Статистический анализ импорта табачной продукции за 2008 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 21:38, курсовая работа

Описание

Целью работы является проведение статистического анализа импорта табачной продукции в РФ за 2008 год.

Основные задачи:

1. раскрыть сущность и назначение статистических индексов индексов, используемых при проведении факторного анализа внешнеторгового оборота и показателей эффективности (фактически не применяемые на практике);

2. определить динамику и текущее состояние рынка табачной продукции;

3. определить объемы табачных изделии в РФ;

4. описать импортные операции табачных изделий;

5. дать статистическую оценку импорта табачной продукции за 2008 год.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы статистики внешнеэкономической деятельности 5
1.1Сущность, формы и условия развития внешнеэкономической деятельности 5
1.2 Значение внешнеэкономических связей для экономики России 11
1.3 Государственное регулирование ВЭД 15
Глава 2. Обзор российского рынка табачных изделий 18
2.1 Динамика потребительского спроса 18
2.2 Динамика импортных поставок 22
2.3 Производство табачных изделий 24
2.4 Производители 28
Глава 3. Статистический анализ импорта табачной продукции за 2008 год 34
3.1 Сущность и назначение индексов 34
3.2 Индексы, используемые при проведении факторного анализа внешнеторгового оборота и показателей его эффективности (в таможенной статистике фактически не применяются) 36
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Работа состоит из  1 файл

Статистический анализ импорта табачной продукции за 2008 год.doc

— 422.00 Кб (Скачать документ)

     К результатам развития ВЭД в мировой  экономике можно отнести углубление международного разделения труда, увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику, экономию общественного  труда в странах, активно осуществляющих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и участие в других формах внешнеэкономических связей, укрепление политических, культурных связей, расширение круга стран, достигших полной конвертируемости их валют. [4]

     1.2 Значение внешнеэкономических связей для экономики России

 

     ВЭД представляет собой совокупность методов  и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных  отношений с зарубежными странами. Главной причиной возникновения  и развития ВЭС между странами является международное разделение труда.

     Основные  направления развития ВЭС в современных  условиях: восстановление и развитие экспортного потенциала страны; использование  иностранных кредитов для технического переоснащения; повышение конкурентоспособности российских товаров на внешнем рынке на основе модернизации производства; изменение структуры импорта за счет увеличения удельного веса продукции промышленного производства в форме высокоточных технологий; обеспечение экономической безопасности страны за счет совершенствования экспорта и импорта.

     Переход к открытой рыночной экономике требует  преобразований во внешнеэкономической  сфере с тем, чтобы обеспечить включение России в мировое хозяйство. В современных условиях интеграция экономической жизни идет по многим направлениям: через обмен средствами производства, технологиями, информационными структурами, развитие торговли, рост обмена научно-техническими знаниями, международную миграцию рабочей силы. В настоящее время происходит качественное обновление технологической базы производства за счет: внедрения ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий; изменения структуры производства и потребления; использование экспорта научно-технической информации научно-технических услуг.

     На  рубеже XXI века ВЭС России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.

     Изучение  и творческое осмысливание процессов  и тенденций, характеризующих внешнеэкономическое развитие нашей страны на этом переломном этапе, составляют важную задачу экономической науки. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с изменениями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития. Эти явления, бесспорно, многообразны. Среди них наиболее актуальным сегодня представляется процесс вхождения России в постоянно развивающуюся мировую экономику при сохранении своей национальной безопасности и наращивании конкурентоспособности своей продукции, как на международном, так и на внутреннем рынках. Не менее важно также предвидеть, как те или иные варианты развития событий могут повлиять на место России в будущем многополюсном мире, стремясь к реализации наиболее предпочтительного для нас варианта.

     Заметную  роль в формировании мирового экономического сообщества, углублении взаимных контактов, ориентации экономики страны на внешний рынок играет применение новых форм экономического взаимодействия, выходящих далеко за пределы традиционных торговых связей. Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах. Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.

     Однако  спад промышленного производства, ухудшение  конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной  экспортной политики, непостоянность валютного курса рубля отрицательно влияют на структуру и динамику экспорта в стране. По этим же причинам происходит рост доли топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения, а, следовательно, возрастания роли сырьевых регионов во внешнеэкономических связях и убывания тех, которые специализируются на производстве продукции металлургии, химии и нефтехимии.

     Ужесточение таможенной и налоговой политики, задолженность государства иностранным  партнерам вызвало сокращение удельного веса оборудования и технологий в импорте. Еще не до конца доработано Российское законодательство, где были бы определены полномочия регионов, возможность их участия во внешнеэкономических связях, разграничение собственности отдельных субъектов, определения статуса природных ресурсов в регионах, распределение доходов от экспортных и импортных пошлин между Федерацией и ее субъектами. Все это является сильным тормозом в развитии внешнеэкономических связей, а значит, развития экономики страны в целом. Тем не менее, не смотря на возникающие трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о некотором улучшении экономической ситуации в стране, а также о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.

     Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране связан с коренными изменениями форм и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего развития. Десятки тысяч предприятий, независимо от их принадлежности к государственному или частному сектору, организационной формы, размеров имущества, сферы деятельности, состава собственности, получили возможность активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве.

     Но  в целом это положительное  явление, имеет существенные недостатки, объективно сдерживающие широкое и экономически выгодное вовлечение в процесс мировой торговли отечественных предприятий. Один из таких недостатков – отсутствие необходимого опыта, а порой и элементарных знаний об условиях и особенностях деятельности на непривычном для наших предприятий международном рынке. Фирмы могут стать участниками внешнеэкономической деятельности по разным причинам:

  • фирмам может потребоваться закупка сырья, товаров и оказание услуг за рубежом для ведения своего бизнеса, поскольку необходимые материалы, товары и услуги нельзя получить от отечественных производителей;
  • многие фирмы могут получать прибыль, продавая свои товары или услуги на рынках за рубежом;
  • другие фирмы действуют как посредники между покупателями и продавцами в разных странах.

     Т.е. все они участвуют в международной  торговле.

     Международная торговля представляет собой процесс  купли-продажи, осуществляемый между  покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Он связан с множеством практических финансовых затруднений для фирм, участвующих в нем.

     Любая международная торговая сделка подразумевает  под собой договор между сторонами, находящимися в разных странах, участвующими в ней. Однако, чтобы стать полноправным участником международной торговли, необходимо заключать договоры на взаимовыгодных условиях, а для этого надо знать и учитывать множество тонкостей, связанных с ведением внешнеторговых операций на международном рынке. И поскольку российские предприятия имеют не столь большой опыт деятельности на внешнем рынке, то целью этой работы является выявление основополагающих моментов не только для выхода на международный рынок, но и укрепление позиций российских предпринимателей на нем, а также желание помочь избежать им ошибок при заключении внешнеторговых договоров.

     На  данный момент договор международной  купли-продажи превалирует в экономическом  обороте, поскольку большинство  операций мировой торговли связанно с реализацией разнообразных  товаров. Сделки купли-продажи, оставаясь  неизменными по сути, претерпевают серьезные изменения по форме: появляются новые элементы, усложняется их структура и содержание. [4]

     1.3 Государственное  регулирование ВЭД

 
---

     Основные  цели государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности состоят в следующем:

  • использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;
  • содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;
  • создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
  • защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;
  • создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и организациями.

     Государственное регулирование ВЭД в России в  условиях рыночной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

  • единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;
  • единство системы государственного и негосударственного регулирования и контроля за его реализацией;
  • перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
  • четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
  • обеспечение равенства всех участников ВЭД.

     Особое  значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

  • определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;
  • разработка соответствующих федеральных программ;
  • защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;
  • разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;
  • подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;
  • организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;
  • определение и реализация валютной политики страны;
  • формирование и использование золотовалютных резервов РФ;
  • контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);
  • разработка платежного баланса РФ и т.д.
  • Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:
  • осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
  • контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;
  • предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);
  • заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);
  • иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.
  • Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:
  • координация действий участников ВЭД;
  • выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);
  • разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;
  • регулирование приграничной торговли;
  • информационное обеспечение ВЭД. [1]

Глава 2. Обзор российского рынка табачных изделий

2.1 Динамика потребительского спроса

 

     Экономическая либерализация в России конца  ХХ в.– начала ХХI в. привела к росту потребления табачных изделий. Согласно данным ВОЗ,  увеличилась доля лиц,  ежедневно курящих: с 30% в 1991 г. до 37% в 2008 году. Статистика демонстрирует устойчивый тренд к росту доли курящих в РФ, тогда как в странах ЕС, напротив, отмечается тенденция к понижению.

     

     Это выглядит еще более наглядно, если рассматривать ситуацию не в общем формате, а в разрезе отдельных стран. Потребление табачных изделий снижается даже в странах – бывших республиках СССР.

Австрия
 
 
Грузия
 
 
Норвегия
 
 
 Беларусь    Германия    Польша  
 Бельгия    Венгрия    Республика  Молдова  
 Болгария    Израиль    Российская Федерация  
 Чешская Республика    Италия    Испания  
 Дания    Казахстан    Швеция  
 Эстония    Литва    Таджикистан  
 Финляндия    Люксембург    Турция  
 Франция    Нидерланды    Украина  
 Соединенное Королевство    ЕС        

Информация о работе Статистический анализ импорта табачной продукции за 2008 год