Качесво химического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:08, дипломная работа

Описание

В последние годы очень много говорят и пишут о качестве образования -- как среднего, так и высшего -- в самых различных аспектах; разрабатываются различные модели и технологии оценки качества подготовки специалистов. Однако в научных исследованиях по этой тематике наблюдается не только отсутствие единства в понимании основных терминов, но и неоднозначность целого ряда исходных положений. Так, до сих пор по-разному толкуется основная категория педагогики -- "образование". Одна из научных педагогических конференций специально занималась этим вопросом, было рекомендовано использовать определение, данное в Законе РФ "Об образовании": образование -- это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Работа состоит из  1 файл

дипломная.doc

— 656.00 Кб (Скачать документ)

составлять уравнения  реакции с изучаемыми веществами. Например, при изучении темы «Химические  свойства оснований» учащиеся получают задание составить уравнения  возможных реакций взаимодействия гидроксида калия с веществами в  варианте №..( по вертикали или горизонтали) по выбору учителя.

        Как видим, УДК одного вида  можно использовать не по одной  теме, они действительные, их можно  использовать и в VII и в IX  и в X классах.

           

                  Химический диктант как метод контроля знаний учащихся

  Контроль результатов обучения – важная часть процесса обучения. Его задача заключается в том, чтобы определить, в какой мере достигнуты цели обучения. Обучающее значение контроля выражено в том, что он позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Воспитательное значение контроля велико. Проверка приучает учащихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретенных знаний и умений. У учащихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиться лучших результатов. Он воспитывает целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.

           Формы контроля зависят от способа организации или подачи     информации от учащихся к учителю.

          Различают индивидуальную,  дифференцированную,  групповую, фронтальную, устную, письменную, компьютерную, экспериментальную формы контроля знаний учащихся. Внутри этих форм различают методы контроля.

В последнее  время все большее значение приобретает  компьютерная форма контроля знаний учащихся. Однако не теряет своей актуальности и важности письменная форма контроля, которая может включать в себя методы: химический диктант, контрольная работа, самостоятельная проверочная работа, проверка письменного домашнего задания.

Химический диктант – метод, который относится к письменной форме контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется мыслительная деятельность учащихся, самопроизвольно запоминаются специальные сведения по предмету. Химический диктант несет дополнительные сведения к изучаемой теме, помогает понять применение

                                                   32 

химических знаний в производстве, медицине, быту. Он подтверждает связь науки с жизнью, осуществляет межпредметные связи, развивает кругозор, широту и научность взглядов, усиливает мотивацию к изучению предмета.

        Химический  диктант по неорганической химии  по теме «Обобщение знаний  об основных классах неорганических  соединений»

              После изучения темы «Основные классы неорганических соединений» в 8 классе проводится химический диктант, позволяющий проверить знания учащихся о свойствах оксидов, кислот, оснований и солей. Он развивает у учащихся способность легко различать формулы оксидов, оснований, кислот, солей, а также закрепляет знания учащихся по данной теме.

              Учитель записывает на доске изученные термины и зачитывает утверждения, в которых говорится о данных соединениях. Учащиеся записывают номер того утверждения, которое соответствует данному термину. На выполнение задания отводится 10 - 15 минут.

  • Оксиды (2,3,5,12,13,15)
  • Основания (4,7)
  • Кислоты (6, 14)
  • Соли (1,3,9,11)
  • Щелочи (4,7,8)
  1. Представитель этой группы веществ часто используется для приготовления пищи и носит название хлорид натрия. (соль - NaCl)
  1. Эти соединения образуются при горении простых веществ. (оксиды)
  2. Продукты реакций взаимодействия кислот и оснований относятся к классам... (оксиды - H 2O, соли)
  3. Вещество едкое кали относится к этому классу соединений. (основания, щелочи)
  4. Они бывают кислотные, основные, амфотерные. (оксиды)
  5. При растворении SO2 в воде образуется соединение, которое относится к классу... (кислот - H2SO3 - сернистая кислотfЭти соединения состоят из атомов металлов и гидроксильных групп. (основания, щелочи)
  6. Растворимые в воде основания называются... (щелочи)
  7. Эти соединения делятся на 3 группы. Бывают кислые, основные и средние... (соли)
  8. Соединения этого класса веществ используются под названием «сода» в быту. (соли - Na2CO3; NaHCO3)
  9. Соединения, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков, носят название... (соли)
  10. Соединения, общий состав которых выражается общей формулой RxOy, называются... (оксиды)
  11. Эти соединения образуются при разложении нерастворимых в воде оснований. (оксиды)

                                              33 

  1. С этими  веществами могут реагировать не все металлы, а лишь некоторые, стоящие  до водорода в ряду активности металлов, способные выделять его в свободном  виде. (кислоты)
  2. При восстановлении этих соединений водородом образуются чистые металлы. (оксиды)

        Диктант может быть предложен учащимся при повторении курса неограниченной химии 8 класса на первых уроках в 9 классе. Результаты и проверка диктанта проходят совместно с учащимися: исправляются ошибки, неточности.

 Проверка письменных домашних заданий и проверка тетрадей.

           Одним из видов контроля успеваемосги учащихся по химии является проверка           письменных домашних заданий и тетрадей. Проверку письменных домашних заданий целесообразно проводить:

           - проверкой тетрадей при обходе после устного ответа;

           - просмотром тетрадей ученика, вызванного для устного ответа;

            - проверкой тетради после урока (можно брать выборочно 2— З тетради на каждом уроке);

            - вызовом ученика к доске или с места по вопросам письменной домашней работы;

            - опросом всех учащихся по вопросам письменного домашнего задания;

             - путем практической (летучей) контрольной работы по материалу письменного домашнего задания.

            Приемы проверки целесообразно варьировать в зависимости от содержания задания и подготовки учащихся.

          Для активации класса учитель предлагает учащимся поменяться тетрадями и проверить домашнее задание друг и друга. Чтобы приучить учащихся систематически вести записи, надо регулярно проверять тетради, особенно в младших классах.

        Требования к ведению тетради по химии являются следующими:

    1. на каждом уроке записывается дата урока, тема;

      2) записываются  определения понятий, уравнения  реакций; делаются зарисовки демонстрационных приборов;

      3) условия  задач и управлений записываются  полностью. 

                                       34

           

            При выведении общей оценки за оформление тетрадей необходимо не только учитывать правильность и качество записей, но и обращать внимание на общую грамотность, на умение чисто и аккуратно вести запись и правильно делать необходимые рисунки. Оценка за тетради принимается во внимание при выведении четвертной оценки. Систематическая проверка письменных домашних заданий и тетрадей позволяет учителю получать дополнительный материал о недостатках работы отдельных учащихся, а также имеют возможность исправить недочеты своей предыдущей работы путем дополнительных упражнений в классе. Иногда результаты выполнения домашнего задания требуют перестройки планирования материала последующего урока.

     Проверка умений и навыков во время контрольных практических работ.

       Наибольшую роль в контроле знаний, умений и навыков имеют практические контрольные работы. При оценки контрольных практических работ необходимо учитывать не только содержание отчета, но и качество проведения эксперимента.

Для фиксации наблюдений за работой всех учащихся в классе можно использовать следующую форму  на примере

Практической  работы № 2 «Получение кислорода и изучение его свойств»

 
 
    Ф.И. 

учащегося

                              Навыки и умения
Собирание прибора для получения О2 Нагревание Собирание О2 Испытание тлеющей  лучинкой Изучение горения  в кислороде Общая культура труда Итоговая оценка
 

            Оценка практических умений и навыков входит в общую оценку практической работы учащегося при проверки отчетов.

                                                     35

           

           Рассмотрение формы и методы контроля на уроках химии дают учителю возможность анализировать, совершенствовать методику преподавания, что позволяет повышать качество преподавания предмета

                              Практические занятия 

           Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, учит школьников безопасному и экологическому грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

           Практические занятия образуют строгую систему формирования практических умений.

          Они бывают двух типов: проводимые  по инструкции (напечатаны в учебнике, в специальной рубрике) и экспериментальные  задачи, не содержат инструкции, а только условие.

            На практическом занятии в начале урока должна быть проведена краткая беседа о правилах техники безопасности, о самостоятельной подготовке к работе дома, проверить знание приемов и, если надо напомнить о них снова, ответить на вопросы учащихся.

             Оформить занятие учащиеся должны тут же на уроке в специальных тетрадях За отчет по практическому занятию ставят оценку. Приложение №2 Подготовку учащихся к решению экспериментальных задач можно проводить поэтапно:

            1 .Сначала задача решается всем  классом теоретически. для этого необходимо проанализировать условие задачи, сформулировать вопросы, на которые нужно дать ответ для получения окончательного результата, предложить опыты, необходимые для ответа на каждый вопрос.

            2. Один из учащихся решает задачу у доски теоретически.

            З. Учащийся у доски выполняет  эксперимент. После этого класс  приступает

к решению  аналогичных задач на рабочих  местах.

             Экспериментальные задачи целесообразно  распределять по вариантам, чтобы  добиться большей самостоятельности  и активности в процессе работы. 

                             Решение химических  задач. 

            Решение химических задач способствует  осуществлению связи обучения  с жизнью, воспитывает трудолюбие, целеустремленность, вырабатывает  мировоззрение, так как в задачах легко реализуются межпредметные связи.

            Развивающая функция решения  задач формирует рациональные  приемы мышления, устраняет формализм  знаний, прививает навыки самоконтроля, развивает самостоятельность.

             Образовательная роль задач выражается в том, что, расчетные задачи раскрывают перед учащимися количественную сторону химии как точной науки. Через задачи осуществляется связь теории с практикой, в процессе их решения закрепляются и совершенствуются химические понятия о веществах и процессах.

                                                         36

                                              
 

Итак, решение  задач:

                -учит мыслить, ориентироваться  в проблемной ситуации;

                - проявляет взаимосвязь представлений и понятий;

                - ведет к лучшему пониманию  учащимися химических явлений  в свете важнейших теорий;

Информация о работе Качесво химического образования