Радио как средство массовой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание

Цель работы: Анализ радио как эффективного средства массовой коммуникации. Достижению данной цели способствует постановка следующих задач:
1. Изучение теории массовой коммуникации: ее понятий, сущности и средств.
2. Рассмотрение видов массовой коммуникации.
3. Изучение истории появления радио, основных функций и задач.
4. Сопоставление и анализ радио как средства массовой коммуникации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1 Феномен массовой коммуникации………………………………………5
1.1Теория массовой коммуникации: сущность, понятия средства
массовой коммуникации………………………………………………………….5
1.2Виды массовой коммуникации……………………………………………...11
Глава 2 Радио, как средство массовой коммуникации………………………..19
2.1 Радиовещание в системе современных каналов коммуникации…………19
2.2 Анализ Челябинских радиостанций как средства массовой
коммуникации……………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы.……………………………………………………………...46

Работа состоит из  1 файл

радио исправленная 1.docx

— 85.26 Кб (Скачать документ)

Средства массовой коммуникации сегодня являются чрезвычайно важными  каналами общения государственной  власти с населением страны. В этой деятельности можно отметить два  взаимосвязанных плана, входящих в  само понятие управления. Один из них  состоит в актуализации властью  управленческой программы, что является гарантией ее выполнения в той  мере, в какой от населения требуются  определенные шаги (поведенческие - «заплати налоги и спи спокойно», социально-психологические - доверие, терпение, ожидание результатов  и т.д.). Второй план касается информирования населения о своей деятельности и является для власти в определенной мере отчетом о таковой, а значит, и залогом позитивного образа ее эффективной деятельности в глазах населения что, несомненно, влияет на пролонгацию этих отношений и  может подтвердиться в ходе процедуры  избрания персонального состава  исполнительной и законодательной  власти.

Итак, средства массовой коммуникации участвуют в разработке стратегии  и тактики социального развития, вписываясь тем самым в структуру  властных институтов. Отношения средств  массовой коммуникации и власти связаны, прежде всего, с тем, что первые делают прозрачными механизмы деятельности последней. По тому, в какой мере ветви власти открыты для средств массовой коммуникации, можно судить о степени демократичности социума.

 

1.2 Виды массовой коммуникации.

 

Современный исследователь  проблем теории массовой коммуникации Г. Почепцов дает, пожалуй, наиболее развернутую и подробную классификацию видов коммуникации.

Если говорить об основополагающих принципах деления, то в основе их лежат способы и возможности  человеческого восприятия (зрительное – слуховое - чувственное (тактильное - письмо для слепых). Из этих принципов  вытекает и деление массовой коммуникации на визуальный и аудиальный виды.

Визуальная коммуникация

Человек получает информацию по всем имеющимся у него каналам. Но часть  из них носит особый характер для  общения. Это, в первую очередь, визуальная и вербальная коммуникации. По подсчетам  исследователей, 69% информации, считываемой с экрана телевизора, приходится на визуальную коммуникацию.

Понятие визуальной коммуникации означает комплекс специальных указателей в  виде вывесок, информационных стендов, рекламных щитов, которые помогают нам ориентироваться в пространстве благодаря той информации, которую  они содержат. Составляющие визуальной коммуникации – это визуальный язык (изображения, знаки, образы) и визуальное восприятие (органы зрения, психология восприятия).

Визуальная коммуникация объединяет в себе цвета, речь, письменный язык, образы, чтобы создать сообщения, которые будут эстетически приятны  взгляду зрителя, будут наполнены  понятной и необходимой информацией.

Так, создавая рекламу Дворца Изящных  искусств в Сан-Франциско, дизайнер при помощи фотомонтажа получил  удачное сочетание различных  цветов, образов, текстур. Узкий формат постера выбран не случайно – в нем таится призыв посетить это место. Украшения подчеркивают, музей открыт для широкой публики.

Телевизионный предвыборный вариант  достаточно подробно рассматривался Э. Ноэль-Нойман. Так, опрос телеоператоров показал, что фронтальная съемка на уровне глаз, по их мнению, вызывает симпатию, создает впечатление спокойствия, непринужденности. Показ сверху (перспектива «птичьего полета») или снизу (перспектива «лягушки») вызывает антипатию, создает впечатление слабости, пустоты [16; с.232]. Исследовалось также влияние публики на экране, что привело к следующим результатам: «При экранной передаче реакции публики решающее значение имеет выбор соответствующего ракурса – своего рода «картинки», посредством которой можно усилить или ослабить впечатление (например, эффект аплодирующей публики). Можно дать общий план публики, показать какую-то ее часть, маленькие группы или отдельные лица. Чем больше людей на экране, тем сдержаннее передаваемое впечатление, чем меньше людей в «картинке», тем интенсивнее впечатление» [16; с.234].

Мы также должны упомянуть об одной из важнейших характеристик визуальной коммуникации, ради которой, вероятно, она часто и реализуется. Визуальная коммуникация не является столь же многозначной, как коммуникация вербальная. Это говорит о том, что она подлежит гораздо большему контролю. Одновременно ее долговременность (типа памятника Ленину) позволяет передавать свое однозначное сообщение сквозь время.

Визуально мир организован достаточно жестко, и мы часто не знаем его  закономерностей, поэтому и возникают  те или иные варианты ошибок. Но одновременно умелое его использование приносит достаточно хорошие результаты.

Вербальная коммуникация

Чтобы вас поняли, мало иметь  хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме  того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить  перед большой аудиторией, он формулирует  для себя тезисы или как-то иначе  готовится к докладу. Но в обыденной  жизни устная коммуникация требует  спонтанности, и это может вызвать  у человека тревогу, неуверенность  и даже страх. Работу над устной речью  можно начать с расширения словарного запаса. Вспомните Мартина Идена  Д. Лондона, который, решив стать  писателем, ежедневно стал учить  определенное количество новых слов. Это ему помогло. Сейчас обычно если и учат новые слова, так только при изучении иностранного языка. Хотя расширять свой словарный запас  надо как тем, у кого он невелик, так  и тем, чья профессия этого  требует (писатель, оратор, переводчик, политик и т.п.). Если вы ясно понимаете, что именно хотите сказать, и ваш  словарный запас достаточно велик, то вы наверняка сумеете точно  выразить свою мысль и предотвратите  возможные недоразумения. И напротив, люди, у которых сумбур и в мыслях и в словах, постоянно рискуют  попасть впросак. Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным  запасом, не желая щеголять образованностью, опасаясь показаться заносчивыми.

Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо  в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли  монотонным голосом, уткнувшись в заранее  подготовленную бумажку, то очень скоро  обнаружите, что аудитория не слушает  вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет  докладчику оценить реакцию слушателей. Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, в которой участвуют два человека. Так, в политике давно известен факт, что личное общение с избирателями повышает шансы кандидата на успех в избирательной кампании.

Вербальная коммуникация носит  доминирующий характер в любой области человеческой деятельности. Профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве профессий. Голос А. Лебедя стал его важной характеристикой, шамкающая речь Л. Брежнева уничтожала любые усилия пропагандистов.

Мы живем в мире слов. В первую очередь паблик рилейшнз уделяет  внимание подготовке статей, пресс-релизов, написанию речей. Следует обратить внимание на те или иные оптимальные  стратегии вербального воздействия, разрабатываемые в рамках таких  наук, как психолингвистика, социолингвистика, теория пропаганды. Исследования показали, что детали политических сообщений  через короткое время забываются, но долгое время хранится общее впечатление  от сообщения.

Типы голосов оцениваются аудиторией как приятные или нет. Так, специалисты  по паблик рилейшнз пытались перевести  британского премьера Эдварда Хита на говорение голосом, аналогичным  тому, которым он говорил в неофициальной  обстановке. Для этого скрытно  записали его разговор, чтобы продемонстрировать ему его иные возможности. Мэри Спиллейн иронически спрашивает: «Была бы Мерилин Монро такой же сексуальной, если бы у нее был голос Хиллари Клинтон?» [23; с.118]. Она же упоминает о том, что 38% впечатления, которое вы производите на окружающих, зависит от вашего голоса.

Владение речью становится важной профессиональной составляющей человека. В США результаты социологического опроса бизнесменов о том, какие  качества кандидатов они ценят больше всего, показали, что на первом месте  стоит способность к устной коммуникации (83%). Далее следуют: чувство ответственности (79%), собранность, внутренняя дисциплина (65%), энергичность (53%), организаторские  способности (42%), внешние данные (30%), инициативность, творческий элемент (19%).

А.Г. Почепцов расширяет перечень видов коммуникации, кладя в основу различные базовые установки. Он выделяет перформансную, мифологическую, художественную коммуникации [19; с.293].

Массовую коммуникацию можно  разделить также, исходя из канала распространения  информации. Речь идет о формальной и неформальной МК. Первая - это коммуникация в форме текстов того или иного  технического канала МК. Вторая - это, в  основном, устная коммуникация в виде слухов, сплетен, анекдотов, баек, песен, возможно записанных и распечатанных, но циркулирующих вне официально признанного социокультурного цикла. На эффективность неформальной коммуникации большое воздействие оказывают  так называемые “лидеры мнения”. Исследователи МК, социологи давно  зарегистрировали феномен усвоения информации, принятия решений ЧСЗ  не непосредственно после прочтения, прослушивания, просмотра тех или  иных сообщений, а после консультаций с соседями или коллегами, завоевавшими по ряду социальных и психологических  причин статус лидера общественного  мнения той или иной социальной группы, микросреды.

Современная система СМК  подразделяются на три вида:

- средства массовой информации (СМИ);

- телекоммуникацию;

- информатику.

СМИ — это организационно-технические  комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование  больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.

Структура современной системы  СМИ выглядит следующим образом: пресса (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники  и др.); аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, документальные фильмы, телетексты и др.); информационные службы (телеграфные  агентства, рекламные бюро, PR-агентства, профессиональные журналистские клубы  и ассоциации).

Пресса — это массовые периодические печатные издания. Пресса - единственное средство, дающее потребителю  информации возможность контролировать динамику освещаемых событий, обстоятельства и направления их развития. Основное место в системе периодических изданий занимают газеты.

Радио — это массовое аудиальное СМИ. Уникальность радио  в его вездесущности и общедоступности. Слушая радио, люди могут узнать новости, слушать музыку, развлекательные  программы и при этом заниматься другими делами. Радио - одно из важнейших  средств социального контроля (в  частности, государственного), благодаря  которому можно управлять сознанием  и поведением одновременно большого числа людей.

Телевидение — это аудиовизуальное  СМИ, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуникативные  возможности.

Информационные службы —  это организации, собирающие и пересылающие новости. Традиционно они составляют основу национальной и международной  систем распространения новостей. Корреспонденты информационных служб собирают сведения, которые затем перепродаются  подписчикам - газетам, журналам, государственным  органам, телекомпаниям, коммерческим и другим структурам.

PR-фирмы — это организации,  разрабатывающие и предлагающие  руководству коммерческих, политических, общественных и других структур  ключевую концепцию их политики  или отдельные рекомендации в  сфере связей с общественностью.

Паблик рилейшнз (PR) —  это специальная система управления информацией (в том числе и  социальной), где под управлением  понимается процесс создания информационных поводов и информации заинтересованной в ней стороной; распространение  готовой информационной продукции  средствами коммуникации для целенаправленного  формирования желаемого общественного  мнения.

Телекоммуникация — это  технические службы, обеспечивающие передачу и прием сообщений. Специалисты  по телекоммуникации - инженеры и техники. Они в основном работают с кодами, сигналами, шумами. Традиция поиска в области кодирования информации, экономии и надежности ее передачи уходит во времена посольств и секретных служб, использовавших шифровку и кодирование для написания секретных писем.

Информатика — это система  средств обработки данных при  помощи вычислительных машин (компьютеров). Информатика в историческом плане  продолжает так называемую культуру очевидности, где на первом месте - истина, научные исследования и доказательства существования естественных ограничений. Данное СМК занимается исследованием  человеческого языка и его  логических основ с точки зрения проблемы создания нового языка и  воплощения его коммуникативных  функций.

Все виды СМК объединены в открытой информационной среде  социальных коммуникаций — Интернете.

Интернет — относительно новое информационное средство, постепенно обретающее черты СМИ. Это гигантская сеть компьютеров, размещенная по всему  миру и создающая новое информационное пространство (киберпространство), в  котором можно обмениваться посланиями за считанные секунды одновременно с тысячами людьми; получать доступ к удаленному компьютеру, располагающему базами данных, и извлекать эти  данные; подписываться на дискуссионные  листы и другие материалы; участвовать  в обсуждении различных вопросов, в том числе в интерактивном  режиме; получать регулярные выпуски  новостей, пресс-релизы по конкретной тематике и др.

Информация о работе Радио как средство массовой коммуникации