Роль СМИ в избирательных кампаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:19, реферат

Описание

Целью работы является выявление роли средств массовой информации в современном политическом процессе в Российской Федерации.
В рамках поставленной цели планируется решение следующих задач:
дать анализ значения средств массовой информации в избирательных кампаний;
определить сущность современного избирательного процесса и возможности участия в нем средств массовой информации;
охарактеризовать эффективность деятельности средств массовой информации в избирательном процессе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Правовое регулирование деятельности средств массовой информации…………………………………………………………………5
Информирование избирателей и средства массовой информации…………………………….………………………………….10
Предвыборная агитация и средства массовой информации……………………..…………………………………….......14
Заключение………………………………………………………………...19
Список использованных источников…………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

Роль СМИ в избирательных кампаний.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

Обязанности средств массовой информации по информированию избирателей:

  • во-первых, государственные и муниципальные СМИ должны предоставлять бесплатное эфирное время или бесплатную печатную площадь избирательным комиссиям для информирования избирателей, в том числе бесплатную печатную площадь для публикации их решений. Объем такого эфирного времени и печатной площади должен устанавливаться законами о конкретных выборах;
  • во-вторых, СМИ публикуют собственные информационные материалы: репортажи, аналитические статьи, интервью и т.п.

В то же время закон  содержит более строгие нормы  в отношении сообщений о проведении предвыборных мероприятий. Такие сообщения в п.5 ст. 45 Закона об основных гарантиях «…не могут служить основанием для запрета представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности высказывать собственное мнение, давать комментарии за пределами отдельного информационного блока и предполагают, что только в таком информационном блоке не должно содержаться комментариев и не должно отдаваться предпочтение кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку по времени освещения предвыборной деятельности, объему печатной площади и соотношению ее предоставления бесплатно и за плату». Конституционный Суд РФ специально отметил, что закон не запрещает журналистам высказывать собственное мнение и давать комментарий за пределами отдельного информационного блока.

 Следует  отметить, что цитированная норма  практически не работает по  ряду причин. Во-первых, закон четко  не определяет, что такое предвыборное  мероприятие, и у разных участников избирательного процесса сложилось разное понимание этого термина. Во-вторых, в правоприменительной практике так и не сложилась единая точка зрения в вопросе, должно ли соблюдаться равенство кандидатов по времени освещения их предвыборной деятельности или по объему печатной площади в каждом информационном блоке или в их совокупности в течение избирательной кампании.

Из этого  следует, что необходимость разграничения понятий «информирование избирателей» и «предвыборная агитация» обусловлена тем, что на предвыборную агитацию накладывается много ограничений:

  • агитация запрещена в определенный временной период, в частности, в день голосования и накануне дня голосования;
  • агитационная деятельность должна финансироваться исключительно из средств избирательного фонда;
  • некоторым лицам и организациям ведение агитации запрещено.

Как мы видим, цель информирования избирателей – обеспечить своевременное доведение до всех избирателей достоверных сведений о выборах (о дне, времени и порядке голосования, о кандидатах и совершаемых ими избирательных действиях, о ходе избирательной кампании). Однако законодатель не дает определения «информирование избирателей», поэтому, на мой взгляд, необходимо ввести в избирательное законодательство это понятие и четко прописать права и обязанности средств массовой информации в информировании избирателей.

Как указывалось выше, предвыборная агитация более подробно описывается в законодательстве, нежели информирование избирателей. Но об этом представлено в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Предвыборная  агитация и средства массовой  информации

 

 

Согласно п. 4 ст. 2 Закона об основных гарантиях предвыборная агитация понимается как деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, список кандидатов.

Федеральный закон  не только дает определение предвыборной агитации, но и содержит перечень действий, осуществление которых в период избирательной кампании должно признаваться предвыборной агитацией. К числу таких действий отнесены:

  1. призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
  2. выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);
  3. описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
  4. распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
  5. распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
  6. деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Законодатель определяет формы предвыборной агитации. Она  может проводиться:

    1. на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
    2. посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
    3. посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
    4. иными не запрещенными законом методами.

Законодательство предусматривает  равный доступ всех кандидатов к средствам массовой информации. Средства массовой информации различаются между собой в зависимости от вида их учредителей и способов финансирования, а, соответственно, порядок использования этих средств массовой информации в целях предвыборной агитации имеет свои отличия. К ним можно отнести:

 – средства массовой  информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные  или муниципальные органы, организации,  учреждения, либо которые финансируются  полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъекта федерации, местного) или средств местного самоуправления, либо которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации, – обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, равные возможности проведения предвыборной агитации;

 – иные СМИ, не подпадающие под вышеперечисленные категории, вправе предоставлять эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, на договорной основе, при этом оплата последними должна осуществляться на равных условиях исключительно через соответствующие избирательные фонды.

Бесплатное эфирное  время, а также платное эфирное  время на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания предоставляется соответственно зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, на равных условиях. Общий объем эфирного времени, которое предоставляет общероссийская государственная организация телерадиовещания для проведении предвыборной агитации, должен составлять на каждом из каналов не менее 60 минут по рабочим дням. А общий объем эфирного времени, которое предоставляет региональная государственная или муниципальная организация телерадиовещания для проведения предвыборной агитации, должен составлять не менее 30 минут по рабочим дням.

  Все зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, имеют право выпускать и распространять печатные агитационные материалы, экземпляры (или копии) которых в обязательном порядке представляются в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата (список кандидатов). В целях обеспечения равенства и защиты прав кандидатов законодательством предусмотрены особые правила и требования, касающиеся содержания и порядка распространения данного рода печатной продукции:

  • запрещается распространение анонимных агитационных печатных материалов;
  • все агитационные печатные материалы должны содержать наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и адреса мест жительства лиц), изготовивших печатные материалы, равно как подобные сведения об организациях и лицах, заказавших изготовление данных печатных материалов, а также информацию о тираже и о дате выпуска;
  • агитационные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях и иных объектах только с согласия их собственников или владельцев;
  • запрещается вывешивать агитационные печатные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, у входа в них и в помещениях для голосования;

 Осуществление предвыборной агитации в значительной степени ограничивается законодательством в целях защиты интересов избирателей, иных кандидатов, избирательных объединений, общественных и публичных интересов. Ограничения можно подразделить на следующие группы:

  • временные (так, по общему правилу агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования);
  • к содержанию ограничений на использование в агитационных материалах изображений и высказываний ( физических лиц, объектов интеллектуальной собственности и др.);
  • к процедуре их изготовления, оплаты и распространения (например, экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением в соответствующую избирательную коммиссию)13.

Новеллой российского  избирательного законодательства является введение дополнительного ограничения, касающегося содержательной части предвыборной агитации. Согласно п. 5.2 ст. 56 Закона об основных гарантиях зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:

  1. распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов, списков кандидатов;
  2. описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;
  3. распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями;
  4. распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

   Как видим, средства массовой информации играют весьма существенную роль в проведении предвыборной агитации, т.к. оказывают влияние на формирование общественного мнения. Однако нередки случаи злоупотребления свободой массовой информации. 

Так, например, избирком Ульяновской области составил протокол о нарушении выборного законодательства в отношении руководителя пресс-службы мэрии Дмитрия Глухова. Как отмечается в протоколе ульяновского избиркома, 11 и 14 октября на сайте мэрии Ульяновска в разделе «Новости» были размещены материалы под заголовками «В Ульяновске в рамках проекта партии «Единая Россия» завершен капитальный ремонт 40 дворов» и «Приглашение для СМИ». В них создавался положительный образ партии власти, «что является нарушением порядка и правил проведения предвыборной агитации». Председатель облизбиркома Юрий Андриенко отметил, что прежде уже наблюдалось подобное нарушение со стороны пресс-служб губернатора и мэрии, неделю назад им было сделано предупреждение, однако пресс-служба администрации Ульяновска снова нарушила закон. По его словам, суд может оштрафовать виновного на сумму до 2 тыс. руб14.

С моей точки зрения, необходимо усилить ответственность лиц, нарушающих нормы избирательного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В современном  обществе все более актуализируется  роль СМИ как средства политической власти в управлении обществом. Устойчивость власти, степень одобрения ее действий обществом, т.е. поддержание высокого уровня легитимности, находится в прямой взаимосвязи с ее информационно-коммуникативными свойствами.

В тоже время  активное использование современных  информационно-коммуникационных технологий позволяет в некоторой степени программировать поведение общества, устанавливать так называемую «политическую повестку дня».

Современную политику невозможно представить без средств  массовой информации. Проблема роли российских средств массовой информации в предвыборной агитации значима в связи с тем, что сейчас они активно вовлечены в выборы на всех уровнях (муниципальных, региональных, федеральных). Надо отметить, что проблема участия средств массовой информации в предвыборной кампании и избирательном процессе в целом остается актуальной в связи с тем, что политики используют СМИ как в положительном, так и в отрицательном аспектах. На практике в ходе предвыборной агитации нарушаются как морально-нравственные принципы, так и нормы права, порочатся оппоненты, широко используется «черный пиар». Все эти явления подрывает как авторитет СМИ, так и репутацию кандидатов в депутаты, а избирательный процесс в целом превращается в шоу.

Информация о работе Роль СМИ в избирательных кампаний