Качесво химического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:08, дипломная работа

Описание

В последние годы очень много говорят и пишут о качестве образования -- как среднего, так и высшего -- в самых различных аспектах; разрабатываются различные модели и технологии оценки качества подготовки специалистов. Однако в научных исследованиях по этой тематике наблюдается не только отсутствие единства в понимании основных терминов, но и неоднозначность целого ряда исходных положений. Так, до сих пор по-разному толкуется основная категория педагогики -- "образование". Одна из научных педагогических конференций специально занималась этим вопросом, было рекомендовано использовать определение, данное в Законе РФ "Об образовании": образование -- это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Работа состоит из  1 файл

дипломная.doc

— 656.00 Кб (Скачать документ)

           2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

           З. При тщательно продуманной  методике проведения самостоятельных  работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.

          4. С течением времени при систематической  организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы.

            В результате для выполнения  примерно одинаковых по объему  и степени трудности работ  учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

             Широкое применение самостоятельной работы учеников на уроках, таким образом, дает возможность успешно решать много учебно-воспитательных задач: повысить сознание и прочность усвоения знаний учениками; выработать у них умение и привычки, которых требует учебная программа; научить пользоваться приобретенными знаниями и умениями В  

                                                          41 
 
 

жизни, в общественно полезной работе, развивать у учеников познавательные

способности, наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность во время усвоения знаний; прививать им культуру умственной и физической работы, учить их самостоятельно, продуктивно и с интересом работать; готовить учеников к тому, чтобы они могли эффективно заниматься после окончания школы.

Оценка  качества деятельности учащихся на разных этапах урока химии

Оценка  учитывает объем, уровень и качество овладения учеником знаниями, умениями и навыками. Объем знаний по определенному предмету - это перечень ведущих понятий, законов, идей теорий, которые лежат в основе данной науки и интерпретируются в школьных программах.

     Овладение объемом ведущих теоретических  знаний предшествует формированию у учащегося определенных общеучебных умений и навыков. Различные уровни усвоения знания определяются его качеством, под которым подразумевают определенные характеры, характеристик усвоенных знаний, умений и навыков (например полнота, прочность, глубина, оперативность, гибкость, действенность и т.д.) кроме того; оценка отражает не только объем, уровень и качество усвоения знаний. Ее функции сложны и разнообразны.

     Социальная  функция проявляется в требованиях предъявляемых обществом к уровню подготовки выпускника школы. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.

     Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным результатом усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи: устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

     Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

Правильно организованный контроль и оценка снимают  у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность и самоконтроль.  

                                                        42 
 
 
 

             Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки

(включая  и отметки) создает определенный  эмоциональную реакцию ученика.  Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может  и огорчить, записать в разряд 

«отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.

     Реализация  этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается  в том, что эмоциональная реакция  учителя должна соответствовать  эмоциональной реакции школьника (радовать вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

     Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная ее особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

     Функция управления очень важна для самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так…», «что нужно сделать чтобы…») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимся.

          Как оценить ученика? – вопрос непростой!

Несомненно, оценка – это индикатор знаний, способностей и желания учиться (что немаловажно) учащегося и  отношения к нему учителя (один из необъективных факторов).

Поэтому так важно для учителя правильно, справедливо, без излишнего формализма и строгости оценивать способности  и знания ребенка. Важно чтобы  низкая оценка стала не наказанием, а дополнительным стимулом, а высокая  не стала поводом к расслаблению или временной паузой в учебном процессе.

         Для педагога, работающего в режиме  личностно-ориентированного обучения, приоритетное значение имеют  анализ и оценка полученного  на уроке результата, а именно: - обогащённость субъектного опыта ребёнка (знания, умения и навыки); - рост умений в учебной деятельности (учебно-познавательный интерес, целеполагания, действия оценки и контроля); - индивидуальное продвижение ученика в режиме творческого развития.  

              Методы и приёмы оценки: - рефлексия на разных этапах работы урока. Применять специфические для каждого ученика эталоны: результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлым результатом и тем самым показывается динамика его развития. Оценка, полученная учеником на

                                                   43 
 
 
 

уроке, включает в себя не только базовые  знания, но и способность ученика  осуществлять рефлексивные действия.

            В современной школе важной формой организации учебного процесса являются индивидуально –дифференцированный подход к учащимся. Школа призвана создать условия для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями.

           В обучении химии дифференциация обусловлена спецификой учебного предмета: у одних учащихся усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, у других проявляются выраженные способности к изучению этого предмета. В данной ситуации учителю надо учитывать и позновательные интересы учащихся, и индивидуальные особенности их развития.

             Обязательные минимумы содержания (общего) и среднего (полного) образования  определяют минимальный  обьем содержания учебного предмета.

              При усвоении минимума знаний  необходимо определить, какую

                  Оценку ставить ученику: если»удовлетворительно», то у него не будет стимула к изучению предмета; если  «отлично»  -  какую же отметку ставить ученику, который знает больше? Учитель невольно ориентируется на обьем содержания.

        При дифференцированном подходе  учащиеся получают право и  возможность выбрать уровень  обучения, учитывая свои способности,  интересы, потребности.

        Более обоснованной является  трехуровневая дифференциация знаний.

        Первый уровень – минимальный отвечает минимальным установкам образовательного стандарта. Если учащиеся, ориентируясь в  учебном материале по случайным признакам, выбирают задания репродуктивного характера, решают шаблонные, ранее разобранные задачи, то за выполнение таких заданий они получают отметку «3».

         Если учащиеся пользуются способом  получения тех или иных фактов, ориентируясь на признаки, присущие  группе сходных обьектов, проводят  анализ этих фактов, решают задачи, они получают отметку «4».Такой уровень овладения материалом, и, соответственно, уровень заданий (второй) называют общим.

         Но есть ученики, которые интересуются  предметом, находят свой способ  решения тех или иных задач,  способны переносить знания в  нестандартные ситуации, выполнение  заданий такого уровня (третьего), называемого продвинутым, оценивается отметкой «5».

        Все учащиеся имеют право выбирать  уровень обучения.

           

 

Особенности педагогического  контроля усвоения содержания образования и  оценка результатов  образовательного процесса

   Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества                         образования

                                              44 

 

           Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ. 
     Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деятельности учебного заведения, относится к естественным нормам, учитывая то, что результаты каждого учащегося должны быть как минимум средними. Другими словами, выставленная преподавателем оценка почти всегда показывает "нормально", что, очевидно, ограничивает ее ценность. 
     Современный подход к оценке результатов в общем образовании является более критичным. Действительно, сами подходы и выбор критериев оценки стали значительно более тщательными. В то же время более осторожно начали подходить к возможности использования результатов оценки в целях педагогической или селективной диагностики, о чем мы поговорим позже.

  • Чтобы быть использованными с той или иной целью, результаты оценки должны иметь три качества:
    • они должны быть "валидными" (четко соответствовать программам преподавания),
    • жестко объективными и стабильными (т.е. не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характера экзаменующего),
    • "доступными" (т.е. время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть доступны данному государству).

             В большинстве стран переход из одного класса в другой сегодня основывается на системе постоянного контроля, осуществляемого классными руководителями или преподавателями той или иной дисциплины. Классических экзаменов по окончании учебного года практически больше не существует, они рассматриваются как определенные дополнения к постоянному контролю за деятельностью учащихся. Во многих случаях постоянный контроль также дополняется такими формами, как тесты, зачеты, организуемые вне учебного заведения регулярно и в течение всего учебного года.

Информация о работе Качесво химического образования