Перевод авторских неологизмов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:17, курсовая работа

Описание

Цель перевода (как ее определяет А. В. Федоров) – как можно ближе познакомить читателя (или слушателя), не знающего ИЯ, с данным текстом (или содержанием устной речи).
Я.И. Рецкер дал переводу следующее определение: «Перевод – это точное воспроизведение подлинника средствами другого языка с сохранением единства содержания и стиля. Этим перевод отличается от пересказа, в котором можно передавать содержание иностранного подлинника, опуская второстепенные детали и не заботясь о воспроизведении стиля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………...……………………………………………………….……..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Определение понятия и термина «авторский неологизм»….....6
1.2. Уяснение значения авторского неологизма………….………....9
1.3. Перевод авторских неологизмов…………………….….………20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Образование семантических неологизмов..……………..……..24
2.2. Образование путем словосложения…………………………….27
2.3. Аффиксальный способ образования…..…………….….………34
2.4. Заимствование из других языков………………………………..37
2.5. Образование неологизмов-телескопных слов…..……......…..…39
2.6 Образование неологизмов-сложносокращений……..…....…….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...………….42
ПРИЛОЖЕНИЕ ...………………..……………………………..….……44

Работа состоит из  1 файл

pborisov_kurs.doc

— 369.50 Кб (Скачать документ)

Professor Lupin had brought along a glass box containing a hinkypunk, a little one-legged creature who looked as though he were made of wisps of smoke, rather frail and harmless looking.

“Lures travelers into bogs,” said Professor Lupin as they took notes. “You notice the lantern dangling from his hand? Hops ahead -people follow the light—then —” 

Профессор Люпин принёс в класс аквариум с финтиплюхом, маленьким одноногим  существом. При взгляде на него можно было подумать, что он сделан из дыма, и вообще, вид у этого создания был хрупкий и безобидный.

«– Заманивает путников в трясину, – рассказывал Люпин, а ребята делали записи, – видите, у него на руке фонарик? Он прыгает впереди – люди идут следом – а потом…»

     Авторский неологизм billywig (муховертка / брюховертка) состоит из основ billy – «(полицейская) дубинка; приятель, товарищ (диал.); походный котелок (австрал.); деньги (сленг)» и wig – «парик; волосы (шутл.); должностное лицо в парике; лицо, занимающее высокий пост, сановник (разг.); нагоняй, нахлобучка, разнос», однако оба они многозначны, и неясно, какие их значения имеются в виду. Возможна гипотеза: like billy означает «очень, изо всех сил», а одно из значений wig – правда, в американском сленге – «наслаждаться (особенно музыкой), блаженствовать»; wig out – «улетать» (от наркотика и т.п.), т.е. можно сконструировать толкование «потрясающий улет». Но такой перевод, видимо, никого не устроил, поэтому слово billywig перевели приемом функциональной замены, уяснив его значение из контекста, т.е. из описания этого существа:

The Billywig's wings are attached to the top of its head and are rotated very fast so that it spins as it flies.

Крылья  муховёртки приделаны к голове наподобие  пропеллера и вращаются с такой  скоростью, что она сама вертится во время полёта.

     Перевод названия волшебной птицы jobberknoll (выскакунчик) кажется не совсем подходящим. Из перевода компонентов слова приемом функциональной замены также неясно его значение:  jobber – «сдельщик; оптовый торговец; недобросовестный делец, нечестный работник»; knoll – «холмик, бугор; прыщик; кусок». Для начала здесь следует понять значение из контекста:

The Jobberknoll (northern Europe and America) is a tiny blue, speckled bird which eats small insects. It makes no sound until the moment of its death, at which point it lets out a long scream made up of every sound it has ever heard, regurgitated backwards.

Выскакунчик (Северная Европа и Америка) – это маленькая пёстрая птица голубого цвета, питающаяся мелкими насекомыми. На протяжении своей жизни она хранит молчание и лишь перед смертью издает продолжительный крик, состоящий из всех когда-либо услышанных ею звуков в порядке, обратном тому, как они были услышаны.  

     Также следует найти похожие слова и подобрать ассоциации:

     jobbernow (слово-омоним) – олух, болван.

     to jabber – болтать, говорить быстро и пронзительно.

     a knell – похоронный звон.

     [at the] death knell – на пороге смерти, "одной ногой в могиле";

     to sound a death knell [for smth.] – списать что-л. со счетов, "похоронить".

     Возникает ещё одна ассоциация со стихотворением Jabberwocky ("Верлиока", "Бармаглот"), полным "слов-кошельков", которое растолковывает Алисе Шалтай-Болтай из произведения Льюиса Кэролла. Этот приём часто используется Дж. К. Роулинг.

     Таким образом, название птицы можно перевести  как, например,  «обратномертвоглас», но и такой перевод не будет приемлемым.

     Слово butterbeer (усладэль/масляный эль/сливочное пиво) состоит из двух основ butter – «масло» и beer – «пиво». Так как эль является разновидностью пива, становятся понятны первый и второй варианты перевода. butter (англ.) – «масло», beer (англ.) – «пиво». Butterbeer созвучно популярному в США напитку rootbeer. Существуют также buttermilk (пахта) и butterscotch (вид сладости из масла и жженого сахара). Возможны также ассоциации с Butterbur (белокопытень(фарм.)), фамилией трактирщика из «Властелина колец». Для перевода применен прием функциональной замены.

By the sound of it—everywhere. Dervish and Banges, the wizarding equipment shop, Zonko's Joke Shop, into the Three Broomsticks for foaming mugs of hot butterbeer, and many places besides. 

Они побывали – везде! У Дервиша и Гашиша, в магазине волшебного оборудования; в Хохмазине Зонко; в «Трёх метлах» - пили горячий усладэль из больших кружек; и во многих других местах.

     Конструкция foe-glass (зеркало заклятых/вражье стекло) состоит из двух основ: foe – «враг, противник; недоброжелатель, недруг, неприятель» и glass –«зеркало; стекло». Для перевода foe-glass в первом варианте, возможно, было взято за основу русское устойчивое выражение «заклятый враг», а также применен метод функциональной замены, во втором варианте был использован прием распространения.

“Oh that's my Foe-Glass. See them out there, skulking around? I'm not really in trouble until I see the whites of their eyes. That's when I open my trunk.”

 «Это Зеркало Заклятых. Видишь, там рыщут мои заклятые враги? Это нестрашно, пока не станут видны белки их глаз. А вот тогда я открываю свой сундук.»

     Слово kwikspell (Correspondence course in beginner's magic) (Быстрочары (Магия для начинающих. Вводный курс)/Быстромаг (заочное обучение основам магии)/Скоромагия (Заочный курс колдовства для начинающих)) образовано от искаженного quick – «быстрый» и  spell – «заклинание, колдовской наговор». Для перевода kwikspell были применены приемы функциональной замены, т.к. в русском языке эквиваленты к данному слову отсутствуют. Поскольку практика сознательного искажения орфографии в рекламных целях широко распространена (например: Kwik Save – «Куик сейв» (название фирменных продовольственных магазинов самообслуживания и универсамов одноимённой компании), Дж. Роуллинг использовала этот способ для придания большей достоверности созданному ею миру.

There was only one thing on it apart from his half-completed form: a large, glossy, purple envelope with silver lettering on the front. With a quick glance at the door to check that Filch wasn't on his way back, Harry picked up the envelope and read: Kwikspell. A Correspondence Course in Beginners' Magic.

На столе, кроме полузаполненного бланка, лежала одна-единственная вещь: большой, глянцевый, пурпурного цвета конверт с серебряной надписью. Быстро оглянувшись на дверь, чтобы убедиться, что Филч еще не вернулся, Гарри взял конверт со стола и прочел: «БЫСТРОЧАРЫ . Магия для начинающих. Вводный курс»

       Слово parselmouth (змееуст/змеиный язык) состоит из основ: mouth – «рот, уста; глашатай (редк.), голос (кого-либо)» и parsel – старое написание слова parcel – «надел земли, часть, отрез; распределять, разделять; группа, сборище, сброд, стая, шайка (сленг)». В одном из интервью Дж. Роуллинг говорила, что parselmouth – это человек с волчьим нёбом (в совр. англ. – cleft palate) или заячьей губой (harelip). Возможно, тут присутствует аллюзия на раздвоенный змеиный язык. Для перевода применены приемы функциональной замены.

“Hannah,” said the stout boy solemnly, “he's a parselmouth. Everyone knows that's the mark of a Dark wizard. Have you ever heard of a decent one who could talk to snakes?..”

«Ханна, – серьезнейшим тоном проговорил плотный мальчишка, – он змееуст. Всем известно, что это признак черного мага. Ты слышала когда-нибудь о приличных людях, которые бы разговаривали со змеями?..»

       Слово remembrall (вспомнивсёль/напоминар/напоминалкa) состоит из компонента remembr, для благозвучия образованного выпадением последней гласной из глагола remember – «помнить, хранить в памяти; вспоминать, думать, припоминать, воскрешать в памяти», и основы all – «весь, вся, всё; все, что есть у кого-л.»  Для  перевода в первом варианте использовался прием калькирования в сочетании с частичной транскрипцией последнего слога исходного слова ([בֿ:l ] – [œ:l’]), во втором и третьем варианте использовался прием функциональной замены, т.к. переводчики создали собственные неологизмы, образованные как по продуктивной модели (напоминалка), так и по непродуктивной модели.

"It's a Remembrall!" he explained. "Gran knows I forget things — this tells you if there's something you've forgotten to do…”

«Это Вспомнивсёль! — обрадованно объявил Невилль. — Бабушка знает, что я вечно все забываю — а эта штука напоминает, если ты что-то забыл сделать…»

      Название растения shrivelfig (фигисмаслом/эфиопская сушёная смоква/смоковницы), по-видимому, связано с его способностью уменьшать; также вполне возможно, что у него сморщенные плоды, которые сложно чистить, так как слово состоит из основ shrivel – «сморщиваться, съеживаться» и fig – «фига, инжир, смоква, смоковница». Почему Мария Спивак перевела название растения именно как «фигисмаслом» непонятно. Может быть, основа fig ассоциируется у нее с русским выражением «фигу с маслом»? Для перевода первого варианта был применен прием функциональной замены, для перевода второго – развертывание, для третьего – генерализация (замена видового понятия родовым).

“Potter, you can skin Malfoy's shrivelfig,” said Snape, giving Harry the look of loathing he always reserved just for him.

«Поттер, почистите фигисмаслом для Малфоя.» – велел Злей, выразив взглядом глубочайшее отвращение, которое у него всегда имелось про запас специально для Гарри.

  Слово spellotape (колдолентa/ липкая чудолента/ магическая клейкая лента) состоит из основы spell – «заклинание, колдовской наговор», основы tape – «тесьма; лента, ленточка» и соединительной гласной  - о -. Для перевода первого варианта переводчик приемом калькирования создал с помощью словосложения собственный неологизм, во втором и третьем вариантах слово переведено приемом развертывания.

He had patched up his wand with some borrowed spellotape, but it seemed to be damaged beyond repair.

Хотя  он и заклеил, одолжив у кого-то колдоленту, свою волшебную палочку, но та, похоже, была безнадежно испорчена.

б) образование авторских неологизмов по аналогии путем подмены                                                                                                         компонентов

     Неологизм chairwizard переведен как «председатель» и «колдун-председатель». Заменой man на wizard образован по аналогии со словами chairman (председатель), chairwoman (председательница), chairperson (председатель (мужчина или женщина)). Для перевода в первом варианте применен прием генерализации, во втором – прием калькирования.

“And here, all the way from Egypt, our referee, acclaimed Chairwizard of the International Association of Quidditch, Hassan Mostafa!”

 «К нам, проделав далёкий путь из Египта, прибыл наш судья, горячо любимый колдун-председатель международной квидишной ассоциации, Хасан Мустафа!»

     Неологизм demiguise (полувидим), вероятно, создан по аналогии со словом disguise (маскировка; переодевание; переодевать; маскировать) путем подмены суффикса dis-, указывающим на лишение чего-либо, отчуждение какой-либо составной части, на суффикс demi-, обозначающим половинную часть чего-либо, неполный, нестандартный размер чего-либо. К тому же оба слова созвучны. Для перевода использован прием функциональной замены, так как был создан переводческий окказионализм. Контекст помогает понять значение слова demiguise:

The Demiguise is found in the Far East, though only with great difficulty, for this beast is able to make itself invisible when threatened and can be seen only by wizards skilled in its capture.

Полувидимы  были впервые обнаружены на Дальнем  Востоке, хотя и не сразу, так как  эти существа способны становиться  невидимыми при появлении угрозы, и заметить их могут лишь волшебники с достаточным опытом по отлову этих животных. 

     Конструкция ever-bashing (boomerangs) (бумеранги бум-бум) состоит из двух основ ever – «всегда», bash – «удар; бить, сильно ударять» и образующего существительные от глаголов суффикса – ing со значением процесса, действия, состояния. Слово ever-bashing образовано по аналогии со словами evergreen – «вечнозеленый», everlasting – «вечный» и может быть переведено как «вечно-бьющий». Для перевода использован метод функциональной замены.

“Mr. Filch, the caretaker, has asked me to tell you that the list of objects forbidden inside the castle has this year been extended to include Screaming Yo-yos, Fanged Frisbees, and Ever-Bashing Boomerangs.

Мистер  Филч, смотритель, просил уведомить вас, что список предметов, запрещённых к употреблению в стенах замка, в этом году расширен и теперь включает в себя укокошные уй-йяшки, зубатые халявки и бумеранги бум-бум.

     2.3. Аффиксальный способ образования

     Слово blooder (бладер – мяч для игры в квидиш (Quidditch), предшественник бладжера (Bludger)) образовано от основы blood (кровь) с добавлением суффикса –er, имеющего значение предмета или устройства со специальной функцией. Переведено способом транскрипции.

Radulf got a Blooder in the head because old Ugga wasn't quick enough with his club.

Рэдальф получил Бладером по голове, из-за того, что старик Угга со своей дубинкой был не слишком быстр.

Информация о работе Перевод авторских неологизмов