Идеология избирательных кампаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:01, реферат

Описание

Большое влияние на результаты голосования оказывают правила, по которым проводятся выборы – избирательная система. Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.
В мире существует большое количество избирательных систем. Однако их разнообразие можно свести к трем типам: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Содержание

Избирательная система. Понятие и виды
Идеология избирательных кампаний как элемент идеологического процесса
Средства массовой информации в избирательных процессах

Работа состоит из  1 файл

Идеология избирательных кампаний.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Идеология  избирательных кампаний»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Избирательная система. Понятие и виды
  2. Идеология избирательных кампаний как элемент идеологического процесса
  3. Средства массовой информации в избирательных процессах

 

Избирательная система. Понятие  и виды

 

Большое влияние на результаты голосования оказывают правила, по которым проводятся выборы –  избирательная система. Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.

В мире существует большое  количество избирательных систем. Однако их разнообразие можно свести к трем типам: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Избирательная система, в основе которой лежит принцип  большинства при определении  результатов голосования, называется мажоритарной (от фр. Majorite – большинство), Избранным считается кандидат, получивший установленное  большинство голосов избирателей.

Существует две разновидности  мажоритарной системы: абсолютного  и относительного большинства. В  первом случае избранным считается  кандидат, собравший больше половины голосов избирателей (50% плюс 1 голос).

В связи с тем, что  не всегда удается кому-либо из кандидатов собрать абсолютное большинство  в первом туре, то приходится проводить  второй тур. Во Франции, например, ко второму  туру допускаются кандидаты из первого  тура, за исключением тех, кто набрал менее 12,5% голосов. Избранным во втором туре считается тот, кто набрал больше голосов, чем кто-либо из соперников, то есть относительное большинство.

Мажоритарная система  абсолютного большинства действует  и в Беларуси. В отличии от Франции, во второй тур, если первый был безрезультатным, выходят два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Избранным считается тот, кто набрал наибольшее число голосов при условии, что число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против него. Чтобы выборы считались действительными, в них должно принять участие не менее 50% зарегистрированных избирателей данного округа в первом туре. На президентских выборах, если ни один из кандидатов не набрал больше половины голосов в первом туре, то в двухнедельный срок проводится второй тур по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (ст. 82 Конституции Республики Беларусь). Чтобы выборы считались состоявшимися, в голосовании должны принять участие более половины граждан, включенных в список избирателей.

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства  кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно  больше половины. При этом, если бы какой-либо гражданин сумел добиться своего выдвижения в качестве кандидата в депутаты, то он бы автоматически стал депутатом без проведения голосования. При этой системе победителю достаточно и одного голоса, который он может подать за себя сам. Мажоритарная система относительного большинства используется в настоящее время в Великобритании, США, Японии.

Главным достоинством мажоритарной системы является учет мнения большинства  избирателей при формировании органов  государственной власти. Выборы по мажоритарной системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые могут сформировать стабильное правительство.

Еще одно преимущество мажоритарной системы – прочные личные позиции  депутата в округе усиливают его  влияние в парламенте и его независимость.

Основным недостатком  этой системы является то, что она  не полностью выражает политическую волю населения. Может теряться, не учитываться практически 49% голосов  избирателей, если нет подавляющего перевеса победившей партии. Так, элементарный подсчет показывает, что в Беларуси для избрания депутатом кандидату достаточно получить всего 26% голосов избирателей, ибо, если на избирательный участок придут немногим более 50% избирателей и немногим более половины из них проголосует за кандидата, то в результате он получит голоса всего лишь четверти избирателей. Интересы остальных 74% избирателей в выборном органе представлены не будут. Эти цифры будут еще хуже при 25% явке избирателей во втором туре.

Мажоритарная система  не ставит вопрос о том, насколько полно политический состав избранных органов власти соответствует политическим симпатиям населения. Эта прерогатива пропорциональной избирательной системы.

Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит  в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу.

Таким образом, партии или  избирательные блоки выдвигают  списки своих кандидатов на выборные должности, и избиратель голосует за список той партии, которая ему больше нравится.

Партийные списки могут  быть различных видов. Например, в  Испании, Греции, Португалии, Израиле, Коста-Рике, придерживаются правил закрытых, или жестких списков. Избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Если, к примеру, в списке, семь кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами станут те, кто числится в списке первыми. Такой вариант усиливает власть партийной элиты, верхушки, так как именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке.

В ряде стран применяется  иной вариант – система открытых, гибких списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный партийными руководителями. В таком случае избиратели голосуют не только за партийную программу, но и за конкретных личностей, считая их более достойными. Преференциальный метод используется, например, в Бельгии и Италии. Существуют и другие варианты списков.

Для определения результатов  голосования устанавливается квота, т.е. минимум голосов, необходимых  для избрания одного депутата. Для определения квоты общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест. Места между партиями  распределяются делением полученных ими голосов на квоту.

В ряде стран с пропорциональной системой действует так называемый порог. Для того, что быть представленной в парламенте, партия должна получить не менее определенного процента голосов избирателей, преодолеть определенный барьер. Так, в Италии он равен 5%, Венгрии и Болгарии – 4%, Турции – 10% и т.д. Партии, не преодолевшие этот порог, не получают ни одного места в парламенте. Избирательный порог вводится для того, чтобы малые партии не попадали в парламент. Понятно, что сложнее согласовывать и принимать решение в том парламенте, где несколько десятков мелких партий, чем в том, где представлено несколько крупных партийных фракций.

О популярности пропорциональной избирательной системы свидетельствует  тот факт, что в большинстве  стран Европейского Союза используется именно эта система. Она во многом определяет современную западноевропейскую демократию как партийную демократию.

Достоинства пропорциональной системы:

  1. Она стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий и их представительства в парламенте;
  2. Дает возможность принимать решения, которые в большей степени учитывают интересы и политические симпатии разных групп населения.

К недостаткам можно  отнести и то, что в условиях многопартийности, когда в парламенте представлено больше десятка, а то и  более партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, нестабильно. Так, за послевоенные годы в Италии, где сочетание многопартийности и пропорциональности получило полное выражение, сменилось более полусотни правительств, и Италия более пяти лет жила без правительства, что, конечно, ослабляет эффективность демократии.

Пропорциональная система  не дает возможности избирателю оценить  личные достоинства кандидата, поскольку  он выбирает не человека, а партию, хотя в какой-то мере это противоречие снимает метод преференций.

Смешанная, или мажоритарно-пропорциональная избирательная система, соединяет  в себе достоинства и недостатки обеих систем. На такой основе проходят выборы в ФРГ, России (правда, она  сейчас переходит на пропорциональную систему), Болгарии, Литве, Венгрии, Грузии. В ФРГ, например, одна половина бундестага избирается на мажоритарной системе относительно большинства, другая – по пропорциональной. Каждый избиратель в этой стране имеет два голоса. Один он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, второй голос – за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных кандидатов. Выборы проходят в один тур. 5 % избирательный порог не дает возможности мелким партиям получить места в парламенте. При такой системе большинство кандидатов получают крупные партии, даже при незначительном перевесе сил в большинстве округов.

Подводя итоги сказанному, следует отметить, что успех в проведении выборов зависит не только от модели избирательной системы, принятой в той или иной стране. Важное значение имеет политическая культура и активность населения, демократичность выборов, честный подсчет голосов, возможность народа контролировать саму процедуру выборов. Только в таком случае выборы выполняют свои функции в обществе, являясь способом смены руководства, правительства в случае его банкротства, способом разрешения социальных конфликтов. Через процедуру демократических выборов народ доверяет управление страной наиболее умным и авторитетным людям, контролирует их политику. Участие в выборах возвышает людей, поднимает их гражданские достоинства, ибо голоса всех избирателей равны и значимы для государства. Тем самым выборы объединяют людей в одно целое, нацию, народ. Если же народ не уверен в том, что голоса подсчитаны правильно, то уважение к таким выборам и таким властям исчезает. В таком случае выборы не выполняют своих функций, какие бы хорошие избирательные законы не принимались.

 

Идеология избирательных  кампаний как элемент идеологического  процесса

 

Подготовка и проведение выборов называется избирательной  кампанией. Понятие «избирательная кампания» употребляется в двух значениях:

1) определенный законом  период, в течение которого политические силы и государственные органы, отвечающие за проведение выборов, проводят их непосредственную идеологическую и организационную подготовку;

2) совокупность пропагандистских  и иных мероприятий, которые  проводят участники выборов, т.е. направленные усилия, предпринимаемые определенными субъектами, участвующими в предвыборной борьбе, для достижения поставленных целей.

Избирательную кампанию можно рассматривать как особый вид политического управления. В  качестве субъекта управления в ней выступает команда (партийная или общественно-политическая организация, группа единомышленников, политические консультанты) во главе с кандидатом, а объектом являются потенциальные избиратели. Цель управления определяется теми задачами, которые ставит перед собой кандидат. Как показывает практика, не все кандидаты, вступая в предвыборную борьбу, ориентированы на победу. Некоторые из них рассматривают избирательную кампанию как возможность привлечь к себе внимание, пройти предварительную «раскрутку» с целью участия в следующих выборах, оттянуть на себя часть голосов сильных соперников какого-либо кандидата и т.д.

Главными особенностями  избирательной кампании как вида политического управления являются, во-первых, отсутствие у инициаторов  избирательной кампании права создавать нормы, обязательные для объекта своего воздействия. Ни один кандидат или избирательное объединение не может издать распоряжение или указ, предписывающие массам модели электорального поведения. Во-вторых, субъект управления лишен возможности опереться на право легитимного насилия, на применение санкций и иных мер воздействия в отношении потенциальных избирателей. В демократическом обществе нельзя заставить человека отдать свой голос за того или иного кандидата. Следовательно, способы влияния субъекта на управляемый объект должны быть весьма специфическими, связанными с особыми формами воздействия на мотивационную структуру личности, а главным содержанием избирательной кампании становится борьба за умонастроения, предпочтения населения.

Идеология избирательных  кампаний – это способ восприятия проблем, связанных с реализацией  избирательного права (активного и  пассивного), а также характером, содержанием и направленностью  избирательного процесса.

Информация о работе Идеология избирательных кампаний