Развитие жизненного цикла организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 17:57, курсовая работа

Описание

Таким образом, цель работы: определить технологии управления процессом развития предприятий в современных условиях хозяйствования на основе анализа жизненных циклов.

Задачи работы:

обосновать целесообразность применения модели жизненных циклов как инструмента управления изменениями на предприятиях;
провести анализ различных видов жизненных циклов и исследовать их взаимосвязи на соответствующих уровнях управления экономикой;

Содержание

Введение 3

1.Основы жизненного цикла организации 5

1.1. Понятие жизненного цикла организации 5

1.2.Модели жизненного цикла. 7

1.3.Основные стадии жизненного цикла организации. 11

2.Анализ жизненного цикла организации 17

2.1.Жизненный цикл организации ОАО «Когалымский молочный завод». 17

ОАО «Когалымский молочный завод» прошел следующие этапы жизненного цикла: 17

2.2.Анализ поведения ОАО «Когалымский молочный завод на стадии зрелости» 19

3.Развитие жизненного цикла организации. 21

3.1.Эволюция, кризис, революция 21

3.2.Перспективные модели теории эволюции организации. 22

Заключение 25

Приложение

Работа состоит из  1 файл

итог(курсовая).docx

— 213.39 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение 3

1.Основы  жизненного цикла  организации 5

1.1. Понятие жизненного  цикла организации 5

1.2.Модели  жизненного цикла. 7

1.3.Основные  стадии жизненного  цикла организации. 11

2.Анализ  жизненного цикла  организации 17

2.1.Жизненный  цикл организации  ОАО «Когалымский  молочный завод». 17

    ОАО «Когалымский молочный завод» прошел следующие этапы жизненного цикла: 17

2.2.Анализ  поведения ОАО  «Когалымский молочный  завод на стадии  зрелости» 19

3.Развитие  жизненного цикла  организации. 21

3.1.Эволюция, кризис, революция 21

3.2.Перспективные  модели теории  эволюции организации. 22

Заключение 25

Приложение 1 27

Приложение 2 28

Приложение 3 29

Приложение 4 30

Список  использованной литературы 31 
 

 

   

Введение

   Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Каждый день образуется множество новых фирм. Далеко не все из них способны успешно развиваться, добиваться успехов и достигать поставленных целей. Очень немногие организации способны существовать бесконечно долго, и ни одна не живет без изменений. Не сумевшие адаптироваться к постоянно меняющейся внешней среде предприятия погибают. В то же время компании, руководство которых отличается гибкостью, способностью предвидеть и адекватно реагировать на внешние изменения, процветают. Однако для эффективного управления организацией недостаточно уметь прогнозировать события. Руководству необходимо знать, на какой стадии своего развития находится компания, чтобы сконцентрировать усилия на тех задачах, которые на этом этапе необходимо решить в первую очередь. Именно поэтому данная тема является актуальной, т.к. руководитель обязательно должен уделять внимание вопросам функционирования организации. [2, c.74]

   В связи со значимостью этих вопросов данная  курсовая  работа посвящена  теме  – «Жизненный цикл организации».

   Таким образом, цель работы: определить технологии управления процессом развития предприятий в современных условиях хозяйствования на основе анализа жизненных циклов.

   Задачи работы:

  • обосновать целесообразность применения модели жизненных циклов как инструмента управления изменениями на предприятиях;
  • провести анализ различных  видов жизненных циклов и исследовать их взаимосвязи  на соответствующих уровнях управления экономикой;

   Объектом  исследования данной работы является изучение понятия «жизненный цикл организации»; рассмотрение созданных в разное время  моделей развития организаций;  подробное описание основных стадий эволюции компании; исследования современных  ученых, посвященных данной проблеме. Также в работе будет затронута проблема адаптации теории жизненного цикла организации к российской действительности. 

   При написании данной работы использовались научные труды следующих авторов: Р.Л. Дафт, Мексон, О.С. Виханский, А.И. Наумов. Были также использованы различные интернет источники и материалы периодической печати: журнал «Менеджмент в России и за рубежом».   Цели и задачи работы определили её структуру. Курсовая работа состоит из введения, в котором определяется актуальность темы исследования, цель работы  и задачи для ее реализации; первой  главы, в которой сформулированы  теоретические основы; второй главы, в которой  рассматривается практическое применение; третьей главы, в которой рассматриваются предложения по улучшению жизненного цикла организации и заключения, содержащего общие выводы в целом по работе.  
 

 

   

1.Основы жизненного цикла организации

1.1. Понятие жизненного цикла организации

   Учитывая  зависимость любой организации  от многих внешних и внутренних факторов, можно предполагать, что компании развиваются индивидуально, по особому, отличному от других, пути. Отчасти  это утверждение верно. Однако еще  в 60-х годах XX века было предложено провести аналогию между развитием организации и человека. Впоследствии был сделан следующий вывод: все компании эволюционируют по определенной закономерности, согласно своим внутренним законам, и, так или иначе, проходят несколько стадий в своем развитии. Под стадиями понимаются периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства. Итак, жизненный цикл организации – совокупность стадий, которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, отрочество, ранняя зрелость, расцвет сил, полная зрелость, старение, обновление. [4, c. 233]

   Выявленная  закономерность нашла свое отражение  в теории жизненного цикла организации. Периоды, в которые организация  принципиально изменяет ценности и  ориентации, называют циклами или фазами развития организации.    То есть жизненный цикл организации («онтогенез») отражает ее эволюцию («филогенез») от замысла до  исчезновения организации как отдельной  сущности. Причем время прохождения этапов цикла у различных организаций значительно отличается. На средний срок жизни организации влияет множество факторов. В их числе размер фирмы, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек) и многие другие.

   Модель  жизненного цикла была создана для  прогнозирования изменений, ожидаемых  в организации, находящейся в  той или иной стадии развития. Получив  информацию о пребывании организации  на определенном этапе, руководитель может  с большей долей уверенности  оценить правильность принятого  в фирме стиля руководства. Также  это позволяет предусмотреть  негативные явления, ожидающие компанию на следующей стадии и заблаговременно  предупредить их появление, либо (при  неизбежности их возникновения) предотвратить  возможные последствия. [4, c. 233-235] 

 

   

1.2.Модели жизненного цикла.

   На  сегодняшний день известно не менее  десяти моделей развития организаций, созданных в разное время. Примечателен тот факт, что большинство моделей  появились в США за период с 1967 по 1983г.г. В основе каждой из них предполагаются различные основания для происходящих изменений. Кратко рассмотрим некоторые  модели в их исторической последовательности возникновения.

   1)А. Даун: “Движущие силы роста” (1967).

   Это одна из самых ранних моделей, возникшая  на примере правительственных комитетов. После описания четырех различных  путей возникновения комитетов, Даунс предложил три основных стадии роста и развития организаций. Первая стадия - борьба за автономию - возникает до формального рождения или сразу же после него. Она характеризуется стремлением обрести законность и необходимые ресурсы от окружающей среды для достижения “порога выживания”. Вторая стадия - стремительного роста - включает быстрое расширение, где подчеркивается инновационность и креативность. Последняя стадия - замедления - характеризуется уточнением и формализацией правил и процедур. Кратко, эта модель представляет развитие правительственных организаций от установления обоснованности их существования к инновациям и расширению, и затем к формализации и контролю.

   2)Г. Липпитт и У. Шмидт: “Управленческое участие” (1967). Разработали одну из первых моделей жизненных циклов организации, работающей в частном секторе. Они преложили, что корпорации проходят три стадии в развитии: рождение - создание управленческих систем и достижение жизнеспособности; юность - развитие устойчивости и репутации; и зрелость - достижение уникальности и способности к приспособлению в изменяющихся областях работы. Эта модель описывает шесть основных задач управления, которые изменяются от стадии к стадии.

   3)Б. Скотт: “Стратегия и структура” (1971). Эта модель описывает три отдельных типа организаций, которые следуют в исторической последовательности. Скотт утверждает, что фирмы развиваются от неформальной (как он это называет - “шоу одного человека”) до формализованной бюрократии, и затем до разнообразных промышленных конгломератов.

   4)Л.Грейнер: “Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции” (1972). Основная предпосылка создания этой теории состоит в том, что будущее организации определено ее организационной историей в большей степени, чем внешними силами. В доказательство этому Л.Грейнер опирается на теорию европейских психологов о том, что поведение определяется предыдущими событиями, а не будущим. Перенося эту аналогию на организационное развитие, он обсуждает ряд стадий, через которые должны пройти развивающиеся компании. Таким образом, жизнь организации состоит в продвижении компании через стадии, где каждый эволюционный период создает его собственную революцию. Революция - бурный период в развитии организации, требующий серьезного пересмотра методов управления. Путь организации из одной стадии своего развития к следующей лежит через преодоление соответствующего кризиса данного переходного периода. [9, c. 113]

   5)У. Торберт: “Ментальность членов организации” (1974). В этой модели организационное развитие тесно связано с развитием чувства общности персонала. Развитие происходит от индивидуальности и диффузности групп к чувству принадлежности и причастности к коллективу. При этом не уточняются механизмы развития.

   6)Ф.Лиден: “Функциональные проблемы” (1975). На стадиях своего развития организации имеют различные функциональные проблемы - проблема адаптации к окружающей среде, приобретение ресурсов, достижение целей и поддержка образцов поведения.Первое, на чем фокусируется новая организация, по мнению Лидена, это адаптация и завоевание своей ниши в изменяющейся внешней среде. В основном это достигается через инновации. Второе - это приобретение ресурсов и развитие методов работы процедур. В третьих, придается особое значение постановке целей и получению прибыли. На четвертой стадии придается значение поддержанию поведенческих паттернов и институализации структур.

   7)Д.Кац и Р.Кан: “Организационная структура” (1978). Указанные исследователи строят свою модель развития организаций на тщательной разработке организационной структуры, в соответствии с этим они предлагают три основных стадии развития - стадия простых систем, устойчивая стадия организации и стадия разработки структур. После выхода этой работы, социальные организации стали рассматривать как “открытые” системы, которые характеризуются взаимодействием с внешней средой. Главные предпосылки успеха организации отыскиваются не внутри, а вне ее. Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, выполняет функцию методологического принципа организации и анализа данных, полученных в результате диагностики конкретной организации.

   8)И. Адизес: “Теория жизненных циклов организации” (1979). Эта модель является эволюционно-телеологической моделью организационного развития, рассматривающая указанный процесс как некий аналог процессов в развитии биологического организма. Процесс организационного развития представляется как естественный, поэтапный и запрограммированный, предусматривающий неизбежное и поэтапное прохождение организацией в ходе развития ряда обязательных фаз (стадий). В концепции указывается на невозможность перепрыгивания через указанные фазы.

   Его теория концентрирует внимание на двух важнейших параметрах жизнедеятельности  организации: гибкости и контролируемости (управляемости). [9, c. 115]

   В процессе роста любая компания сталкивается с определенными трудностями  и проблемами. На каждом этапе развития организации их условно можно разбить на две категории: 1) так называемые болезни роста, т.е. проблемы, обусловленные незрелостью компании и которых трудно избежать (как детские инфекционные болезни); 2)организационные патологии, или трудности, которые могут относиться на определенных этапах развития компании к болезням роста, но, будучи не преодоленными, превращаются в патологии, излечиться от которых самостоятельно компания уже не может. При правильной стратегии и тактике развития организации она может достигнуть расцвета и, в принципе, находиться в этом состоянии достаточно долго. В наличии этой принципиальной возможности - основное ограничение аналогии между развитием деловой организации и живого организма.

   9)Дж. Кимберли: “Внешний социальный контроль, структура работы и отношения с окружающей средой” (1979). Изучение создания и развития медицинских школ позволило Кимберли создать принципиально отличающуюся модель развития организаций. Он утверждает, что первая распознаваемая стадия возникает еще до фактического создания организации. На этой стадии происходит выстраивание ресурсов и формирование будущей идеологии. Все это приводит к переходу на вторую стадию развития, включающую выбор “главных схем перемещения”, найм персонала. Третья стадия включает формирование организационной идентичности. На четвертой стадии правила становятся более ригидными, структура - формализованной, организация становится более консервативной и предсказуемой в ответ на давление внешней среды.

Информация о работе Развитие жизненного цикла организации