Идеология избирательной кампании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:22, реферат

Описание

Свободные и честные выборы – обязательное условие и элемент демократии в любой стране. Выборы представляют собой процедуру, регламентируемую правилами, в соответствии с которыми люди выдвигают из своей среды представителей для выполнения каких-либо общественных функций, для управления какой-либо организацией (государством, добровольным обществом и т.д.). Возникает вопрос: зачем нужны обществу выборы, проведение которых стоит немалых денег?

Содержание

1. Функции избирательной кампании …………………………………………………. 2
2. Понятие и типы избирательных систем ……………………………………………. 3
3. Избирательная система Республики Беларусь. Роль референдумов ……………..10

Работа состоит из  1 файл

Идеология_реферат.docx

— 50.68 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Функции избирательной кампании ………………………………………………….  2
  2. Понятие и типы избирательных систем ……………………………………………. 3
  3. Избирательная система Республики Беларусь. Роль референдумов ……………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ФУНКЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Свободные и честные выборы – обязательное условие и элемент  демократии в любой стране. Выборы представляют собой процедуру, регламентируемую правилами, в соответствии с которыми люди выдвигают из своей среды  представителей для выполнения каких-либо общественных функций, для управления какой-либо организацией (государством, добровольным обществом и т.д.). Возникает  вопрос: зачем нужны обществу выборы, проведение которых стоит немалых  денег? Дело в том, что посредством  выборов власть передается от одних  людей другим мирным путем, через  волеизъявление граждан. И этот путь обходится обществу гораздо дешевле, чем попытки тех или иных групп  людей брать власть силой, путем  вооруженной борьбы, переворота, революции, обмана. Демократическое общество и  является таковым именно потому, что  все граждане признают и соблюдают  Конституцию, законы, которые и определяют правила политического поведения, в том числе и правила проведения выборов. Успешное проведение выборов  и признание обществом их результатов  является важнейшим признаком демократичности  такого общества.

Через процедуру выборов  граждане участвуют в управлении страной, формируя законодательные, исполнительные, судебные органы. Население признает ту власть, которую само выбирает, доверяет ей. Общепризнано, что каждый человек  изначально обладает равными возможностями  участия в решении как своих  проблем, так и проблем общества в целом. Но одни люди хотят этим заниматься, другие – нет; одни имеют  способности и знания для этого, другие – не имеют, у одних есть на это время, у других – нет. Кроме  того, в современном государстве, крупном городе, районе, на заводе невозможно всем людям постоянно собираться, чтобы сообща участвовать в решении  текущих проблем. Поэтому люди выдвигают  своих представителей, которым доверяют, и добровольно передают им часть  своих прав решать общественные проблемы. Таким образом, при помощи выборов  формируются представительные органы власти, которые проводят политику в интересах граждан, их избравших.

Через выборы население также  контролирует власть тех, кого оно избрало. Если власть не выражает интересы избирателей, то очередные или досрочные выборы дают возможность сменить ее, выбрать  более достойных, порядочных, умных. Да и сама власть вынуждена менять свою политику под давлением избирателей, чтобы снова получить их голоса на очередных выборах.

 

  1. ПОНЯТИЕ И ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Большое влияние на результаты голосования оказывают правила, по которым проводятся выборы, –  избирательная система. Эти правила  закрепляются в избирательном праве  каждой страны. Избирательная система  – это совокупность установленных  законом правил, принципов и приёмов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. Основы избирательной  системы обычно определяются Конституцией и конкретизируются в избирательном  праве.

Выбор той или иной избирательной  системы для любой страны –  вопрос весьма важный. Дело в том, что  функционирование избирательной системы  можно оценить только во взаимосвязи  с формой правления, политической культурой  страны, деятельностью политических партий. Поэтому и электоральные  законы перестают соответствовать  своему назначению по мере того, как  меняются другие институты общества и государства. Не случайно в условиях крупных общественных перемен меняется и избирательная система. Так, изменилась избирательная система в России, изменились электоральные законы в  Беларуси и других бывших советских  республиках.

Выбор той или иной избирательной  системы может изменить политическую ситуацию в стране, расстановку политических сил. Так, во Франции избирательный  закон становился объектом ожесточённой политической борьбы и несколько  раз существенно менялся в  зависимости от сложившегося соотношения  политических сил. Американская система  соответствует сложившимся там  отношениям между основными партиями и способствует их сохранению. Итальянская  система учитывает более многообразный  политический мир этой страны, хотя уже не в полной мере соответствует  нынешней расстановке политических сил, что и вызывает необходимость  реформы избирательной системы. Такая реформа сейчас и обсуждается  в Италии.

Таким образом, избирательная  система в каждой стране создаётся  в соответствии с интересами тех  или иных партий и общества в целом, с политическими и культурными  традициями. Поэтому политики, как  правило, осторожно подходят к изменениям электорального законодательства. Нарушение  баланса сил в стабильном обществе всегда ведёт к непредсказуемым  последствиям, может дестабилизировать  политическую жизнь.

В мире существует большое  количество избирательных систем. Однако их разнообразие можно свести к следующим  трём типам:

- мажоритарная;

- пропорциональная;

- смешанная.

В основе мажоритарной системы  лежит принцип большинства при  определении результатов голосования (фр. majoritе – большинство). Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей.

Существуют три разновидности  мажоритарной системы: абсолютного  большинства, относительного большинства, квалифицированного большинства. В  первом случае избранным считается  кандидат, собравший больше половины голосов избирателей (50% плюс один голос).

В связи с тем, что зачастую не удаётся кому-либо из кандидатов набрать так называемое абсолютное большинство, выборы не заканчиваются  с проведением первого тура. Для  выявления победителя избирателям  приходится ещё раз приходить  на избирательные участки и принимать  участие во втором туре выборов. Проводится он по-разному.

Мажоритарная система  абсолютного большинства используется и в Беларуси. В отличие от Франции  во второй тур, если первый был безрезультатным, выходят только два кандидата, набравшие  наибольшее число голосов. Избранным  считается тот, кто получил большее  число голосов при условии, что  число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против него. На президентских выборах, если ни один из кандидатов не набрал больше половины голосов избирателей в  первом туре, в двухнедельный срок проводится второй тур голосования  по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Избранным  считается кандидат в президенты, получивший при повторном голосовании  больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (статья 82 Конституции Республики Беларусь). Как уже отмечалось, чтобы выборы считались состоявшимися, в голосовании  в первом туре должны принять участие  более половины граждан, включённых в список избирателей, во втором – 25 %. Выборы Президента Республики Беларусь во втором туре голосования считаются  состоявшимися, если в них приняло  участие более половины избирателей.

Как правило, выборы по мажоритарной системе абсолютного большинства  способствуют формированию относительно стабильных партийных блоков. При  такой системе малочисленным, раздробленным  партиям не остаётся шансов завоевать  места в парламенте. В результате образуется система крупных и, что  весьма важно, взаимозависимых политических партий. К примеру, во Франции, где  эта система применяется более 30 лет с небольшим перерывом, насчитывается  около восьми партий, реально претендующих на голоса избирателей. В первом туре выборов близкие по идеологии  партии идут раздельно, а второй тур  заставляет их объединяться и противостоять  общему сопернику.

Одним из вариантов мажоритарной системы абсолютного большинства  является проведение выборов с преференциальным (предпочтительным) голосованием. Избиратель получает бюллетень со списком кандидатов, в котором он распределяет места  по своему усмотрению. Если никто из кандидатов не наберёт абсолютного  большинства, то голоса, отданные за кандидата, оказавшегося на последнем месте, передаются более удачливым, а сам он исключается  из избирательного списка. И так  продолжается до тех пор, пока кто-то из кандидатов не наберёт необходимого большинства голосов. Такая система  хороша тем, что не требуется проводить  второй тур выборов.

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства  кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно  больше половины. Избирательные округа, как и при системе абсолютного  большинства, являются, как правило, одномандатными, то есть от каждого  округа избирается только один депутат. При этом, если бы какой-либо гражданин  сумел добиться только своего выдвижения в качестве кандидата в депутаты, то он бы автоматически стал депутатом  без проведения голосования. Победителю достаточно и одного голоса, который  он может подать за себя сам.

Мажоритарная система  относительного большинства используется в настоящее время в Великобритании и в странах, некогда находившихся под её влиянием, в том числе  и в США. Так, территория США разделена  на 435 округов по избранию депутатов  Конгресса. В каждом округе граждане избирают одного депутата в нижнюю палату (Палату представителей), который  должен получить простое большинство  голосов. Голоса, поданные за проигравших  кандидатов, не учитываются и не влияют на распределение мест в Конгрессе.

Мажоритарная система  относительного большинства является более результативной по сравнению  с системой абсолютного большинства, поскольку не требует второго  тура выборов. Здесь всё решается в первом туре, ибо при такой  системе кто-то из соперников обязательно  получит хоть на один голос больше. Если же два кандидата, к примеру, получат равное количество голосов, то победитель определяется не повторным  голосованием, а, скажем, жребием, или  предпочтение отдаётся старшему по возрасту. Это дело решается обычно избирательной  комиссией.

Политическим следствием применения мажоритарной системы относительного большинства является двухпартийность. Это означает, что из многих партий, существующих в стране, только две  крупнейшие партии соревнуются между  собой в борьбе за власть. Одна из них побеждает на очередных выборах, получает право формировать правительство  и управлять страной, а другая, проигравшая, автоматически становится оппозицией, критикующей правительство. Оппозиционная партия в Англии формирует, например, свой теневой кабинет. На следующих выборах она может победить, а роль оппозиционной партии будет играть бывшая правящая партия. В Великобритании двумя крупнейшими партиями являются консерваторы и лейбористы, в США – демократы и республиканцы.

Такое положение не так  уж плохо для страны. Когда победившей партии предоставляется возможность  управлять страной, то она несёт  и полную ответственность за решение  государственных проблем, за политические просчёты и ошибки. В подобной ситуации не удаётся во всех неудачах обвинять кого-то другого, отвечать приходится правительству, правящему большинству.

При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать предварительно установленное  большинство, которое выше половины (2/3, 3/4).Такая система обычно применяется  при решении конституционных  вопросов.

Главным достоинством мажоритарной системы является учёт мнения большинства  избирателей при формировании органов  государственной власти. Выборы по мажоритарной системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые могут формировать стабильные правительства. Понятно, что это  способствует сохранению политической стабильности в обществе. Использование  мажоритарной системы позволяет  персонифицировать выборы, то есть обратить внимание избирателей на личные качества кандидатов, что важно для  политической традиции белорусского общества. Мажоритарное представительство позволяет  участвовать в выборах независимым  кандидатам, что также важно в  связи с недостаточной развитостью  нашей многопартийности. Оно стимулирует  укрупнение политических партий, ибо  при мажоритарной системе реально  претендовать на места в парламенте могут только крупные партии. Кроме  того, при этой системе достаточно просто подсчитываются голоса избирателей, поэтому можно обеспечить простой  и понятный всем контроль за ходом  и результатами выборов и соответственно укрепить доверие избирателей.

Основным недостатком  мажоритарной системы является то, что она не полностью выражает политическую волю населения. Так, простой  арифметический расчёт показывает, что  в Беларуси для избрания депутатом  кандидату достаточно получить всего  лишь 25 % голосов избирателей (предположим, выборы состоялись при 50 % избирателей, явившихся на избирательные участки, и за нашего кандидата проголосовало  из них немногим более половины, то есть более 25 %). Поскольку избирательному округу выделяется одно место, то интересы остальных 75 % избирателей в парламенте представлены не будут. Понятно, что  учёт политических симпатий избирателей  будет более полным в том случае, если большинство из них будет голосовать за одного кандидата. Что касается второго тура, то здесь для победы достаточно голосов 12,5% избирателей (при явке 25%).

Помимо этого, применение мажоритарной системы приводит к  нарушению принципа всеобщности  избирательного права. Голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают, не учитываются, а избиратели, проголосовавшие за них, лишаются возможности  провести своих представителей в  выборные органы.

Информация о работе Идеология избирательной кампании