Содержание образования иностранному языку в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 00:00, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение и определение содержания обучения иностранному языку в средней школе. На современном этапе развития нашего общества значимость изучения иностранного языка возрастает, возрастает потребность в овладении иностранным языком как средством общения. Обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений в модернизации средней общеобразовательной школы.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 102.50 Кб (Скачать документ)

 

          ВВЕДЕНИЕ 

 

 

 Тема данной курсовой работы- содержание обучения иностранному языку в средней школе на современном этапе. Исследованием этой проблемы занимались многие педагоги: Маслыко Е. А., Щукин А.Н., Соловова Е.Н., Бим  И.Л. и другие. Проблема содержания в методике обучения иностранным языкам продолжает оставаться одной из самых актуальных. Немаловажное значение имеет взаимосвязь содержания обучения с социальным заказом общества. С его развитием, а также в связи с историческими преобразованиями в мире менялись и цели, и содержание обучения в целом.    Целью работы является изучение и определение содержания обучения иностранному языку в средней школе. На современном этапе развития нашего общества значимость изучения иностранного языка возрастает, возрастает потребность в овладении иностранным языком как средством общения. Обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений в модернизации средней общеобразовательной школы. Содержание обучения иностранным языкам составляет одну из важных проблем методики, так как оно призвано ответить на вопрос: чему учить?     Предметом данной курсовой работы является содержание обучения иностранному языку на современном этапе. Проблема отбора содержания обучения иностранному языку занимает важное место, поскольку содержание обучения должно быть направлено на достижение  учащимися порогового уровня владения языком, формирование способности пользоваться языком практически в различных ситуациях общения, оно должно включать несколько важных компонентов, способствующих достижению цели.   Основная цель данной курсовой работы- определить и описать основные компоненты содержания обучения иностранному языку в средней школе на современном этапе. Основными задачами являются: определение основных целей обучения иностранному языку в средней школе; выделение структуры содержания обучения иностранному языку; описание коммуникативной компетенции как основной цели обучения иностранному языку, а также ее основных видов и уровней.         Первый раздел курсовой работы посвящен целям обучения иностранному языку. Цели обучения иностранному языку – самая важная методическая категория. Определение цели определяет весь последующий выбор. Цель определяет содержание обучения. В данной главе будет раскрыта сущность такой категории как цель обучения. Также в этой главе будут выделены различные виды и аспекты целей обучения иностранному языку.   Во втором разделе курсовой работы будет раскрыта сущность понятия «содержание обучения иностранному языку», рассмотрены различные способы и принципы отбора содержания обучения. А также будут описаны основные компоненты содержания обучения иностранному языку.    В третьей главе данной работы будет раскрыто понятие коммуникативной компетенции как основной цели обучения иностранному языку, а также будут представлены ее основные компоненты и уровни.    Таким образом, все разделы тесно взаимосвязаны и вытекают один из другого. Вся работа в целом подчеркивает значимость и актуальность данного аспекта методики при изучении иностранного языка.  

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Цели обучения иностранному языку в средней школе на современном этапе

 

 

1.1 Понятие цели обучения иностранным языкам.           Основные цели обучения иностранному языку в средней школе

 

 

Категория «цель» восходит к таким понятиям, как «причина» и «следствие» и определяется как предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия [2, с. 114].

В исследованиях, рассматривающих эволюцию во взглядах на категорию цели, отмечается двойственная природа этой категории, наличие в ней реального и идеального начала, объективного и субъективного. Цели, будучи порожденными реальным объективным миром, отражают объективные отношения действительности, и в этом плане они объективны. Однако, преломляясь в сознании людей и выступая как некая идеальная схема, как мыслимая, но еще не реализованная перспектива деятельности, цель в известной мере идеальна и субъективна [1,с. 189]. Говоря о целях обучения можно сказать, что цель- это заранее планируемый, но пока еще не реализованный результат обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся.учебной деятельности [2, с. 138].

Кроме того, в применении к обучению цели также  представляют собой отражение объективных  потребностей развития общества в тот  или иной исторический период, причем потребностей по отношению к формированию личности, ее свойствам, необходимым для осуществления общественно полезной деятельности.

Целевой компонент структуры процесса обучения иностранному языку детерминируется  потребностями современного общества и представляет собой педагогически сформулированный социальный заказ общества, зафиксированный в различного рода государственных документах, например, в проекте Временного государственного образовательного стандарта по иностранным языкам, учебных программах по иностранным языкам и т.п.

При этом поставленная цель обучения иностранному языку переводится в субъективный, личностный план, т.е. осознается и присваивается как учителем иностранного языка , так и учащимися. В таком случае цель выступает как один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который  характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и путей его реализации с помощью определенных средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему [22, с. 313].

Одной из важных характеристик цели обучения вообще и цели обучения иностранным языкам в частности является то, что цель обучения всегда социальна и определяется социальным заказом общества. При этом цели преподавания иностранных языков в несколько большей степени, чем у других предметов, определяются общественным социальным заказом, политикой государства.

Можно сказать, что социальный заказ по отношению  к подрастающему поколению является исходным пунктом в определении стратегической цели обучения иностранным языкам. Определяя стратегическую цель школьного образования, необходимо ответить на вопросы: какие качества, знания и умения должны быть сформированы у школьника, чтобы он мог найти свое место в быстро изменяющемся мире. К чему должна готовить школа подрастающее поколение, если мир столь динамично изменяется и жизнь требует от личности способности принимать активное и вместе с тем позитивное участие в этих изменениях? Основным направлением работы школы в данном вопросе является «формирование у учащихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира и обеспечение тем самым интеграции личности в системы мировой и национальной культур» [4, с. 71]. Отсюда следует, что у обучаемых должна быть сформирована способность воспринимать понимать эту культуру, интерпретировать и усваивать ее, т.е. взаимодействовать с окружающим его миром.

Таким образом, определив социальный заказ общества и стратегическую цель обучения языкам, можно определить цели обучения иностранным языкам в школе.

Цель  обучения иностранному языку и в  объективном и в субъективном плане является комплексной, многоаспектной, интегративной, а потому в методике обучения иностранному языку чаще всего речь идет не о цели, а о целях, например, о практической (прагматической, коммуникативной)¸ которая предусматривает практическое овладение и владение им как средством общения на иностранном языке, средством иноязычной коммуникации, а также о развивающей, воспитательной, общеобразовательной [7, с. 114].

Практическая цель. Реализация этой цели предполагает овладение учащимися языком как средством общения, а также формирование ряда общеучебных умений (таких, как умение работать с книгой, логично и последовательно излагать свои мысли, делать учебные записи, пользоваться современными технологиями обучения), обеспечивающих эффективность  овладения зыком в заданных параметрах. Таким образом, практическая цель в современно методике понимается шире, нежели только способность к коммуникации, приобретаемой в процессе обучения ( часто практическая и коммуникативная цели рассматриваются как синонимичные понятия). Она включает также знания, навыки и умения технологического характера, обеспечивающие и стимулирующие процесс овладения языком.    Реализация практической цели в условиях средней школы имеет особенности, которые отражают главную задачу школы - дать общее начальное образование и тем самым заложить фундамент для получения специальности. Этот уровень определяется как пороговый и в соответствии с Государственным стандартом по иностранным языкам (1998) предусматривает овладение учащимися всеми видами речевой деятельности. При этом уровень обученности школьников в области чтения может быть выше по сравнению с другими видами речевой деятельности (продвинутая коммуникативная компетенция) про причине его наибольшей доступности, в то время как в говорении, восприятии речи на слух и письме достигается уровень элементарной коммуникативной компетенции, предусматривающей возможность общения в ограниченном числе стандартных ситуаций.       Таким образом, под основами практического владения языком в средней школе понимается ограниченный, но коммуникативно достаточный уровень, обеспечивающий несложное по содержанию и языковому оформлению общение в пределах лексических и грамматических минимумов, тем и ситуаций общения, зафиксированных требованиями к элементарному (уровень выживания), допороговому (базовому) и пороговому уровням владения языком [21, с. 109].

Развивающая цель предусматривает как целостное развитие личности ученика, так и развитие его отдельных психический функций, качеств и свойств. Появляется в деятельности преподавателя, направленной на развитие языковых способностей учащихся, культуры речевого поведения, общеучебных умений, интереса к изучению языка, таких свойств личности, как устойчивые положительные эмоции, волевые качества, память и др. [21, 118].

 Воспитательная цель предусматривает выработку у учащихся осознанной гражданской позиции, готовности к жизни и труду,  внимательного отношения к партнерам по общению. Эта цель обучения реализуется через отношение обучающегося к языку и культуре его носителей и предполагает решение задач, обеспечивающих формирование уважительного и доброжелательного отношения к народу, язык которого стал предметом изучения; системы моральных ценностей и оценочно-эмоционального отношения к миру; положительного отношения к языку, культуре народа, говорящего на этом языке, отношения, способствующего развитию взаимопонимания, толерантности; понимания важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения в условиях международного сотрудничества; чувства справедливости, осознанного отношения к нравственным поступкам и действиям людей, желания разобраться в возникшей ситуации, сделать правильный нравственный выбор [21, с.117].

Общеобразовательную цель обычно связывают с расширением у учащихся кругозора за счет знакомства с культурой страны изучаемого языка [22, с. 265].

Эта цель предполагает использование изучаемого языка для повышения общей культуры учащихся, расширения их кругозора, знаний о стране изучаемого языка и – посредством языка - об окружающем мире в целом. Общеобразовательная цель обучения достигается в процессе анализа используемых на занятиях текстов, бесед с учащимися, обсуждения актуальных проблем, при просмотре видеофильмов и др. При реализации этой цели улучшается практическое владение не только изучаемым, но и родным языком в результате сопоставления двух систем двух языков и существующих в них способов выражения мыслей. Достижение общеобразовательной цели вносит вклад в развитие логического мышления учащихся (такие задания, как составление плана, тезисов, рассказ по плану),а также способствует совершенствованию культуры общения, приемов умственного труда (работа с книгой, справочной литературой). Достижение общеобразовательной цели предусматривает приобретение учащимися страноведческих и лингвострановедческих знаний [21,с.115].

Основной  целью обучения иностранным языкам, согласно программно-методическим материалам (за 2000 г.) является развитие способности  школьника к общению на иностранном языке [17, с. 20].

Новая концепция  содержания образования в школе  по предмету «Иностранный язык» ставит перед обучением иностранным языкам более широкие цели, а именно:

1) Формирование и развитие коммуникативной культуры школьников (формирование и развитие языковой, речевой и социокультурной компетенции, необходимой и достаточной для общения в пределах порогового и продвинутого порогового уровня; обучение нормам межкультурного общения на иностранном языке; развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке в условиях официального и неофициального общения).

2) Социокультурное развитие учащихся (изучение родного языка и родной культуры и иностранных языков и культур других народов, развитие у школьников способностей представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения).

3) Ознакомление учащихся со стратегиями самонаблюдения за своим коммуникативным развитием по мере продвижения от одной ступени обучения иностранному языку в школе к другой, что позволит им ставить и достигать собственные задачи в изучении иностранного языка.

4) Формирование у школьников уважения к другим народам и культурам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем.

  1. Развитие мотивации к изучению второго иностранного языка.

6) Развитие самообразовательного потенциала молодежи с учетом многообразия современного многоязычного и поликультурного мира.

7) Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения языков и культур [15, с. 34].

На основе целей обучения иностранным языкам  в школе, изложенных в данной концепции, Н.Д. Гальскова дает следующее определение  цели. Цель обучения иностранным языкам заключается в развитии у учащегося способности к межкультурному взаимодействию и к использованию изучаемого языка как инструмента этого взаимодействия [5, с. 3].

Для понимания целей обучения иностранным языкам, поставленных перед современной школой, рассмотрим цели обучения во взаимодействии трех их основных аспектов, по мнению Н.Д. Гальсковой,: прагматического, когнитивного и общеобразовательного [3, с. 14].

 

 

1.2 Аспекты целей обучения иностранному языку

 

 

Современное обучение иностранным языкам рассматривается  в трех аспектах: прагматическом, или практическом, когнитивном и общеобразовательном. Прагматический аспект обучения иностранным языкам связан с формированием определенного комплекса знаний, навыков и умений, совокупность которых позволяет успешно осуществлять иноязычное речевое общение. Когнитивный аспект входит в сферу таких категорий как знания, мышление и процессы понимания, задействованные в ходе приобщения учащегося к иностранным языкам, культуре страны изучаемого языка. Когнитивный аспект есть собственно развивающий аспект обучения. В свою очередь, общеобразовательный аспект означает рассмотрение обучения иностранным языкам с позиции его воспитательно-образовательного воздействия на личность обучаемого [3, с. 76]. Поскольку язык – это, прежде всего средство практического общения, то начать,  будет целесообразно с прагматического аспекта.

Информация о работе Содержание образования иностранному языку в средней школе