Качесво химического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:08, дипломная работа

Описание

В последние годы очень много говорят и пишут о качестве образования -- как среднего, так и высшего -- в самых различных аспектах; разрабатываются различные модели и технологии оценки качества подготовки специалистов. Однако в научных исследованиях по этой тематике наблюдается не только отсутствие единства в понимании основных терминов, но и неоднозначность целого ряда исходных положений. Так, до сих пор по-разному толкуется основная категория педагогики -- "образование". Одна из научных педагогических конференций специально занималась этим вопросом, было рекомендовано использовать определение, данное в Законе РФ "Об образовании": образование -- это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Работа состоит из  1 файл

дипломная.doc

— 656.00 Кб (Скачать документ)

                 - позволяет установить связь  химии с другими предметами, особенно  с физикой и математикой;

                 - является средством закрепления в памяти учащихся химических законов и важнейших понятий;

                - служит одним из способов  учета знаний и проверки навыков,  полученных в процессе учения  предмета;

                 - воспитывает в процессе изучения  у учащихся умение использовать полученные знания для решения практических проблем, тем самым связывая обучение с жизнью и деятельностью человека. 

                     Анализ задачи

    Каждая задача складывается из совокупности данных — условия задачи — и вопроса (задания). Кроме этого, в ней есть система зависимостей. которые связывают искомое с данными и данные между собой. Задачи анализа: 1) выявить все данные; 2) выявить зависимости между данными и условиями; 3) выявить зависимости между данным и искомым.

            Пример. Определите объем водорода, образовавшегося при взаимодействии избытка соляной кислоты с цинком массой 195 г.

     m(2п) = 195г                            195 г.         V-?

    ____ _________              2НС1+ Zn= ZnСI2+Н2     

     V (Н2) -?                                   65г./моль   22.4 л.

                                                        

                                             V (Н2) =−−−

                                       Ответ:  V (Н2)=67,2 л.            

      Работа с литературой.

    Необходимость использования в учебном процессе самостоятельной работы учеников с учебником не вызывает сомнения.

                                       37 
     
     

    Она производит навыки самостоятельной работы с книгой, развивает умение составлять план выбирая главное из прочитанного, позволяет лучше понять и запомнить содержание учебного материала.

             Учебник.- это основной источник знаний по предмету. средство формирования учебных умений и овладения приемами познавательной деятельности. В процессе обучения учебник выполняет информативную, обучающую, развивающую и воспитывающую функции.

                Умение учащихся работать с учебником во многом зависит от того, как эту деятельность организует учитель.

                    Учебник для учеников - наиболее  важно пособие среди всех других учебных пособий, .энциклопедий и словарей химических терминов и понятий. Он является основным источником знаний предмета, а также средством формирования учебных умений и средством овладения приемами познавательной деятельности. Работу учащихся с книгой нужно начинать именно е организации работы с учебником.

                    Структура и методический аппарат  учебника должны быть хорошо  известные и ученикам, и учителю  и использоваться ими в учебной  работе.

                    Многие ученики считают, что читать учебник и понять его можно лишь после объяснения учителя, потому после пропуска уроков они нередко отказываются отвечать, ссылаясь на то, что не слышали объяснений учителя.

                  Как правило, у таких учеников  не сформирована привычка рассуждать над текстом учебника, самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, изучая содержание параграфа.

                  Ученикам, которым тяжело в работе  с текстом или методическим  аппаратом учебника, на разных  уроках нужно иметь инструкции следующего содержания:

                  Как работать с текстом учебника

         1. Прочитайте название темы, заглавие  параграфа, подумайте есть ли  связь с материалом, изученным  раннее.

         2. Прочитайте весь параграф. Удостоверьтесь, что новые термины и понятия вам ясны. Рассмотрите предложенные к тексту иллюстрации и постарайтесь понять в них главное.

         3. Выучите определение понятий,  формулировки законов и правил, которые есть в тексте.

          4.Составьте план прочитанного.Обдумайте, в какой последовательности лучше пересказывать текст.  

           Тяжелый текст прочитайте снова,  разбирая по абзацам 

                                                      38 
 
 

 

         5. Проверьте, все ли задания в конце параграфа или темы вы можете выполнить. Непонятное выясните у товарищей или учителя.

        Работу с методическим пособием, учебником необходимо предусмотреть не только в младших, но и в старших классах. Только тогда у учеников будет сформировано умение работать с учебными пособиями, и они самостоятельно смогут ими пользоваться в дальнейшем. 

               Письменные работы, контролирующего характера. 

         Оптимальным можно считать только такое обучение, которое способствует самообучению, овладению приемами самостоятельного приобретения знаний я их применения.

         Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса.

         Но для того чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия. важнейшее из которых— объективность проверки знаний.

         Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку контрольных вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты.

          Один из путей разрешения проблем оперативной оценки знаний учащихся применение индивидуальных тестовых заданий. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки.

           Чаще всего  используют тесты со свободно конструируемыми ответами учащиеся сами составляют короткие однозначные ответы) и тесты с выборочными ответами. Последние дают возможность учащимся лучше понимать общие и отличительные качества изучаемых объектов, легче классифицировать различные явления.

             Систематическая проверка знаний  не только способствует прочному усвоению учебного предмета, но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, т.е. повышается объективность проверки знании. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету. Варианты заданий индивидуальны для каждого, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся.

             Оптимальны тесты, содержащие 8-12 вопросов при 4-5 выборочных ответах,  из которых правильный лишь  один. 
 
 

                                                   39 
 
 

          

              В первые применяя такой контроль, учитель обязательно психологически готовит учащихся к выполнению тестовой работы, т.е. знакомит их с построением вопросов и ответов, техникой заполнения карточки ответов и критериями опенки. Важно предупредить учащихся, что невнимательность может привести к неправильным выводам об уровне их знаний.

            В тестовые задания необходимо  включать вопросы, позволяющие  проконтролировать знание химических  формул, валентности, названий веществ,  их классификации, строения атома.  Эта первая группа вопросов.

           Примером могут быть такие вопросы:

                  • Какая электронная формула  описывает строение атома серы?

                  • Сколько электронов на внешнем  энергетическом уровне атома  германия?

                  • Укажите формулу кальцинированной соды.

           Вторая группа вопросов охватывает  решение простейших расчетных  задач. Главное при их составлении  — акцентировать внимание на  химической, а не на арифметической  стороне вопроса. Поэтому наряду  с текстом задачи можно привести  молярные массы сложных веществ, уравнение химической реакции.

        Какой объем хлороводорода (н.  у.) потребуется для нейтрализации

раствора, содержащего 20 г гидроксида натрия? (НСI + + NаОН = NаС1 + Н2О;.   М(NаОH) = 40 г/моль.)

Задачи такого типа легко решаются в уме.

         Третья группа вопросов связана  с решением экспериментальных  задач.

В трех пронумерованных  пробирках находятся растворы карбоната  натрия Na2СОз, хлорида бария ВаСl2 и гидроксида калия КОН.

         В каждую пробирку прилили  раствор серной кислоты. В пробирке 2 выпал белый осадок, а в пробирке З наблюдалось выделение пузырьков газа. Определите, в каких пробирках находятся указанные вещества.

         Вопросы четвертой группы проверяют  знание химических законов, свойств  веществ.

       Химическая реакция произойдет между парой веществ:

                           а) Си и ЕеО4

                           б) А1 и МgСI2

                           в) Zп и ГеСI2

                           г)Fе и ZпSО4

         Составляя ответы, целесообразно  включать правдоподобные и избегать заведомо ложных и абсурдных. В качестве неправильных можно использовать ошибочные ответы учащихся, которые предварительно были обнаружены в ходе обычного опроса.

С целью обеспечения  самостоятельной работы всех учащихся контрольные задания (тесты) лучше составлять в 3 вариантах.(   Приложение З)

 

 Вывод

             Повышение эффективности урока - главное задание учителя. Успешное его выполнение во многом зависит от методики учебы, которая дает возможность вооружить учеников глубокими и крепкими знаниями,

                                                     40 
 
 

научить их работать самостоятельно.

             Имея недостаточно сформированные  организационные умения, ученики  не всегда могут самостоятельно  планировать свою работу, рационально организовывать свой труд, осуществлять самоконтроль.                                                                   Организовать такие умения должен учитель, применяя самостоятельную работу учащихся.

           Развитие самостоятельности учеников - это цель деятельности как учителей так и учеников, поэтому учитель должен создать условия для побуждения ученика к самостоятельной работе, такой режим самостоятельной деятельности, который бы дал возможность реализовать главную цель - развитие личности ученика, ее творческого потенциала.                                      Организовать  самостоятельную работу так, чтобы каждый ученик работал бы на полную силу своих возможностей.

         Самостоятельная работа оказывает  значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

         Практический опыт показал, что:

          1. Систематически проводимая самостоятельная  работа (с учебником по решению  задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

Информация о работе Качесво химического образования