Радио как средство массовой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание

Цель работы: Анализ радио как эффективного средства массовой коммуникации. Достижению данной цели способствует постановка следующих задач:
1. Изучение теории массовой коммуникации: ее понятий, сущности и средств.
2. Рассмотрение видов массовой коммуникации.
3. Изучение истории появления радио, основных функций и задач.
4. Сопоставление и анализ радио как средства массовой коммуникации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1 Феномен массовой коммуникации………………………………………5
1.1Теория массовой коммуникации: сущность, понятия средства
массовой коммуникации………………………………………………………….5
1.2Виды массовой коммуникации……………………………………………...11
Глава 2 Радио, как средство массовой коммуникации………………………..19
2.1 Радиовещание в системе современных каналов коммуникации…………19
2.2 Анализ Челябинских радиостанций как средства массовой
коммуникации……………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы.……………………………………………………………...46

Работа состоит из  1 файл

радио исправленная 1.docx

— 85.26 Кб (Скачать документ)

Радионовости называют «секундной стрелкой истории». Работа этой «стрелки», особенно в горячие часы истории, во многом определяет эффективность  радиовещания и общественную потребность  в нем.

Рекламная функция радио  близка к собственно информационной, но содержит в себе столько специфических  особенностей (в целеполагании, стилистике), что ее справедливо выделяют как  самостоятельную. Реклама нужна: она  помогает ориентироваться слушателю  в быстро меняющемся сложном мире товаров, услуг, идей, ценностей, дает возможность  полезного выбора, принятия разумных решений. Реклама требует от радиожурналиста  профессионализма, специальных знаний, способностей и навыков.

Средства, полученные от рекламы, помогают функционированию вещательных  редакций (станций, программ, рубрик). Для  многих негосударственных станций  она является главным источником дохода.

II. Функции, обеспечивающие  социальное управление обществом.  Радио, обладающее уникальными  возможностями воздействия на  население страны, вполне естественно  используется весьма активно  как инструмент социального управления обществом. Здесь важно отметить, что речь идет не только и не столько о регулировании общественного поведения сотен тысяч и миллионов граждан и, конечно, не только о возможности радио стимулировать тот или иной поступок людей (например, выйти или нет на демонстрацию или на субботник, заняться тем или иным видом благотворительных работ и т.д. и т.п.), – речь идет о воздействии на глубинные процессы развития общества, именно на те факторы, которые обеспечивают стабильное развитие всей существующей общественной и государственной системы в целом.

В работе по социальному  управлению радиовещание имеет несколько  функций.

Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функция. Как известно, журналистика работает или на разрыв конкретного социального организма, или на его преобразование, укрепление. Эти позиции осознанно или  неосознанно отражаются в программах радиовещания. В идеале деятельность СМИ должна укреплять общество, семью, а значит, и государственный строй, поддерживать принятую в обществе систему  ценностей и уровень культуры, воспитывать личность. Радио по природе  своей обладает огромными интеграционными  возможностями.

Уже сам факт регулярного  и одновременного прослушивания  программы разными людьми свидетельствует  об их определенной общности, но вещатель должен сознательно работать на ее укрепление. Доминанта вещания –  выявление общих для аудитории (общечеловеческих, общенациональных, общеевропейских, общегородских и  т.п.) ценностей, обсуждение путей решения  общих проблем и противодействие  деструктивным, опасным для общества тенденциям.

Чем крупнее и разнообразнее  сообщество, на которое направлено вещание, тем внимательнее должны составляться программы, чтобы ни одна часть аудитории  не оказалась неохваченной. Помимо национальной и религиозной принадлежности обращают внимание на социальные (в  том числе классовые), социально-психологические и возрастные различия людей. Радиоканалы должны стремиться удовлетворить, кроме того, потребность каждого отдельного слушателя идентифицировать себя как с мировым сообществом в целом, так и с определенной группой людей с их специфическими интересами.

Как дисфункциональные можно  отметить следующие явления: размывание сложившейся системы ценностей; криминализация и «дебилизация»  сознания; понижение уровня культуры и как следствие – дезинтреграция общества.

Функция выражения и формирования общественного мнения. Ее роль определена возрастанием значения общественного  мнения в жизни общества и самой  природой вещания, органически связанной  с этим феноменом. Среди форм и  механизмов проявления общественного  мнения следует назвать выборы и  референдумы. Во времена политических перемен редакции радиовещания не остаются в стороне от этих событий. А возможности  радио в разъяснении смысла, целей  и задач подобных акций велики.

Известно, что общественное мнение формируется тогда, когда  общество хорошо информировано. Необходимо обеспечивать общество достаточным  объемом информации, доступной и  понятной массовому сознанию, представлять набор фактов, аргументов и контраргументов. Важно отражать полный спектр, широкий  диапазон реальных мнений, существующих в данный момент в обществе (аудитории). К сожалению, эта, казалось бы, очевидная  задача очень часто не выполняется (или даже не ставится и не осознается) на практике.

Общественное мнение связано  с дискуссионными ситуациями, коллизиями и проблемами. Нет необходимости  доказывать, что уровень дискуссионности  в нашем обществе за последнее  время возрос многократно. Радио  отражает эту ситуацию не только содержанием  передач, но и выбором форм и жанров. Обсуждение социальных проблем в  различных видах и формах занимает значительное место в программах радиостанций всех уровней. Тут и полемика, и дискуссии, и диспуты, и «круглые столы» с привлечением аудитории к прямому эфиру. В жизни постоянно происходит столкновение мнений, позиций, порой резких, непримиримых. Одно из правил СМИ в цивилизованном мире – переводить конфликты в план дискуссий, искать точки соприкосновения, общие интересы. Открытый диспут в эфире позволяет слушателям выяснить позиции, точки зрения из первоисточников, сравнить их, узнать сильные и слабые стороны. Возникает возможность взять ситуацию под своевременный общественный контроль, вывести ее из-за кулис. Кроме того, микрофон, профессиональная работа журналистов, присутствие огромной аудитории радиослушателей требуют от диспутантов соответствующего уровня обсуждения. Радио и другие СМИ выступают своего рода школой для политиков и аудитории.

Среди дисфункциональных  моментов прежде всего следует отметить манипулирование общественным мнением. Силы, которые прибегают к манипулированию, нередко добиваются успеха, но при  этом проигрывает общество в целом  и сами СМИ, теряя доверие аудитории.

Радио в какой-то мере поддерживает разорванные человеческие связи. В  них нуждаются миллионы соотечественников, оказавшихся вдали от этнической родины, в странах так называемого  «ближнего зарубежья». Многие из них  находятся в условиях информационной блокады. Необходима тщательно продуманная  вещательная политика на эту многомиллионную  русскоязычную аудиторию.

Воспитательная функция  радио реализуется при осуществлении  ряда других; воспитательную нагрузку в той или иной мере несут многие передачи, программы, рубрики. Это связано  с природой самого воспитания –  сложного, многостороннего процесса. В течение многих лет радио  вносило свой вклад в воспитание личности, отвечающей потребностям определенного  государственного строя, системе власти и идеологии. Существовала система  ценностей, которая лежала в основе процесса воспитания. Резкий социальный слом поставил сложные проблемы перед  воспитательным процессом в целом (и, очевидно, на продолжительный период). Появились передачи, объясняющие суть общечеловеческих ценностей, их происхождение, роль и место в современном мире. Во многих передачах на другие темы присутствует ссылка на этот нравственный комплекс, апелляция к нему как к основной шкале оценки поступков и поведения людей. В идеале именно таким образом и осуществляется воспитательная функция.

Значительная степень  дисфункциональности в воспитательной сфере связана, прежде всего, с противопоставлением  различных систем ценностей. Чаще всего  противопоставляют «западную ориентацию»  мышления и наши отечественные нравственные идеалы. Делается это под предлогами демонстративно патриотическими, но на самом деле за этим кроется стремление к обычной пропагандистской и  политической выгоде. Дисфункция в  области воспитания аудитории проявляется  также в рекламе и утверждении  поведения, стиля жизни, нравственных коллизий, противоречащих общечеловеческим духовным и культурным ценностям, а  нередко и интересам значительных групп населения (национальным, экономическим  и др.).

III. Культурно-просветительские  функции. Решая многообразные  культурно-просветительские задачи, радиовещание выполняет в комплексе  сразу несколько функций. Рассмотрим  наиболее важные из них.

Эстетическая функция. Можно  выделить три аспекта ее существования  в современном массовом вещании.

1. Прежде всего, это  эстетика лучших образцов радиожурналистики  (разумеется, в том случае, если  они соответствуют высоким критериям  и специфике радио как средства  массовой информации и инструмента  культуры). К ней относятся яркая  образная речь, психологическая  острота диалогов, выражающих различные  точки зрения, многообразие мышления, логику идей; четко выстроенная  звуковая картина событий, позволяющая  слушателю в своем воображении  представить их в мельчайших  деталях, и возникающий вследствие  этого эффект присутствия; элегантность  композиции всей передачи и ее отдельных фрагментов; убедительность «монтажных» переключений внимания аудитории, которые уже сами по себе способны вызывать своеобразный виток ассоциаций; логичное (не формальное, а продиктованное внутренней логикой рассказа) сочетание слова, музыки и шумов. С помощью данного арсенала средств и звукового образа события, явления или человека, радиожурналист может воссоздать у слушателя требуемое представление и вызвать чувственную оценку любого события: от самого грандиозного по масштабам до самого тонкого и на первый взгляд малозаметного.

2. Радио с момента своего  рождения транслирует в эфире  произведения разных видов искусств: музыки, театра, литературы. В практике  вещания накоплен уникальный  опыт аудиоадаптации художественных  произведений разных жанров, видов  и форм, позволяющей с тонкими  подробностями доносить до слушателя  идеи и художественные особенности  первоисточника. В то же время  радио научилось на основе  литературных, музыкальных и театральных  сочинений создавать аудиопроизведения,  представляющие собой некую новую  художественную реальность, имеющую  самостоятельную духовную и эстетически-технологическую  ценность.

Записи лучших театральных  работ московских и периферийных театров в течение многих лет  давали слушателям возможность не просто ознакомиться с наиболее интересными  работами драматургов, режиссеров, актеров, но и проследить многообразие их творческих поисков, сложную и, как правило, плодотворную творческую историю отечественной  драматической и музыкальной  сцены. Вся художественная палитра  российского театра была представлена в программах радио. Исключения из этого  правила были связаны с цензурными запретами: так, существовало вето на передачу в эфир тех спектаклей и театров, которые партийная власть считала  неблагонадежными.

«Золотой» фонд музыкального вещания насчитывает сотни тысяч  фонограмм, которые, попадая в умелые руки при подготовке самых разных художественно-просветительских программ, оказывают большое влияние на формирование эстетических взглядов и вкусов всех слоев аудитории.

Не секрет, что популярность любого эстрадного актера в 80-е и 90-е  годы зависела прежде всего от количества его выступлений по радио и  телевидению. Концерты в эфире пробуждали тот общественный интерес к исполнителю, от которого напрямую зависела продажа  его дисков и кассет, наполняемость  зрительных залов. Радио всегда влияло и будет влиять на эстетическое развитие населения и, более того, – определенным образом управлять этим процессом.

3. Свои оригинальные образцы  аудиокультуры радио вырабатывало  в течение многих десятилетий  и достигло в этом больших  успехов. Практически нет ни  одного вида или жанра литературы, театра, музыкального театра, который  не имел бы интересного аналога  в искусстве незримой радиосцены. Радиопоэмы и оратории, фельетоны  и очерки, оригинальные радиопьесы  всех жанровых направлений, трагедии, психологические драмы, комедии,  фарсы, радиоцирк и радиооперетта  и даже радиобалет как жанр  с весьма определенными эстетическими  критериями с большим трудом, но утвердились в эфире. К  этому вполне естественно прибавить  «устные радиомемуары» и «звуковые  книги».

Радиовещание  и аудитория: особенности контакта

Среди всех каналов массовой коммуникации радиовещание обладает самой  высокой проникающей способностью. По масштабу охвата населения и значимости в жизни людей с ним трудно конкурировать не только газетам, но и родственному электронному средству – телевидению. Радиовещание остается надежным спутником человека, естественной средой его повседневного существования даже в условиях, затрудняющих или исключающих контакт с миром с помощью других способов общения.

Способность радиовещания включать в сферу своего действия огромные массы людей, возникшее с его  появлением качественно новое освоение пространственных, аудиторных возможностей связаны с рядом факторов физического и психологического характера, присущих природе радио:

– во-первых, это свойство электромагнитных колебаний (волн), несущих  сообщение, проникать в любую  покрываемую передатчиком точку  пространства, т.е. то, что можно назвать вездесущностью радиовещания;

– во-вторых, компактность и  мобильность на современном уровне электроники приемных устройств, которые, обеспечивая стабильное и достаточно высокое качество приема, могут сопровождать человека в любых условиях его  жизнедеятельности практически  круглосуточно.

Характер контакта радиовещания и аудитории не был всегда одинаков, он исторически менялся. В нашей  стране прослушивание радио первоначально  происходило в коллективной форме – в избах-читальнях, клубах, на улицах и площадях. Оставшееся в наследство от тех времен слово «громкоговоритель» не случайное. Радио, действительно, было «вещанием» – громким, трибунным, площадным. В истории западных стран радио такого типа не существовало, там оно с самого начала адресовалось в дома населения, было семейным, каковым стало и у нас на рубеже 40–50-х годов. Сейчас понятие «семейного СМК» более справедливо для телевидения, но уже не полностью отвечает ситуации в области радиовещания. Сегодня радиоприемник стал мобильным и компактным. Появление и количественный рост приемников (а иные из них теперь размером со спичечный коробок с миниатюрными наушниками), все более становящихся повседневной принадлежностью, поставило радиовещание перед перспективой ориентации на отдельного, индивидуального пользователя.

Информация о работе Радио как средство массовой коммуникации