Преподавание фонетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:55, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является попытка кратко рассмотреть возможную
методику введения фонетического материала, дальнейшей работы над ним и
способы предотвращения типичных ошибок.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2

Теоретическая часть:

Связь слухопроизносительных навыков с различными видами речевой
деятельности…………………………………………………………...4

Методика работы над фонетическим материалом и выработка
слухопроизносительных навыков…………………………………………….7

Ознакомление учащихся с новым фонетическим

материалом…………………………………………………………………………17

Обучение интонации……………………………………………………………..23

Обучение технике чтения вслух……………………………………………...26
Пути преодоления интерференции слухопроизносительных
навыков……………………………………………………………………………….33
.
Выводы по теоретической части…………..……………………………38


Практическая часть. Фонетические упражнения.……………………40


Выводы по практической части…..………………………………..……46
Заключение……………………………………………………………………47

Приложение………………………………………………………………..….48

Список используемой литературы…………………………………..….51

Работа состоит из  1 файл

Преподавание фонетики.doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

       прекращалась,  поскольку  считалось,  что  навыки  сформированы   на

       начальном этапе; хотя именно этот тип навыков можно считать наиболее

       подверженным деавтоматизации;

     > попытки сразу поставить безукоризненное  произношение  были  напрямую

       связаны  с  подробными  объяснениями  артикуляции,   что   ведет   к

       чрезмерной теоретизации учебного процесса.

     В настоящее время методисты  считают, что работа над совершенствованием

произношения  должна проводиться в течение  всего срока обучения,  хотя  роль

этой работы и ее характер меняются на различных  этапах. 

    Начальный   этап.   На   начальном   этапе    происходит    становление

слухопроизносительных навыков, которое  включает  в  себя:  ознакомление  со

звуками, тренировку учащихся в их  произношении  для  формирования  навыков,

применение  приобретенных навыков в устной речи и при громком чтении.

    На этом этапе материальная  звуковая оболочка еще не слилась   с  мыслями

органически, заключенными  в  образце.  Она  еще  сама  по  себе  привлекает

внимание  учащихся.  Следовательно,  задача  первого  этапа  заключается   в

автоматизации слухопроизносительных навыков,  направив  усилия  учащихся  на

элементарный  обмен мыслями.

    Здесь превалируют устные формы  работы над языковым материалом. Однако в

процессе  чтения и письма характер  работы  над  произношением  не  меняется.

Громкое  чтение  -  типичное  для  этого  этапа  –  создает   дополнительные

возможности для развития слухо  -  произносительных  навыков.  Письмо  также

часто   сопровождается    проговариванием    вслух,    в    процессе    чего

слухопроизносительным навыкам уделяется необходимое внимание.

    Ознакомление  с  фонетическим  явлением  происходит  путем   наглядной,

несколько утрированной  демонстрации  его  особенности  в  звучащем  тексте.

Последовательность  предъявления  фонетического  материала   диктуется   его

нуждами для  общения.  Поэтому  с  первых  шагов  приходится  иногда  вводить

звуки, которые  является наиболее трудными,  не  имеющими  аналога  в  родном

языке. Например, такой звук, как [ р  ]  встречается  в  первых  же  уроках,

поскольку необходим для произнесения артикля.

    В обучении произношению оправдал  себя аналитико -  имитативный   подход.

Учитывая, что  единицей обучения  является фраза, учащиеся  повторяют  пример

за учителем или записью. Если учащиеся не допустили  ошибок  в  произношении,

они переходят  к работе  над  следующими  примерами.  Если  же  преподаватель

заметил  какие-либо  недочеты,  звуки,  подлежащие  специальной   отработке,

вычленяются из связного целого и   объясняются  на  основе  артикуляционного

правила. Это аналитическая часть работы. Затем эти звуки снова включаются  в

целое,  которое  организуется  постепенно:  слоги,  слова,   словосочетания,

фразы, и  проговариваются  учащимися  вслед  за  образцом.  Это  имитативная

часть.

    Такой  подход  к  обучению  фонетическим  навыкам  на  начальном  этапе

обеспечивает   одновременное   усвоение   учащимися   и   фонетических,    и

грамматических, и  лексических,  и  интонационных  особенностей  английского

языка в  нерасчлененном  виде.  При  такой  постановке обучения  оказывается

просто ненужной тренировка изолированного звука, так  как  звуки  практически

никогда не функционируют в изолированном  виде.

    Артикуляционные  правила   носят  аппроксимированный  (приближенный    к

правильному)   характер.   Фактически,   это   правила-инструкции,   которые

подсказывают  учащимся, какие органы речи (губы, язык)  принимают  участие  в

произнесении  звука. Например, чтобы произнести звук  [e],  нужно,  произнося

русское «е», растянуть губы в улыбку, рот почти  закрыть, губы напрячь.

    Опыт  показывает,  чем   короче,   лаконичнее   объяснение,   тем   оно

эффективнее. Например:

      - полугласный звук [w] получится правильным, если вы представите, что

        целуете кого-то;

      - носовой [?] можно сравнить со  звоном колокола (бим-бом, дин-дон).

    Изобретательность учителя подсказывает  ему другие оригинальные и   легко

запоминающиеся  правила-инструкции.

    Замечено,   что   неординарно    сформулированные    правила-инструкции

запоминаются  учащимися на всю жизнь; нередко уже давно утрачены и  звуки,  и

все остальное, а меткое объяснение учителя остается в памяти и через  десять

лет после  окончания  школы.  Однако  наиболее  рационально  воспользоваться

психологической  особенностью  учащихся  младших   классов   -   прекрасными

имитационными  способностями  -  и  шире  использовать   эффективный   прием

обучения - имитацию.

    При  ознакомлении  с  фонетическими   явлениями  объяснение  обязательно

должно чередоваться с демонстрацией «эталонов», которые  учащиеся  слышат  от

учителя или  в записи. Затем следует интенсивная  тренировка  в  произношении,

которая опять  таки происходит на основе «эталонов». Тренировка включает  два

типа упражнений: активное слушание образца и осознанная имитация.

    Для  того  чтобы  слушание  было  действительно  активным,  оно  должно

предваряться  задачами, помогающими  привлечь  внимание  учащихся  к  нужному

качеству  звука,  интонемы.  Оно  стимулирует  выделение  из   потока   слов

конкретного звука,  подлежащего  усвоению.  Поднятием  руки  или сигнальной

карты учащийся показывает учителю, как он узнал  звук.

    Упражнения в активном слушании  являются обязательной  составной   частью

упражнений  в развитии слухопроизносительных  навыков;  они  шлифуют  слух  и

подводят  учащихся к упражнениям в воспроизведении.

      Удельный вес упражнений в   воспроизведении  должен  быть  значительно

выше предыдущих. Ведь они представляют собой осознанную имитацию  «эталона».

Они  мобилизуют  все  усилия  учащихся  и  направляют  их   в   качественное

воспроизведение нового звука. Простая имитация,  без  осознания  особенности

иноязычного  звука,  недостаточно  эффективна,  так  как  учащиеся   склонны

воспринимать  иноязычные звуки сквозь призму  произносительной  базы  родного

языка. В  отношении некоторых звуков это безопасно, однако  с  другими  может

быть чревато  нарушением  коммуникации.  Проводимые  регулярно  упражнения  в

осознанной  имитации  помогают  преодолеть  межъязыковую  и   внутриязыковую

интерференцию.

    Повышению качества  сознательной  имитации  способствует  дирижирование

учителя. При  этом следует научить учащихся  определенной  символике  жестов.

Долгота  изображается  горизонтальным  движением  руки,  краткость  звука  -

быстрым дугообразным; лабиализованные гласные – движением  руки вперед  и  ее

округлением  (имитация  положения  губ).  Особенно  важно  дирижировать  при

обучении  интонации: ударение демонстрируется  энергичным взмахом  руки  снизу

вверх,  подъему  тона  соответствует  плавное  движение  руки   вверх,   его

понижению - вниз. Дирижирование учителя – это важная  наглядная опора для

учащихся   на   стадии   становления   слухопроизносительных   и    ритмико-

интонационных навыков.

    Предметом   тренировочных   упражнений   могут   являться    звуки    и

звукосочетания, помещаемые во все более крупные единицы: от  слога  -  через

слово - к  словосочетанию  и  тексту.  Работа  над  произношением  при  этом

проходит  путь от слушания текста к тексту, создаваемому учащимся.

    При становлении произносительных  навыков широко используются  следующие

организационные формы: хоровая,  индивидуальная  и  парная.  Хоровая  работа

позволяет  увеличить   время   тренировки:   каждый   учащийся   многократно

произносит  нужные  звуки.  Помимо  этого,  произнесение  хором  подчеркивает

произносительные  особенности звуков, делает их более  наглядными,  благодаря

воспроизведению их всеми  учащимися  в  унисон.  Кроме  того,  такая  работа

способствует  уменьшению  и  снятию  комплексов,  языкового  барьера.  Однако

эффект  хоровой  работы  зависит  от  того  как  она  будет   сочетаться   с

индивидуальной. Важно чередовать  эти  два  вида,  так  как  произнесение  в

одиночку  повышает ответственность каждого  ученика в отдельности.

    Для осознанной имитации целесообразно  давать учащимся материал,  ценный

с точки  зрения содержания:  песни,  рифмовки,  афоризмы,  стихи,  пословицы,

поговорки. На начальном этапе - считалочки и  поговорки, на более  поздних  -

истинные  образцы поэтического слова.

    Особую  привлекательность  в   этой  связи  представляют  художественные

произведения  или   их   фрагменты,   при   усвоении   которых   наблюдаются

межпредметные связи, в частности с  литературой,  искусством.  В  результате

ценный  материал  не  только  обогатит  память  учащихся   произносительными

эталонами,    но    будет     одновременно     способствовать     расширению

общеобразовательного  горизонта, что в конечном итоге  сыграет  положительную

роль в  развитии мотивации учения.

    Средний и старший этапы. Можно  было бы предположить, что сформированный

на начальном  этапе слухопроизносительный навык  на  последующих  этапах  сам

собой  совершенствуется  под  влиянием   расширяющегося   и   углубляющегося

Информация о работе Преподавание фонетики