Автоматизированные информационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 09:21, контрольная работа

Описание

Информация с каждым годом приобретает все более важное значение в жизни общества. Особенно важна верная, полная и своевременная информация в профессиональной деятельности юриста. Не информированность правоприменителя в общем и юриста в частности может привести к серьезным ошибкам. Что может произойти, если использовать, например, в суде в качестве «опорных» документов, устаревшие или ошибочные нормативные акты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3
Автоматизированные информационные системы и их классификация..
4
Информатизация правовой сферы………………………………………...
6
Правовое обеспечение информатизации правовой сферы………………
14
Основные задачи правовой информационной сферы……………………
18
Обеспечивающая часть Российской автоматизированной системы информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания………………………………………………………………….



20
Заключение…………………………………………………………………
25
Список использованной литературы……………………………………...
26

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИ.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

Узел системы правовой информации - это субъект права, имеющий лицензию и распространяющий или обеспечивающий доступ к сертифицированной правовой информации.

Работу по организации  интегральных банков нормативных актов, формируемых из копий эталонных  банков, а также по обеспечению  к ним оперативного доступа пользователей других уровней системы целесообразно возложить на центральный узел системы правовой информация, функции которого в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. N 536-рп выполняет научно-технический центр правовой информации "Система" (НТЦ "Система").

Основной объем работ  по обеспечению правовой информацией  широкого круга потребителей выполняют региональные узлы правовой информации. В их функции входит: получение копий эталонных банков нормативных актов и их изменений, организация и ведение копий банков; организация, накопление, хранение и ведение актов местных органов власти и управления данного региона;  организация и осуществление поиска информации по запросам пользователей в локальном и удаленном режимах;  
организация и проведение работ по правовой информатизации региона;  
консультативная помощь потребителям региона по правовым вопросам. Система открыта для включения новых, как центральных, так и региональных узлов. Для всех узлов системы разработана унифицированная комплексная технология обработки правовой информации, включающая в себя ввод и предварительную обработку (формальный и логический контроль) данных, их семантическую и лингвистическую обработку, хранение, восстановление и дублирование информации и, наконец, оперативное предоставление информации потребителям. Ценность любой информационной системы определяется, прежде всего, ее информационными ресурсами, а источниками правовой информации являются не только держатели эталонных банков нормативных актов, но также и региональные центры правовой информации. Эффективность функционирования информационно-правовой системы в значительной степени зависит от полноты и достоверности информации и регулярности ее поступления не только из центральных, но и из региональных источников.

Таким образом, общенациональная система  правовой информации строится на основе информационно-логической модели, учитывающей  различный уровень теоретической  и практической подготовленности и  технической оснащенности всех потенциальных абонентов системы и позволяющей решать самые разнообразные вопросы от весьма специальных технических, математических и конструктивных проблем проектирования до чрезвычайно сложных политических, правовых, социальных, финансовых, трудовых и этических вопросов, актуальных для нашей сегодняшней жизни.

Информационные ресурсы Российской Федерации в правовой сфере являются принципиально открытыми.10 Исключение составляют информационные ресурсы, отнесенные в соответствии с законодательством к категориям ограниченного доступа. Порядок доступа к открытым информационным ресурсам определяется держателем банка данных.  
Государственные органы, ответственные за формирование и использование правовой информации, обеспечивают условия для оперативного и полного ее предоставления пользователям.

В процессе реализации системы правовой информации осуществляется интеграция информационных фондов, банков и баз нормативных актов в общем информационно-правовом поле.

По степени репрезентативности банков нормативных актов в РАСИПО можно выделить 5 уровней:

1-й уровень - эталонные банки  правовых актов высших органов  государственной власти и управления;

2-й уровень - эталонные банки  правовых актов центральных органов  федеральной исполнительной власти Российской Федерации;

3-й уровень - эталонные банки правовых актов государственных органов субъектов Федерации;

4-й уровень - локальные банки  правовой информации региональных  органов власти и управления;

5-й уровень объединяет локальные,  тематические и иные банки  и базы данных отдельных организаций, предприятий и учреждений, представляющих широкий круг пользователей.

Вся совокупность эталонных, локальных  и тематических банков правовых актов  всех уровней, а также совокупность международных правовых актов, затрагивающих  интересы России, образует российский интегрированный территориально распределенный банк правовой информации, адекватно отображающий состояния объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области.

Интегрированная сеть связи как  единая материальная база, реализующая всю совокупность процессов обработки и потребления информации по всем аспектам правовой деятельности, является важнейшим элементом РАСИПО и обеспечивает функционирование территориально распределенного банка данных и его взаимодействие с внешними системами государств-участников СНГ и международных организаций.

Информатизация правовой сферы  обеспечивает упорядочение и систематизацию информационно-правовых ресурсов в правотворческой и правореализационной деятельности, что возможно только в результате активного участия государственных структур в процессах формирования и актуализации банков правовой информации.

Информационно-правовые ресурсы Российской Федерации формируются из банков действующих правовых актов, принимаемых Верховным Советом Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Советом Министров - Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим арбитражным судом Российской Федерации, центральными органами федеральной исполнительной власти, органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

РАСИПО как комплексная политематическая система составляет главную часть  информационно-правовых ресурсов Российской Федерации и затрагивает интересы всех структур государства и общества, ее мощности должны быть доступны практически всем гражданам России. Поэтому в рамках организационно-правового обеспечения правовой информатизации распределяется компетенция государственных органов по формированию и использованию этих ресурсов, закрепляются права и обязанности поставщиков и потребителей информации, защищаются права граждан.11

 

Правовое обеспечение информатизации правовой сферы

 

Центры правовой информации, обеспечивая  коллективный доступ пользователей к вычислительным ресурсам и предоставляя им услуги по переработке информации, накапливают, хранят и обрабатывают большие объемы данных. Такая концентрация информации порождает проблему ее защиты и использования, связанную с проблемой собственности на информацию, а также с предоставлением пользователю не всех, а только разрешенных ему вычислительных ресурсов и информационных подмножеств.

Любая монополизация  информации рано или поздно выливается в злоупотребления, начиная с сокрытия информации и кончая ее незаконным обнародованием. Для предотвращения возможных злоупотреблений используются институциональные ограничения, и, прежде всего, в сфере правовой информации. На базе известных пяти принципов использования информации разработаны нормативно-правовые акты, контролирующие процессы переработки информации, хранимой в ЭВМ.  Только в этом случае можно говорить о базирующемся на совместном пользовании информацией обществе, все институты которого будут следовать двум принципам: праву собственности на информацию и контролю за ней.

Правовые аспекты защиты информации связаны с соблюдением  этических и юридических норм, предусматривающих защиту данных от несанкционированного доступа и  предотвращение любой возможности их использования не по назначению. Для этого необходимо законодательно закрепляются следующие принципы:12

1. Владелец сертифицированного  информационного ресурса несет  ответственность за полноту и  достоверность сопровождаемой информации.

2. Использование информации  сопровождается строгим соблюдением требований ее защиты.

3. Нарушение требований  защиты информации расценивается  как несанкционированный доступ  к информации.

4. Несанкционированный  доступ к информации влечет  за собой гражданскую и/или уголовную ответственность.

5. Предусмотрены судебные запреты, позволяющие предотвратить нарушение условий сохранности данных.

6. Граждане имеют право  возбудить дело (по индивидуальному  или коллективному иску), чтобы  получить компенсацию за фактически причиненный ущерб, если имел место несанкционированный доступ к информации.

Кроме того, правовыми  нормами регламентирована атрибутика официальности правового акта на магнитном носителе.  
Возможно также возникновение еще одной важной проблемы, от которой зависит будущее правовой информатизации, - это запрет каких-либо субъектов Федерации на распространение информации и на обмен данными между компьютерными системами. Могут быть выдвинуты разнообразные причины с целью иметь контроль над потоком информации. Такое применение протекционизма, безусловно, сужает сферу использования системы правовой информатизации, ограничивает ее потенциал.

Правовая информатизация России базируется на следующих принципах:13

вертикальная и горизонтальная интеграция имеющихся и вновь создаваемых информационно-правовых систем;

создание единой коммуникационной среды, включая системы конфиденциальной связи и транспортные сети общего назначения, республиканские и коммерческие сети связи и передачи данных, в том числе

оптоволоконные, спутниковые и т.п.;

строгое соблюдение международных  стандартов в области информационно-вычислительных сетей и средств связи;

открытость систем, обеспечивающая объединение имеющихся вычислительных ресурсов различных архитектур и  возможность дальнейшего их наращивания;

единство программно-технических, архитектурных, технологических, организационных  принципов построения систем правовой информации;

ведение эталонных баз  данных в организациях, ответственных  за создание законодательных и нормативных документов;

обеспечение интерактивного доступа пользователей к интегрированной  территориально-распределенной базе данных правовой информации;  
организация многоуровневой защиты информации;

использование модульного подхода при проектировании вычислительных центров обработки информации, сети телеобработки, абонентских пунктов и рабочих мест пользователей;  
максимальное использование готовых программно-технических решений и функционирующих систем;

интеграция лингвистических  средств, используемых в различных  автоматизированных информационных системах;

исключение дублирования процедур сбора и обработки информации в информационных технологиях;

обеспечение чистоты  информационных каналов;  
улучшенные эргономические характеристики;

распространение прогрессивных  информационных технологий и перспективных программных продуктов среди абонентов систем правовой информации;

передача копий эталонных  документов через каналы связи в  центральную рабочую базу данных правовой информации:  
тиражирование рабочих копий (по установленному регламенту) в базы регионов и других абонентов системы;

использование технологии объединенного сервера для прозрачного  распределения данных;  
широкий набор интерфейсов мультимедиа;

ведение актуального  перечня правовых документов и состава  баз данных и их тиражирование для всех пользователей системы;

выполнение общесистемных  функций сбора статистики, обеспечения  безопасности, подготовка отчетов о  производительности.

При этом следует учесть, что: информация, однажды введенная в систему непосредственно первоисточником, хранится и подвергается обработке средствами самой системы до тех пор, пока не утрачивает своих потребительских качеств; информация, хранящаяся в системе, предоставляется любому абоненту независимо от его территориальной удаленности от места хранения при условии соблюдения пользователем требований единой системной дисциплины доступа к информационным ресурсам.14

Реализация указанных  принципов позволяет обеспечивать разумное сочетание принципов централизованного и децентрализованного управления, а вертикальная и горизонтальная интеграция систем правовой информации различного уровня способствует эффективному функционированию системы за счет быстрого и надежного обмена данными и координации действий различных ее звеньев.

 

Основные задачи правовой информационной системы

 

Главная цель правовой информатизации России состоит в построении общенациональной правовой информационной системы, охватывающей все регионы, высшие государственные  органы власти и управления и правоохранительные органы. Учитывая широкомасштабный характер системы и необходимость получения результатов в кратчайшие сроки, целесообразно предусмотрено параллельное проведение работ по ключевым направлениям, стратегически ориентированным на создание крупных системных блоков и средств связи и передачи данных.

В качестве первоочередных задач глобальной информационной системы можно выделить следующие:15

Информация о работе Автоматизированные информационные системы