Статистический анализ ФОМС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является всесторонний анализ деятельности фонда обязательного медицинского страхования.
Исходя из поставленной цели работы основное внимание было уделено решению следующих взаимосвязанных задач:
1) рассмотреть сущность, структуру и функции Фонда обязательного медицинского страхования;
2) проанализировать показатели деятельности Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...….3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования системы обязательного медицинского страхования ………………………………...…………..5
1.1. Структура фонда обязательного медицинского страхования…..…………..5
1.2. Задачи и функции Фонда Обязательного медицинского страхования……10
1.3. Источники финансирования медицинской помощи…………………….…15
Глава 2. Статистический анализ показателей деятельности Республиканского Фонда Обязательного Медицинского страхования Республики Башкортостан …………………………………………………………………………….20
2.1. Обязательное медицинское страхование в Республике Башкортостан……20
2.2. Статистическая оценка работы Фонда Обязательного медицинского страхования………………………………………………………………. ………...25
2.3. Пути совершенствования деятельности фонда обязательного медицинского страхования на федеральном и региональном уровнях…... …….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...40
СПИСОК ЛИТЕАТУРЫ……………………………………………………………...…43

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 343.00 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...….3

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования системы обязательного медицинского страхования ………………………………...…………..5

    1. Структура фонда обязательного медицинского страхования…..…………..5
    2. Задачи и функции Фонда Обязательного медицинского страхования……10
    3. Источники финансирования медицинской помощи…………………….…15

Глава    2.   Статистический анализ показателей деятельности Республиканского Фонда Обязательного Медицинского страхования Республики Башкортостан …………………………………………………………………………….20

      2.1.   Обязательное медицинское страхование в Республике Башкортостан……20

    2.2.   Статистическая оценка работы Фонда Обязательного медицинского    страхования………………………………………………………………. ………...25

    2.3.  Пути совершенствования деятельности фонда обязательного медицинского страхования на федеральном и региональном уровнях…... …….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...40

СПИСОК  ЛИТЕАТУРЫ……………………………………………………………...…43

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………...…...45 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Обязательное  медицинское страхование - составная  часть системы социального страхования. Создание внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, социального страхования, обязательного медицинского страхования) явилось первым организационным  шагом в попытке реформирования системы социального страхования в России. Система медицинского страхования, как один из секторов рыночной экономики, формирует собственную структуру финансовых ресурсов и затрат, вступает в финансовые отношения с другими субъектами финансового рынка.

     Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что на современном этапе  развития экономических отношений  государственная система основана на принципе прямого финансирования лечебно-профилактических учреждений и гарантирует бесплатную медицинскую помощь, что представляет собой систему общественного здравоохранения, экономическую основу которой составляет финансирование из Фонда обязательного медицинского страхования. Фонд обязательного медицинского страхования образуется за счет различных источников финансирования: средств государственного бюджета, взносов предприятий, предпринимателей и работающих. В узком смысле это процесс поступления финансовых ресурсов и их расходование на лечебно-профилактическую помощь, дающий гарантию получения этой помощи, причем ее объем и характер определяются условиями страхового договора.

     Целью курсовой работы является всесторонний анализ деятельности фонда обязательного  медицинского страхования.

     Исходя  из поставленной цели работы основное внимание было уделено решению следующих взаимосвязанных задач:

1) рассмотреть  сущность, структуру и функции  Фонда обязательного медицинского  страхования;

2) проанализировать показатели деятельности Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан;

3) исследовать  пути совершенствования деятельности ФОМС на региональном уровне.

     Теоретическую базу исследования, проведенного в  курсовой работе составили нормативно-правовые акты (Конституция РФ, Гражданский  Кодекс РФ, федеральные законы), регламентирующие деятельность ФОМС РФ, а также опубликованные в периодический изданиях «Финансы», «Российский Экономический Журнал» материалы о деятельности фонда медицинского страхования.

     Информационную  базу исследования, проведенного в  курсовой работе составили, следующие источники: учебники и учебные пособия таких авторов, как Бородин А.Ф., Акерман С.Г., Стародубцев В.И. и др., статьи и публикации Гехта И.А., Гришина В.В., Резникова А.А., прочая научная литература.

Предметом исследования в курсовой работе выступает система финансовых и общественных отношений связанных с обязательным медицинским страхованием граждан в Российской Федерации.

     Объектом  исследования является Фонд обязательного  медицинского страхования Республики Башкортостан.

     Методологическую  основу курсовой работы составляют общенаучный метод познания, метод экономического и статистического анализа, сравнение и другие приемы исследования.

     Практическая  значимость исследования заключается  в том, что сделанные в работе выводы могут быть использованы в учебном процессе для формирования более полного представления о структуре, функциях, финансах фонда медицинского страхования, а также критического подхода к анализу доходов, расходов, базовых и территориальных программ обязательного медицинского страхования в Республике Башкортостан.  
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования системы обязательного медицинского страхования 

    1. Структура фонда обязательного медицинского страхования.
 

     Обязательное  медицинское страхование (ОМС) является частью государственного социального страхования, наряду с пенсионным обеспечением, социальным страхованием и социальным обеспечением из средств Государственного фонда занятости населения РФ. Согласно Закону «О медицинском страховании граждан в РФ», ОМС обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счёт средств ОМС в объёме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Так же этим законом определён круг лиц, участвующих в системе ОМС и обеспечивающих ее работоспособность.

     В России действуют Базовая и Территориальные  программы ОМС, в рамках которых  определяется, какая именно амбулаторно-поликлиническая  и стационарная помощь, в каких  именно учреждениях здравоохранения и при каких заболеваниях оказывается гражданам, проживающим постоянно или преимущественно на данной территории, за счёт средств ОМС, а также проведение каких именно мероприятий по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение, осуществляется за счёт указанных средств. Базовая программа ОМС разрабатывается Министерством здравоохранения РФ и утверждается Правительством РФ. Территориальные программы ОМС утверждаются органами государственного управления субъектов РФ на основе базовой программы.

     Федеральный фонд обязательного медицинского страхования  реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной  части государственного социального  страхования. Федеральный фонд ОМС  осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и уставом Федерального фонда ОМС. Федеральный фонд ОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.

     Федеральный фонд ОМС является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца. Полное официальное наименование — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, сокращенное наименование — ФОМС.

     Система обязательного медицинского страхования  создана с целью обеспечения  конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской  помощи, закрепленных в статье 41 Конституции  Российской Федерации.

     Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

     Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование  является Закон Российской Федерации  «О медицинском страховании граждан  в Российской Федерации», принятый в 1991 году. С этого момента было положено начало развитию новой отрасли здравоохранения – страховой медицине.

     Закон установил правовые, экономические  и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определил средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой модели финансирования здравоохранения.

     Обязательное  медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

     Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы  Федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования.

     Органы  управления Федеральным фондом.

     Управление  Федеральным фондом осуществляется коллегиальным органом — правлением и постоянно действующим исполнительным органом — директором.

     К компетенции правления Федерального фонда относится решение следующих вопросов:

     1) утверждение перспективных планов  работы Федерального фонда;

     2) рассмотрение проектов бюджета  Федерального фонда и отчетов  о его исполнении, утверждение  годовых отчетов о результатах  деятельности Федерального фонда;

     3) определение направлений и порядка использования доходов Федерального фонда, в том числе полученных от использования временно свободных средств и нормированного страхового запаса, а также порядка покрытия убытков;

     4) утверждение порядка направления  финансовых средств на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, на выполнение целевых программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

     5) рассмотрение проектов базовой  программы обязательного медицинского  страхования и предложений о  тарифе взносов на обязательное  медицинское страхование;

     6) рассмотрение разрабатываемых Федеральным  фондом проектов нормативных  актов по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования;

     7) принятие решений о внесении  в установленном порядке предложений  по определению норматива средств  на содержание Федерального фонда,  о рекомендациях по определению  норматива средств на содержание территориальных фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций;

     8) формирование ревизионной комиссии.

     Состав  правления Федерального фонда в  количестве 11 человек утверждается Правительством Российской Федерации. Срок полномочий правления 3 года.

     Правление возглавляет председатель. Председатель правления имеет одного заместителя. Председатель правления и его  заместитель избираются правлением Федерального фонда. В состав правления  входит по должности директор Федерального фонда.

     В состав правления могут входить  представители федеральных органов  законодательной и исполнительной власти и общественных объединений.

     Федеральные органы законодательной и исполнительной власти и общественные объединения  до истечения срока полномочий правления вправе внести в Правительство Российской Федерации предложения о замене кандидатур, ранее внесенных и утвержденных Правительством Российской Федерации в качестве членов правления.

     Заседание правления считается правомочным, если в нем участвуют не менее двух третей членов правления.

     Решение правления принимается простым  большинством голосов присутствующих на заседании членов правления.

     Заседания правления проводятся не реже одного раза в 3 месяца.

     Директор  Федерального фонда назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации.

     Первый  заместитель директора Федерального фонда назначается на должность  и освобождается от должности  Правительством Российской Федерации.

     Директор  Федерального фонда осуществляет руководство текущей деятельностью, несет персональную ответственность за ее результаты и подотчетен правлению Федерального фонда.

Информация о работе Статистический анализ ФОМС