Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях

Автор работы: l**************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 11:41, дипломная работа

Описание

Цель исследования – выявление взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях между учащимися старших классов.
Объект исследования – тревожность и стили поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.
Предмет исследования - взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.

Содержание

Введение
Глава1. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях
Понятие тревожность в современной научной литературе и причины ее возникновения
Взаимосвязь тревожности с социальными факторами
Определение и типы конфликта
Причины конфликтов и стили разрешения конфликтных
Ситуаций
Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников
2.1. Описание исследования
2.2. Методы и методики исследования
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

взаимосвязь.doc

— 738.00 Кб (Скачать документ)

     б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

     13     а)     Я предлагаю среднюю  позицию.

     б)     Я настаиваю, чтобы все было сделано, по-моему.

     14 а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах,

     б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

     15     а)     Я стараюсь успокоить  другого и сохранить наши отношения.

     б)    Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.  

     16     а)  Я стараюсь не задеть  чувств другого.

     б) Я обычно пытаюсь убедить другого  в преимуществах моей позиции.

     17     а)     Обычно я настойчиво  стремлюсь добиться своего.

     б) Я стараюсь сделать все, чтобы  избежать бесполезной напряженности.

     18  а)     Если это сделает  другого счастливым, я дам ему  возможность на своем.

     б) Я дам ему возможность остаться при своем мнении, если он идет   навстречу.

     19 а) Первым делом я пытаюсь  определить то, в чем состоят  все затронутые интересы и вопросы.

     б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить   окончательно.

     20     а)     Я пытаюсь немедленно  преодолеть наши разногласия.

     б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание  выгод и потерь для нас обоих.

     21     а)     Ведя переговоры, я  стараюсь быть внимательным к другому.

     б)    Я всегда склоняюсь к прямому  обсуждению проблемы.

     22 а) Я пытаюсь найти позицию,  которая находится посередине между моей и позицией другого человека,

     б)    Я отстаиваю свою позицию.

     23 а) Как правило, я озабочен  тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

     б) Иногда я предоставляю возможность другим  взять на ответственность за решение спорного вопроса.

     24 а) Если позиция другого кажется  ему очень важной, я стараюсь  идти  навстречу, 

     б)    Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

     25     а)     Я пытаюсь убедить  другого в своей правоте.

     б) Ведя переговоры,  я стараюсь  быть  внимательным   к  аргументам,  другого.

     26     а)     Я обычно предлагаю  среднюю позицию.

              б)    Я почти всегда стремлюсь  удовлетворить интересы каждого из нас.

     27     а)     Зачастую я стремлюсь  избежать споров.

       б)     Если    это   сделает   другого   человека   счастливым,    я   дам    ему  возможность настоять на своем.

     28     а)     Обычно я настойчиво  стремлюсь добиться своего.

     б)     Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь  найти поддержку у другого.

     29     а)     Я предлагаю среднюю  позицию.

            б)    Думаю,   что   не   всегда   стоит   волноваться   из-за   возникающих разногласий.

     30     а)     Я стараюсь не  задеть чувств другого.

     б)     Я всегда занимаю такую позицию  в споре, чтобы мы совместно могли   добиться успеха.

     Ключ  к тесту К. Томаса

№ п/ Соперничество       Сотрудничество       Компромисс       Избегание       Приспособление      
1        
      
 
      
 
      
     а            б      
   
      
     б            а        
      
 
      
3      а        
      
 
      
 
      
     б      
4  
      
 
      
     а        
      
     б      
5  
      
     а        
      
     б        
      
6            б        
      
 
      
       а        
      
7  
      
 
      
     б            а        
      
8      а            б        
      
 
      
 
      
9            б        
      
 
      
     а        
      
10            а        
      
     б        
      
 
      
11        
      
     а        
      
 
      
     б      
12        
      
 
      
     б            а        
      
13            б        
      
     а        
      
 
      
14            б        
      
 
      
 
      
 
      
15        
      
 
      
 
      
     б            а      
16            б        
      
 
      
 
      
     а      
17                   а             
      
 
      
     б        
      
18        
      
 
      
     б        
      
     а      
19        
      
     а        
      
     б        
      
20        
      
     а            б        
      
 
      
21        
      
     б        
      
 
      
     а      
22            б        
      
     а        
      
 
      
23        
      
     а .        
      
     б        
      
24        
      
 
      
     б        
      
     а      
25            а        
      
 
      
 
      
     б      
26  
      
     б            а        
      
 
      
27        
      
 
      
 
      
     а            б      
28            а            б        
      
 
      
 
      
29        
      
 
      
     а            6        
      
30        
      
        
      
 
      
     а      
Баллы        
      
 
      
 
      
 
      
 
      
S        
      
 
      
 
      
 
      
 
      
%        
      
 
      
 
      
 
      
 
      
В среднем        
      
 
      
 
      
 
      
 
      
 
 

     б) Тест Спилбергера-Ханина «Определение уровня тревожности»

     Тест  Спилбергера-Ханина принадлежит к  числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности). Что понимает Спилбергер под обеими мерами тревожности видно из следующей цитаты: «Состояние тревожности характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы». Тревожность как черта личности, по-видимому, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая обязывает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности. Шкала реактивной и личностной тревожности  Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. В нашей стране употребляется в модификации Ю.Л. Ханина (1976), которая им же была адаптирована к русскому языку.

     Реактивная (ситуативная) тревожность — состояние  субъекта в данный момент времени, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

     Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

     Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей  самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа. 

     Инструкция  к тесту ситуативной  тревожности.

     Шкала ситуативной тревожности (СТ)

     Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

 
 
     Суждение Нет,это 
не так
Пожалуй, 
так
Верно Совершенно 
верно
1 Я спокоен 1 2 3 4
2 Мне ничто не угрожает 1      2      3      4
3 Я нахожусь в  напряжении 1      2      3      4
4 Я внутренне  скован 1      2      3      4
5 Я чувствую себя свободно 1      2      3      4
6 Я расстроен 1      2      3      4
7 Меня волнуют  возможные неудачи 1      2      3      4
8 Я ощущаю душевный покой 1      2      3      4
9 Я встревожен 1      2      3      4
10 Я испытываю  чувство внутреннего удовлетворения 1      2      3      4
11 Я уверен в себе 1      2      3      4
12 Я нервничаю 1      2      3      4
13 Я не нахожу себе места 1      2      3      4
14 Я взвинчен 1      2      3      4
15 Я не чувствую скованности 1      2      3      4
16 Я доволен 1      2      3      4
17 Я озабочен 1      2      3      4
18 Я слишком возбужден  и мне не по себе 1      2      3      4
19 Мне радостно 1      2      3      4
20 Мне приятно 1      2      3      4

     Шкала личной тревожности (ЛТ)

     Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

№ 
п/п
     Суждение Никогда Почти 
никогда
Часто Почти 
всегда
21 У меня бывает приподнятое настроение      1      2 3 4
22 Я бываю раздражительным      1      2 3 4
23 Я легко расстраиваюсь      1      2 3 4
24 Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие      1      2 3 4
25 Я сильно переживаю  неприятности и долго не могу о  них забыть      1      2 3 4
26 Я чувствую прилив сил и желание работать      1      2 3 4
27 Я спокоен, хладнокровен и собран      1      2 3 4
28 Меня тревожат возможные трудности      1      2 3 4
29 Я слишком переживаю  из-за пустяков      1      2 3 4
30 Я бываю вполне счастлив      1      2 3 4
31 Я все принимаю близко к сердцу      1      2 3 4
32 Мне не хватает уверенности в себе      1      2 3 4
33 Я чувствую себя беззащитным      1      2 3 4
34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей      1      2 3 4
35 У меня бывает хандра      1      2 3 4
36 Я бываю доволен      1      2 3 4
37 Всякие пустяки  отвлекают и волнуют меня      1      2 3 4
38 Бывает, что я чувствую себя неудачником      1      2 3 4
39 Я уравновешенный человек      1      2 3 4
40 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о  своих делах и заботах      1      2 3 4

Информация о работе Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях