Радио как средство массовой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание

Цель работы: Анализ радио как эффективного средства массовой коммуникации. Достижению данной цели способствует постановка следующих задач:
1. Изучение теории массовой коммуникации: ее понятий, сущности и средств.
2. Рассмотрение видов массовой коммуникации.
3. Изучение истории появления радио, основных функций и задач.
4. Сопоставление и анализ радио как средства массовой коммуникации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1 Феномен массовой коммуникации………………………………………5
1.1Теория массовой коммуникации: сущность, понятия средства
массовой коммуникации………………………………………………………….5
1.2Виды массовой коммуникации……………………………………………...11
Глава 2 Радио, как средство массовой коммуникации………………………..19
2.1 Радиовещание в системе современных каналов коммуникации…………19
2.2 Анализ Челябинских радиостанций как средства массовой
коммуникации……………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы.……………………………………………………………...46

Работа состоит из  1 файл

радио исправленная 1.docx

— 85.26 Кб (Скачать документ)

- Фоновость: радио не  является средством массовой  информации, привлекающим внимание  нескольких органов чувств слушателя  одновременно, потому что оно  обращается только к его уху.  Именно поэтому радио может  сопровождать человека, когда он  занимается другими делами. Оно  как бы задает ритм его жизни,  привязывая слушателя к событиям  окружающей действительности посредством  выпусков новостей, развлекает и  не дает ему чувствовать себя  одиноким. Обычно радио является  второстепенным или параллельным  занятием, оно не занимает основного  времени индивидуума, оно звучит  как бы в придачу. В борьбе  за время человека отсутствие  картинки является его основным  козырем. Радио звучит тогда,  когда нельзя смотреть телевизор:  я слушаю радио, когда моя  деятельность не позволяет мне  смотреть телевидение, например, в автомобиле. Так радио удостаивается  внимания даже тех категорий  населения, которые мало читают  газеты и иллюстрированные журналы  и редко смотрят телевизор.  Кроме этого, слушатели реже  переключаются во время рекламных  блоков, потому что радио имеет  менее выраженную структуру и  требует меньше внимания, чем  телевидение.

- Интерактивность: благодаря  телефону, интернету и пейджеру  оно позволяет аудитории в  реальном времени так или иначе  влиять на эфир.

- Отсутствие оплаты: наиболее  распространенный способ коммерциализации  радио - продажа рекламного пространства. Радио не продает своей аудитории  возможность слушать музыкальные  программы, оно продает рекламодателям  внимание слушателей в короткие  промежутки времени, занятые рекламой.

- Высокое качество звука:  сигнал, идущий из студии через  эфир к уху радиослушателя, по  качеству практически не отличается  от традиционных цифровых носителей  звука.

Но сильные стороны  радио иногда превращаются в его  слабости, хотя и не всегда. Например:

- Отсутствие картинки: радио  описывает, оно не показывает. Лишенное изображения оно все  же вынуждено уступить пальму  первенства популярности телевидению.

- Невнимание: средний слушатель  уделяет мало осознанного внимания  как программе, которую он слушает,  так и названию радиостанции. Программа ему или нравится, или  нет. 

- Распыление аудитории:  форматирование или достаточно  узкая стилевая специализация  эфира помогает занять свою  нишу в эфирном и, соответственно, в рекламном радиопространстве,  что, вроде бы, хорошо, но это  ведет за собой сокращение  массовости аудитории и, как  результат, сокращение доходов.  Кроме этого при стабильности  общих расходов на содержание  станции, возрастают расходы на  маркетинговые исследования и  на саморекламу (promotion), что вполне  естественно при обострении конкуренции  на локальном рынке, где могут  работать много радиостанций.

- Отсутствие прямых источников  финансирования: послушать любимую  станцию можно бесплатно. Радио  не собирает денежных средств  со своих слушателей, которые  позволили бы покрыть расходы  для создания программ, отвечающих  не только общим требованиям  целевой аудитории, но и удовлетворяющих  специфические вкусы меньшинства.  Для того, чтобы заработать деньги  на продаже рекламного пространства, оно должно стать в своей  уже и так очень узкой нише  единственным и неповторимым, предлагая  публике то, что хочет слушать  большинство. При этом вкусы  этого самого большинства очень  часто оказываются далеко невзыскательными, но это уже к слову.

- Малый радиус действия: как известно, ультракороткие волны  распространяются только в пределах  прямой видимости, что значительно  сокращает зону покрытия, т.е.  аудиторию и, как следствие,  доходы.

- Низкое качество основного  парка радиоприемников и несовершенство  радиосвязи в городах: сложное  экономическое положение большинства  российских радиослушателей не  всегда позволяет им приобрести  высококачественные радиоприемники, обеспечивающие необходимую частоту  звука, сравнимую, например, с  компакт-дисками. Кроме этого  огромное количество источников  радиоизлучения в городах создает  здесь фон из различных радиопомех  и радиошумов, что, вместе с  плохой настройкой и малой  мощностью ряда передатчиков, тоже  не всегда способствует получению  удовольствия от прослушивания  некоторых программ.

Радиостанции г. Челябинска:

100,0 – «Радио 100»;

"Радио 100" вещает  с 7 ноября 2010 года. Формат "Радио  100" отличается музыкальным наполнением  и уникальным звуком. В основу  музыкальной базы радиостанции  входят произведения различных  жанров, отечественные и зарубежные  хиты прошлых лет (итальянская,  французская эстрада, романтичные  баллады, легкие рок-композиции, мелодичные инструментальные композиции, современные романтичные зарубежные  и русские хиты) и эксклюзивная  музыка последнего десятилетия. 

Главный критерий плей-листа "Радио 100" – комфортное ненавязчивое звучание. Целевая аудитория станции - 25-45 лет (интеллигентная, преимущественно работающая, социально-активная часть населения)

100,4 - Радио «Континенталь»;

С момента появления на Южном Урале в 1994 году холдинг  считается законодателем «высокой моды» в радиоэфире.

Холдинг «Радио-Континенталь»  является обладателем национальной российской премии «Радиомания», лауреатом  конкурса «Человек года-2000» в номинации  «Средства массовой информации», лауреатом  конкурса «Ювента» за вклад в молодежную политику города Челябинска. Ему дважды вручен приз радио «Свобода» в  номинации «Лучший партнер» и  гранты фонда «Евразия» и института «Открытое общество». Радиостанции холдинга стабильно удерживают первые позиции рейтингов популярности у слушателей Челябинской области.

Радиохолдинг вещает во всех крупнейших городах области: Магнитогорске, Миассе, Златоусте, Южноуральске, Кыштыме, Троицке, Юрюзани, Усть-Катаве, Озерске  и многих других.

Лучшая отечественная  музыка, популярные исполнители, любимые  хиты, интерактивные шоу, полезная информация каждый час и самые яркие рекламные  ролики.

Самая большая аудитория  радиослушателей в области! Суммарная  потенциальная аудитория по области  составляет более 2 000 000 человек. Целевая аудитория лица 25 – 55лет.

102,9 - Радио «Интерволна»;

Станция начала свое вещание  в 1992 году и стала первым в Челябинске музыкальным радио в FM- и УКВ-диапазонах. Сегодня «Интерволна» вещает 24 часа в сутки на частотах 102,9 FM и 66,74 УКВ  – в Челябинске и пригороде  в радиусе 100 км.

Музыкальный формат «Интерволны» – это комбинация современных  хитов (CHR) и популярных композиций второй половины 90-х – середины 2000-х. Каждый час «Интерволны» наполнен музыкой, которая интересна молодым, успешным, состоявшимся в жизни людям. Современные  мелодии отражают последние тенденции  в музыкальном мире, а проверенные  временем хиты 90-х – 2000-х возвращают в беспечную молодость, когда  все только начиналось.

Информационная составляющая «Интерволны» ориентирована на ежедневные потребности жителей города. Основной акцент в новостях ставится на события  местного характера, от которых напрямую зависит жизнь горожан. Не остаются без внимания и главные события  в стране и мире, в освещении  которых соблюдается нейтральная  политическая позиция.

Целевая аудитория «Интерволны» – это мужчины и женщины  от 25 до 45 лет.

106,8 - Радио «Студия 1»;

Радио «Студия 1» работает с 1994 года. В эфире есть место золотым  и современным хитам; тематическим музыкальным программам, посвященным  рок-н-роллу, джазу, танцевальной музыке, интерактивному общению со слушателями; миниатюрным развлекательно-тематическим зарисовкам, подготовленными ведущими радио «Студия-1»: это и «Ритмы спорта», и «Автосиндром», «Реноме  без запятых», «Кушать подано», «Кинокомпас», «Ризограф» и многое другое.

Целевая аудитория от 25 до 55 лет.

Данные радиостанции, работают непосредственно с аудиторией города Челябинска, и имеют в кругу  горожан доверие, приоритет и  определенный знак качества. Радиостанции нашего города выполняют все вышеперечисленные функции, информационные, развлекательные, просветительские и т.д., а главное, что перекрывает все возможные минусы и является следствием эффективности – они ежедневно осуществляют коммуникацию со слушателем, тем самым подтверждая свое отношение к массовой коммуникации.

Подробную информацию о наших  радиостанциях мы можем получить на сайтах в глобальной сети Интернет. Там же мы можем ознакомиться с прайсом на представления рекламных услуг, что удобно для рекламодателя. С помощью региональных радиостанций, он имеет возможность обратиться к более узкой и нужной для нас аудиторией, что позволит ожидать эффективность дела.

 

Заключение

 

Коммуникация между людьми существовала во все эпохи, а в наше время просто появились технические средства ее реализации (раньше информация на большие расстояния передавалась с помощью огня, гонгов и т.д., а сейчас телевидения, интернета, радио, газет и т.п.). Эволюция средств массовой коммуникации, рассматривая сквозь призму развития человеческой культуры, показывает, как постепенно увеличивалась скорость обмена информацией, с тем, чтобы сохранить путь к овладению человеком знаний, добытых предшествующими поколениями людей.

В 30-40 годы до появления телевизора радио было единственным эфирным  источником информации и развлечения. Однако столкнувшись в конкурентной борьбе с телевидением художественные постановки на средних волнах в 60-е  годы во всем цивилизованном мире (в 90-е  годы в России) уступили место новому типу радиовещания: форматированному музыкальному фоновому FM-радио. Большое  количество свободных тогда ультракоротких частот позволило обеспечить разнообразие предложения. Высококачественное стереофоническое звучание сделало особенно привлекательными музыкальные программы.

И сегодня, новое радио, идущее в ногу со временем, вернуло себе любовь и привязанность слушателей именно благодаря музыкальной специализации, уверенно заняв после телевидения заслуженное второе место на медиа – рынке.

В нашей работе, с помощью  подробного рассмотрения сущности массовой коммуникации и сущности радиовещания, мы уверенно можем сказать, что радио  – это одно из эффективнейших средств массовой коммуникации. Данный инструмент коммуникации имеет свои сильные и слабые стороны, и как инструмент массовой коммуникации он имеет свои функции и задачи, что также подробно нами изучено. Мы считаем, что сумели достичь поставленной цели.

 

Список литературы

 

  1. Байнхауэр Х,Шмакке Э. Мир в 2000 году. М.: Прогресс, 1973. – 240с.
  2. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. – М., 1988. – 174с.
  3. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и ТВ. – М., 1991. – 126с.
  4. Ворошилов В.В. Журналистика. СПб.: 2002. – 656с.
  5. Иванченко Г. В. Реальность Паблик Рилейшнз. — М: Смысл, 1999. – 153с.
  6. Кара-Мурза К. Наступление Голема (Язык и Власть) // Наш современник. - 1996. - № 8

7.  Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2004. – 608с.

8.  Лебон Г. Толпотворение // Новое время. 1994. № 3. – 37с.

9.  М.М.Макаров. Массовая коммуникация в современном мире. - М., 2000 – 212с.

10. Маклей М. Наука и социология знания. — М.: Прогресс, 1983. – 253с.

11. Мельник Г.С. Mass-media. Психологические процессы и эффекты. – СПб, 1996. – 160с.

12. Мельник Г.С. Общение  в журналистике: Секреты мастерства. – П.,2008. – 235с.

13. Монсон П. Современная западная социология: теория, традиции, перспективы. - СПб, 1992. – 402с.

14. Назайкин А.Н. Медиаплпнирование  на 100%. М: «Альпина», 2007. – 460с.

15. Науменко Т.В. Массовая коммуникация: теоретико-методологический анализ. М.: издательство «Перспектива», 2003. – 252с.

16. Ноэлъ-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М., 1996. – 352с.

17. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М., 1991. – 333с.

18. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. – М., 1998. – 650с.

19. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М.: Рефл-бук; К.: Ваклер. - 2001. – 656с.

20. Рид Р., Мицкевич Э., Файрстоун Ч. Телевидение, радио и приватизация. М., 1998. – 158с.

21. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. - Л., 1989. – 306с.

22. Свитич Л.П., Ширяева А. Ю. Журналистское образование: взгляд социолога / Под. ред. проф. Я.Н. Засурского. - М.: Издательство ИКАР, 1997.

23. Спиллейн М Создайте свой имидж. Руководство для женщин. - М., 1996. – 147с.

24.Терин В.П. Массовая коммуникация. – М., 1999. – 224с.

25. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. – М., 1998. – 349с.

26. Чуников А.Н., Бочаров М.П. «Связи с общественностью» Теория и практика. М., Издательство «Дело», 2003. – 420с.

27. Шарков Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации // Социологические исследования. №8. 2001. – 202с.

28. Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. М., «РиП-холдинг», 2004. – 246с.

Информация о работе Радио как средство массовой коммуникации