Радио как средство массовой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание

Цель работы: Анализ радио как эффективного средства массовой коммуникации. Достижению данной цели способствует постановка следующих задач:
1. Изучение теории массовой коммуникации: ее понятий, сущности и средств.
2. Рассмотрение видов массовой коммуникации.
3. Изучение истории появления радио, основных функций и задач.
4. Сопоставление и анализ радио как средства массовой коммуникации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1 Феномен массовой коммуникации………………………………………5
1.1Теория массовой коммуникации: сущность, понятия средства
массовой коммуникации………………………………………………………….5
1.2Виды массовой коммуникации……………………………………………...11
Глава 2 Радио, как средство массовой коммуникации………………………..19
2.1 Радиовещание в системе современных каналов коммуникации…………19
2.2 Анализ Челябинских радиостанций как средства массовой
коммуникации……………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы.……………………………………………………………...46

Работа состоит из  1 файл

радио исправленная 1.docx

— 85.26 Кб (Скачать документ)

 

2 Радио, как средство массовой коммуникации.

2.1 Радиовещание в системе современных каналов коммуникации

 

У истории XX века практически нет иного столь яркого примера взаимодействия и взаимовлияния, как радио и другие каналы массовой информации. Всего три десятилетия относительно спокойной жизни технический прогресс дал радиовещанию для упрочения своих позиций. Уже в середине 50-х годов о нем высказывались как о «факире на час». Если принимать во внимание время существования нашей цивилизации, то три десятилетия – это даже не час, а мгновение.

Тысячу лет назад китайский  поэт и ученый Ван Цзюньюй, чаще именуемый  в древних книгах как Ван Ци, изрек и записал: «Не доставляет удовольствия слушать то, что надлежит смотреть». Некоторое время спустя он выразился еще более точно: «Лучше один раз увидеть, чем сто  раз услышать». Через десять веков  присказка зазвучала как приговор. Поклонники телевидения обратились к мудрости китайца как к наиболее точной формулировке обвинения радио  в ограниченности, а следовательно, и в бессмысленности его существования. [http://evartist.narod.ru/text5/47.htm]

«Могильщиков» радио трудно обвинить в преувеличении. Экспансия  телевидения во всем мире достигла таких размеров, что возникли сомнения в правомерности жизни и театра, и кинематографа, а с появлением трансляций из музеев и видеофильмов о живописи – в целесообразности открытия музейных коллекций. Если бесстрастные компьютеры предрекали грядущую нищету всем традиционным видам зрелищного искусства, подсчитывая кассовые убытки и все увеличивающееся число  пустых кресел в кино-, театральных  и концертных залах, то нетрудно вообразить, сколь незавидным представало будущее  радио, все художественное достояние  которого заключалось в невидимых  миру звуках.

Даже самые доброжелательные исследователи сходились во мнении, что судьба радио в микроминиатюризации  технических средств: вот создадут инженеры приемник размером с аптечную таблетку (технически это вполне возможно, более того, эта идея практически  была реализована к концу 70-х годов) и будет она подавать сигналы, вмонтированная в петлицу, сообщая  погоду и наиболее важные новости. Что  же касается обширной событийной и  художественной информации, общения  с коммуникатором, аудиокультуры  во всех ее разновеликих и многообразных  аспектах... то «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Такое мнение распространилось в среде специалистов, наблюдавших  взаимоотношения средств массовой информации и культуры сквозь призму жестокой конкурентной борьбы. Это  касалось развития СМИ в любых  социально-политических условиях, даже в том случае, когда государство  стремилось максимально регулировать эти взаимоотношения, как это  было у нас в стране. Но и при  диктатуре КПСС, когда планы работы всех СМИ заранее утверждались в  одном и том же здании, одними и теми же начальниками, даже при  таких условиях реальная конкуренция  существовала, ибо ежедневно и  ежечасно у аудитории возникала  проблема выбора: смотреть или только слушать, что само по себе стимулировало  соперничество в стремлении привлечь внимание населения.

К началу второй половины XX века могущество телевидения, особенно в споре со зрелищными видами искусств (театр, кино, эстрада) и аудиокультурой (радио, грамзапись), казалось всесокрушающим. Но в то же время исследователи стали обращать внимание на целый ряд парадоксов в развитии как системы СМИ в целом, так и отдельных ее элементов. Прежде всего, эти парадоксы стали проявлять себя в наиболее развитых «телевизионных державах», в частности в Соединенных Штатах Америки.

В 1959 году, на пике «телевизионного  бума», в США насчитывалось 3879 радиовещательных станций различной мощности. В  это же время работало около 900 телестанций. Американцы, как известно, не любят  вкладывать деньги в предприятия, не приносящие прибыли. Прибыль же на радио и телевидении связана с передачей рекламы. А количество рекламодателей и суммы прибылей непосредственно зависят от расширения или сужения аудитории.

Через несколько лет возникла следующая ситуация, изумив и специалистов, и широкую публику: к 1976 году в  США работало 8120 радиовещательных станций  различной мощности при 1016 телевизионных  студиях; соотношение – 1:8 против 1:4 восемнадцать лет назад. В отдельных  штатах и городах еще более  выразительные показатели свидетельствовали  о том, что радио не теряет аудитории  и телевидению в своем рекламном  воздействии на население не уступает: Нью-Йорк – 344 радиовещательные станции  и 42 телевизионные; Пенсильвания –  соответственно 344 и 34 и т.п. Заметим, что приведенная здесь статистика учитывает лишь станции с регулярным и постоянным вещанием в несколько  часов, одноразовые или нерегулярные радиоакции рекламного характера не учитывались.

К началу 70-х годов наиболее дальновидные специалисты в разных странах, главным образом там, где  телевидение удовлетворяло интерес  публики, пришли к выводу: распространение  телепередач не является причиной значительного  снижения интереса к радиопрограммам.

На рубеже 80-х годов  социологи публикуют результаты исследований, из которых следует, что  в некоторых полностью телефи-цированных районах СССР почти 90% жителей при  обращении к тому или иному  средству массовой информации предпочитают радио (второе место после газет  по популярности).

Можно вспомнить и такой  – не единственный в своем роде – курьез: в одной из европейских  стран газета, печатавшая телевизионные  программы, объявила в качестве приза 750-тысячному подписчику цветной  телевизор новой модели, но по просьбе  читателей он был заменен на стереофонический радиоприемник.

Западногерманские футурологи X. Байнхауэр и Э. Шмакке в своем обширном труде «Мир в 2000 году» специальную главу посвятили взаимоотношениям радио и телевидения и высказали такой прогноз: «Никаких серьезных изменений в этой области не произойдет, хотя и предусмотрено дальнейшее расширение телевизионной сети и увеличение объема передач по каналам телевидения. Единственной уступкой радиовещания будет разработка новой структуры его программ» [1; с.113].

Этот прогноз был сделан немецкими учеными в ситуации, когда большинство их коллег пророчили  если не полное, то, по крайней мере, глобальное сокращение радиовещания вообще. Как показала жизнь, они ошибались, в то время как прогноз X. Байнхауэра и Э. Шмакке оправдался полностью. Объем радиовещания в принципе увеличивался параллельно с ростом телевидения, а вот его структура менялась резко, о чем особенно ярко свидетельствует эволюция радиопрограмм в отечественном эфире: строго дифференцированные по содержательным и адресным критериям коммерческие радиостанции значительно превышают по объему вещания параметры бывшего Всесоюзного радио, предоставляя слушателям столь же выросшую, но принципиально изменившуюся тематическую палитру передач.

Каким же образом радио  удается сохранить свою привлекательность  в действительно очень трудных  для него условиях жесточайшей конкурентной борьбы за внимание аудитории? Здесь  правомерно выделить три природных  свойства радиовещания, обусловливающих  его жизнеспособность.

1. В структуре современных  СМИ радио остается наиболее  оперативным. Ни телевидение,  ни кинематограф даже на рубеже  XXI века не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события. Соответственно это обстоятельство облегчает приглашение к микрофону в качестве комментаторов наиболее актуальных и социально значимых фактов и явлений представителей общественности, государственных деятелей, авторитетных людей во всех областях знаний и, конечно же, самих участников событий. Во всем этом, как показывает мировая практика вещания, включая и российскую, радио уверенно опережает и прессу, и телевидение.

2. Из всех СМИ радио  является самым удобным («неприхотливым»,  «комфортным») для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило,  не требует отказа от повседневных  дел, его можно совместить и  с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями (уборкой  квартиры, хозяйственными делами  и т.п.). Колоссальную часть аудитории  радио во всех направлениях  вещания – от музыкальных программ, новостных выпусков до передач  литературно-драматических композиций  и «радиокниг» – составляют  автомобилисты за рулем и их  пассажиры. Более того, разнообразие  интересов именно этой части  аудитории стимулировало значительное  расширение жанрово-тематических  параметров вещания (что в свою  очередь способствовало увеличению  числа современных форматов радиостанций, а также увеличению количества  самих станций, более четкой  их адресной и содержательной  направленности и дифференциации).

3. Радиовещание оказывает  несомненное психологическое влияние  на людей. В системе СМИ радио,  ориентированное прежде всего  на слуховое восприятие, воздействует  более других на воображение  человека. На это обращают внимание  многие современные физиологи  вслед за великими русскими  учеными И.М. Сеченовым и И.  П. Павловым. Еще до появления  радио было доказано, что человек  в меру своих возможностей  и развития ассоциативного мышления  пытается перевести звуковые  впечатления в зрительные. Процесс  этот неизбежен, он не зависит  от желания человека, ибо выражает  объективную закономерность природы  восприятия окружающего мира.

Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем  самым дает работу и мышлению, и  неосознанным эмоциям. Иначе говоря, оно помогает человеку выйти из той эмоциональной «стабильности», в которую приводят его бесконечно повторяющиеся, постоянно дублирующие друг друга служебные, рабочие и бытовые обстоятельства, условия среды, регламентирующие развитие личности.

Радио высвобождает воображение  и определенным образом компенсирует тот эмоциональный и мыслительный застой, те навыки автоматизма в  поведении и реакциях, которые  выработаны привычным жизненным  опытом.

К этому следует добавить и повторяемость всевозможных стрессов, которые человек получает на работе, в быту, в обстоятельствах жизни  большого города. Эти стрессы, как  утверждают психологи, также полностью  подчиняют себе мышление и эмоции.

Что же происходит с индивидуумом?

До предела «загруженный»  проблемами напряженного производственного  дня, окунувшись в агрессивную по отношению к отдельной личности общественную среду в дороге, человек  и дома не всегда может избежать разнообразных хлопот и тревог. Наконец  вечером он садится к телевизору и... получает с огромной экспрессией  отобранные и продемонстрированные слепки (копии, аналоги) тех самых  стрессовых фактов, ситуаций и обстоятельств, которые сопровождали его в течение  дня. Причем получает он их с высокой  точностью и большой выразительностью: в цвете, со стереофоническим звуком, в быстром клиповом ритме, а в  перспективе – и в объемном (стереоскопическом) изображении. Восприятие такого человека оказывается явно перегруженным, фантазия – задавленной, воображение  – отключенным. Между тем нормальный организм требует эмоционального равновесия, которое в определенной мере и  способно создать прослушивание  радиопередач. Социопсихологи утверждают, что даже самая трагическая информация воспринимается с меньшим нервным  напряжением по радио, чем с экрана телевизора, ибо в этом случае срабатывает механизм психологической защиты, который есть у каждого индивидуума.

Таковы основные свойства радио, позволяющие ему успешно  взаимодействовать (при хорошем  организационном уровне) с телевидением, сохраняя при этом неповторимые методы и формы воздействия на аудиторию, а также интерес слушателей.

Необходимо знание функций радиовещания для четкого построения сетки вещания, при выборе формата станции, при формировании структуры и содержания вещательных программ и передач. Остановимся более подробное на описании функций радиовещания.

I. Информационные функции. Все средства массовой информации получили свое название потому, что первым и главным их качеством – тем, ради чего и создавались, скажем, петровские «Ведомости», – была способность удовлетворить информационные потребности личности, общества и государства. Радио распространяет информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоциональнее других СМИ. Из общетеоретических курсов по журналистике известно разнообразие толкований понятия «информация». Здесь мы употребляем этот термин в самом узком и конкретном смысле: осведомление людей о событиях в стране и мире, рассказ о новостях. Лишь в этом значении можно выделить собственно информационную функцию радио, поскольку информацией в широком плане является и трансляция театрального спектакля. Попадая в контекст радиопрограммы, любая передача обретает дополнительную информационную окраску благодаря взаимосвязи с другими элементами программы и событиями дня.

Регулярное получение  социальной информации стало для  человека необходимым условием полноценного участия его в современной  жизни. Информационные выпуски, состоящие  из репортажей и устных сообщений  о том, что произошло в последние  часы в мире или в том регионе, на который вещает данная станция, составляют опорные точки ежедневной сетки  вещания. Все остальные радиопередачи  располагаются в интервалах между  выпусками новостей. Сдвиг выпуска новостей с традиционного места и времени в эфире – событие чрезвычайное, но характерное для переустройства системы массового вещания в конце XX века.

Доступность информации для  широких слоев населения, возможность  свободного выбора ее источников и  уровень информированности считаются  признаками благополучия общества и  цивилизованности. Спрос на определенную информацию диктуется прежде всего  общей политической ситуацией в  стране. Во времена политических стрессов очень важно информировать общество о том, когда и какие решения  приняты, а какие отменены, кто  у власти, а кто отстранен, как  идут референдумы, выборы, – все  это влияет на поступки, действия и  поведение людей. Политические катаклизмы на уровнях регионов, «горячие точки», в которые втягиваются не только местные жители, но и многие россияне, также требуют оперативной информации.

Информация о работе Радио как средство массовой коммуникации