение  - естественно.  Если же истоки психического развития коренятся в среде ребенка, его социальном обществе, культуре, то следует предпринимать максимальные усилия для развития его способностей, совершенствовать систему обучения и воспитания, бороться с неравенством людей любого толка. Другой пример касается знаний об особенностях возрастных периодов человека.  Многие представляют, что младенческий возраст – это «животный» период в жизни человека. Младенец наделен одними инстинктами, не имеет своей индивидуальности. В этом случае ему необходимо только питание, сон, воздух и тепло. Безусловно все это необходимо младенцу, но, если понимать, что младенческий возраст – это период развития всех будущих психических образований, личности человека, то младенцу необходимо также  и общение с родителями, и развивающие игры, и упражнения, способствующие  его моторному развитию, ему необходима упорядоченная, разнообразная среда обитания и индивидуальный подход. Если мы представляем пожилой возраст как переход к немощности, слабости, потери памяти, снижению интеллекта, тогда и отношение к старикам будет как неполноценным людям, требующим терпения и снисхождения. Однако, если мы понимаем, что старение  является особым периодом жизни, на котором психические процессы организованы специфично, приспосабливая человека к  происходящим изменениям, тогда отношение к старикам, помощь им приобретает характер помощи не слабому, а такому же человеку. Это меняет психологический контекст и отношение к пожилым людям.

Приведенные примеры показывают значение представлений об особенностях возрастных циклов человека и истоках  его развития.  Эти знания помогут вам лучше понять себя, разобраться в тех противоречиях, с которым вы сталкиваетесь.         

 Чем определяется  психическое развитие человека?           

 Развитие человека  представляет непрерывную динамику  изменений. Эти изменения особенно  очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека  и старика. Развитие человека  от момента образования зародыша  будущей жизни до его смерти  называется онтогенезом ( от греч. онто - сущее+ генез - развитие). Термин онтогенез был введен немецким биологом Э.Геккелем. Много веков существует загадка появление сознания, эмоциональных переживаний, творческих взлетов, сложного внутреннего мира  у человека, который при рождении так хрупок и беспомощен, лишен возможности сказать о своих переживаниях и нуждах.            

 Еще в русле философских  концепций  высказывались противоположные взгляды на природу психики. Так, Джон Локк (1632 -1704) считал, что ребенок рождается, лишенный психического, он представляет собой Tabula rasa (чистую доску), на которой среда и общество должны сконструировать психику. Взгляды Локка отдавали предпочтение среде, как источнику психического, и отрицали роль врожденных, биологических факторов для психического развития человека. Это означало, что обучение играет главную роль в приобретении знаний о среде, возможности мыслить и созерцать.            

 Знания противоположные  представлениям Локка высказывались  швейцарским философом Жан Жаком  Руссо (1712 -1778), который склонялся  к “природной” точки зрения  на психическое развитие. Он считал, что природа - идеальный творец, и дети с рождения наделены  “хорошей” природой и, главное,  довериться ей, ее плану,  не мешать ее развитию и тогда из этих детей вырастут достойные члены общества. “Назад к природе”- этот призыв выражал воззрения Руссо на истоки человеческого развития, что означало незначительную роль обучения и воспитания в жизни человека.            

 Современная психология  развития отказалась от рассмотрения  вопроса о природе развития  психики в терминах: или биологическое,  или средовое (социальное, культурное) в пользу понимания важности  и того и другого факторов  в психическом развитии. Современная психология рассматривает и изучает взаимодействие биологических (генетических) и культурных (средовых) факторов как неразрывных звеньев процесса психического развития. Однако перед психологией стоит задача  раскрыть представление о единстве генетических и средовых факторов в психическом развитии человека.  

 

Генетические  и средовые факторы в психическом  развитии человека.

Новая область психологии - психогенетика интенсивно изучает этот вопрос. Ею уже получены существенные данные о роли генетических и средовых факторах в развитии интеллекта человека, некоторых заболеваниях (например, алкоголизм, аутизм), ведутся интенсивные исследования в области развития темперамента и личности человека.            

 Психогенетика сравнивает развитие людей с одинаковым набором генов, как у однояйцевых близнецов (монозиготных - МЗ) и сходным только на половину , как у разнояйцовых (дизиготных - ДЗ) близнецов. Другим методом исследования является сопоставление приемных детей с их биологическими родителями и усыновителями.            

 Два вопроса психологии развития адресованы генетическим исследованиям. Первый вопрос состоит в том, изменяется ли наследуемость в процессе развития? Второй вопрос: как генетические факторы распределены на разных возрастных отрезках. Когда оцениваются эффекты наследуемости, то важным является представление о том, возрастает ли роль наследственности в процессе жизненного цикла, либо она становится менее значительна. Большинство людей и даже специалистов, профессионально занимающихся проблемой развития, ответят, что роль наследственности становится менее важной в жизни человека с возрастом. Кажется, что жизненные события, образование, работа и другой опыт аккумулируются в течение жизни. Этот факт предполагает, что окружающая среда, особенности  образа жизни оказывают возрастающее  влияние на фенотипические различия, что с необходимостью ведет к уменьшению роли наследуемости. (Фенотип от греч.phaino –  являю + тип. – совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе индивидуального развития; фенотип определяется взаимодействием генотипа, как наследственной основы организма, и среды, в которой протекает его развитие). Наследуемость большинству людей представляется раз и навсегда заданной, а генетические эффекты неизменными от начала жизни до ее конца.

Данные генетики поведения  дают прямо обратные ответы на два  эти вопроса. Генетические факторы  становятся возрастающе важными, особенно для общей когнитивной способности в течение жизни. Например, лонгитюдное (от анг. Longitudinal -  продольный, это метод организации исследований, прослеживающий изменения, возникающие у одних и тех же людей на протяжении определеного периода времени) исследование (прослеживающее развитие одним и тех же людей на протяжении определенного времени) приемных детей в Колорадском проекте  представило данные для общей когнитивной способности (интеллекте) в диапазоне от младенчества до подросткового возраста. Корреляции между биологическими родителями и их родными детьми, которые живут от них отдельно,   увеличивается на 0.18 - у младенцев, 0.20 - у 10-летних детей и 0.30 - у подростков. Корреляции между приемными родителями и приемными детьми равнялись 0. Данные означают, что фамильная среда не так важна для общей когнитивной способности.

Различие между МЗ и  ДЗ увеличивалось особенно сильно во взрослом возрасте. Значение наследуемости  МЗ близнецов, выросших раздельно, оценивалось  на уровне 75% по сумме пяти исследований. Недавнее изучение близнецов, выросших вместе и врозь, в возрасте 60 лет, в рамках шведского проекта, наследуемость  оценивалась на уровне 80%. Это означает, что различие между людьми в их интеллектуальном развитие на 80 % обусловлены  действием генов.     

 Другим важнейшим фактом, для понимания природы психического  развития являются данные об  уменьшении эффектов общей среды  в развитии. Мировая литература  по близнецам указывает, что  общая среда для интеллекта  становиться незначительной во  взрослом возрасте, тогда как  ее вклад в индивидуальные  различия в детстве оценивается  на уровне 25%.

Ответ на второй вопрос: постоянна  ли величина генетических эффектов в  процессе развития, анализируется в  области психогенетики при помощи лонгитюдных исследований. Психогенетические исследования показали, что влияние генетических и средовых факторов неравномерно представлено как в различных аспектах психического развития, так и по своей интенсивности в течение жизни человека. Так, например, данные, полученные современными учеными, позволяют выделить два важных переходных периода генетических влияний в развитии интеллекта. Первый - это переход от младенчества к раннему детству и второй - от раннего детства к младшему школьному возрасту. Все теории когнитивного развития выделяют эти периоды как важнейшие.

Данные психологии развития и психогенетики указывают на то, что генетические и средовые факторы определяют становление человека. Большой вклад наследственности в интеллектуальное развитие является результатом того, что активизированы все генетические программы, тогда как незначительный вклад генетического на раннем этапе развития интеллекта указывает на то, что для реализации потенциала человека, среда (а значит и возможности и формы обучения, и родители, и общество) должны максимально способствовать реализации генетических возможностей ребенка. 

Развитие как  метафора эпигенетического ландшафта.     

 Представить себе как  происходит взаимодействие природных  и средовых факторов поможет  понятие “эпигенетического ландшафта” Ч.Уадингтона как метафора процесса развития.

На рис.1. представлена схема  эпигенетического ландшафта. Темный шар  обозначает развивающийся организм, расположенный среди холмов и  впадин, вдоль которых он может  катиться, следуя возможным путям  развития. Ландшафт накладывает ограничения  на движение катящегося шара, по мере того как он спускается с горы. Какой-то случай в окружающей среде может  подтолкнуть шар к изменению  курса и он попадет в более  глубокую впадину, которую труднее  преодолеть, чем более мелкую. Рисунок  иллюстрирует тот факт, что существует естественный путь, по которому может  пойти  развитие. Существует также и разная чувствительность к влияниям среды. Ограничения развития обозначаются термином канализация (движение по строго ограниченному пути). Канализация является тем процессом, который гарантирует некоторые аспекты развития, например, то, что мы имеем две руки и две ноги. Но и в этом случае могут быть сбои, что приводит к изменениям даже тех аспектов развития, которые кажутся нам универсальными и неизменными. Иногда дети рождаются без рук или ног,  когда процесс развития серьезно нарушается. Промежутки между впадинами эпигенетического ландшафта может быть представлено как критические точки в развитии, в которых процесс развития будет обретать некоторые конкретные формы, в зависимости от установленных факторов среды и времени. Переходы между соединяющимися впадинами могут отражать процесс развития между основными изменениями. Склон впадины показывает скорость процесса развития: неглубокие впадины отражают относительно устойчивые состояния, а крутые впадины отражают периоды быстрых изменений и переходы от одного способа организации к другому. В ходе переходов влияния среды могут иметь более серьезные последствия, но те же самые события могут и не иметь последствий в других точках эпигенетического ландшафта. Метафора эпигенетического ландшафта иллюстрирует важный принцип развития. Он заключается в том, что один и тот же результат может быть достигнут разными путями. Этот принцип “завершающего равенства” объясняет как развитие может быть более медленным или более быстрым у разных индивидов, так  как оно идет разными путями.  

 

Стадиальность и  непрерывность психического развития.     

          Современная психология располагает значительным объемом знаний о развитии человека, начиная с пренатального периода (до рождения). Один из основных вопросов, которые требуют своего решения, касается того, можно ли представить ход развития в виде непрерывных изменений постепенно совершающихся с человеком или это процесс скачкообразных изменений (стадии развития). Особенно очевидны быстрые и качественные перемены у детей первых лет жизни, когда даже наблюдающие  постоянно за ребенком родители признают стремительность и внезапность  изменений в развитии ребенка.     

 Понятие стадии используется  достаточно специфично. Оно подразумевает  тот факт, что происходят изменения  в сущности или характеристиках  индивида, которые  реорганизуют его поведение. Американский психолог Джон Флэйвелл предложил следующие критерии для стадий развития:

Стадии выделяются на основе качественных изменений. Они не связаны  только с возможностью делать что-то лучше или больше, но, прежде всего, с тем, чтобы делать это по- другому. Например, ребенок сначала начинает передвигаться, ползая по полу, а лишь затем начинает ходить. Это качественно  другой тип локомоции и поэтому  этот аспект моторного  развития является одной из характеристик стадии развития.

Переход от одной стадии к другой отмечается множеством одномоментных  изменений различных аспектов детского поведения. Например, когда дети учатся говорить, то это предполагает понимание  символического значения слов, и в  то же время они начинают использовать в игре символические свойства объектов, воображая, что кубик - это машина, а кукла - это человек. Таким образом, на данной стадии наблюдается широкое  распространение эффекта освоения символических функций.

Переходы между стадиями обычно происходят очень быстро. Хорошим  примером является стремительный рост подростка. Похожая, быстрая реорганизация  наблюдается и в других областях. Ребенок, осваивая родной язык, научается  первым 20 словам, а затем происходит  экспотенциальный  (от  экспонента – от лат. Exponere –  выставлять на показ, матем. – показатель степени; здесь означает изменение происходящие в степенной функции) рост количества выученных слов.

Многие ученые - психологии  следуют концепции стадийного развития: Ж. Пиаже, З. Фрейд, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Э.Эриксон и другие. Однако, не соглашаясь друг с другом по многим вопросам, существует почти полное согласие в том, что стадийность развитие совсем не исключает, а скорее предполагает непрерывность процесса. Более  того, непрерывность процесса развития обеспечивает преемственность перехода от одной стадии к другой. Эту взаимосвязь демонстрирует также эпигенетическая метафора (рис.1). Можно видеть, что развитие идет вдоль одной впадины (непрерывные изменения) пока оно не переходит в новую впадину  через критическую точку (скачкообразное изменение). Переходы в развитии приводят к изменениям в организации развивающегося ребенка, сохраняя преемственность с предыдущими стадиями. 

Информация о работе Возрастные циклы психического развития