Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях

Автор работы: l**************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 11:41, дипломная работа

Описание

Цель исследования – выявление взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях между учащимися старших классов.
Объект исследования – тревожность и стили поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.
Предмет исследования - взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.

Содержание

Введение
Глава1. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях
Понятие тревожность в современной научной литературе и причины ее возникновения
Взаимосвязь тревожности с социальными факторами
Определение и типы конфликта
Причины конфликтов и стили разрешения конфликтных
Ситуаций
Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников
2.1. Описание исследования
2.2. Методы и методики исследования
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

взаимосвязь.doc

— 738.00 Кб (Скачать документ)

     Для разрешения конфликта этот стиль  можно использовать в следующих  ситуациях: необходимо найти общее  решение, если каждый из подходов к  проблеме важен и не допускает компромиссных решений; у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной; основной целью является приобретение совместного опыта работы; стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;  необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.

     Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение для работы. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: "Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо придти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться". Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях: обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью; удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение; вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого, или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными; компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять.

     Стиль избегания реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.

     Стиль избегания  можно рекомендовать  к применению в следующих ситуациях: источник разногласий тривиален и несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы; знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу; у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом;  хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение; пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию; подчиненные сами могут успешно урегулировать конфликт; у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности. Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности.

     В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящий реакцией на конфликтную ситуацию, так как  за это время она может разрешиться  сама собой, или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной  информацией и желанием разрешить ее.

     Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или кода вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны. Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях:  важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта; предмет разногласия не важен для вас или вас не особенно волнует случившееся; считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения; осознаете, что правда не на вашей стороне;  чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.(8)

     Итак, ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен  как самый лучший, они  используются все без исключения. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Стили поведения в конфликтной ситуации связаны с главным источником конфликта — различием интересов и ценностных ориентации взаимодействующих субъектов. Стилей поведения в конфликтной ситуации достаточно, чтобы каждый человек выбрал для себя определенную стратегию  поведения и пытался управлять конфликтом и разрешать его. 

     Выводы 

     Анализ  литературы по проблеме взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях показал, что понятие  тревожность, трактуется неоднозначно: тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности; удовлетворение биологических влечений обычно сопровождается снятием физического напряжения  во внутренних органах  и в скелетных мышцах, а   происходит это непроизвольно; как индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.

     Из  определения понятий следует, что  тревожность можно рассматривать  как: психологическое явление; индивидуальную психологическую особенность личности;  склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства.

     Социальные  факторы  зависят от уровня тревожности: у подростка  с высоким уровнем  тревожности  неадекватное отношение  к себе, заниженая самооценка, непростые  отношения со сверстниками, нет стремления к лидерству и желания реализовывать свои способности  в учебной деятельности. Тревожные подростки отличаются эмоциональной неустойчивостью, повышенным беспокойством, неуверенностью.

     Тревожность является проявлением неблагополучия личности. Ее проявление возможно в тревожно – мнительной психологической атмосфере семьи, в которой родители сами склонны к постоянным опасениям и беспокойству. 

       Конфликт -  трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями; способ разрешения коренных противоречий, неразрешимых другим (логическим) путем; противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами); острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями; отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

     Конфликты могут быть скрытыми или явными,  в основе их лежит отсутствие согласия.  Конфликт может протекать между  группами, внутри самой личности, между  отдельными личностями, между личностью  и группой. Причин конфликта много  и они разнообразны. Человек не может удержаться или уклонится от конфликта если: затрагиваются его личностные качества, у конфликтующих  различные интересы, в том числе и денежные,  все что связано с его деятельностью, различия в целях , во взглядах и представлениях.

     Существуют  стили разрешения этих конфликтных  ситуаций и чтобы избежать конфликта, надо научиться  им управлять. Ни один из стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший, они  используются все без исключения. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Стили поведения в конфликтной ситуации связаны с главным источником конфликта — различием интересов и ценностных ориентации взаимодействующих субъектов. Стилей поведения в конфликтной ситуации достаточно, чтобы каждый человек выбрал для себя определенную стратегию поведения и пытался управлять конфликтом и разрешать его.

     Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности со стилями поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников 

     2.1. Описание исследования 

     Прежде  всего, ещё раз укажем, что объектом нашего исследования выступает тревожность и стили поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников. В качестве предмета мы рассматриваем взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников. Целью является  выявление взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях между учащимися старших классов. Гипотеза исследования: тревожность взаимосвязана со стилем поведения в конфликтных ситуациях:  школьникам с высоким уровнем тревожности  соответствует  сопернический стиль поведения в конфликте, а школьникам с  низким уровнем тревожности соответствуют – сотрудничество и компромисс. Мы проводим исследование среди учащихся 11 «б» и 11 «а»  классов Домодедовской школы №  2 в количестве 55 человек. Выборку делали по половому различию, 28 девушек и  27 юношей.

     Для проверки поставленной гипотезы экспериментальным  исследованием мы ставили следующие задачи:

     - провести анализ теоретической   литературы по проблеме взаимосвязи   тревожности и стиля поведения  в конфликтных ситуациях.

     - изучить психологические особенности  протекания и разрешения межличностных конфликтов  среди учащихся старших классов в ходе учебного взаимодействия;

     - исследовать взаимосвязь тревожности  со стилем поведения в конфликтных  ситуациях у старшеклассников;

     - сделать выводы; 

     2.2 Методы и методики  исследования

     Для решения стоящих перед нами задач, мы выбрали наиболее подходящие для  нашего исследования методики:

     1)тестирование:

     а) Тест К.Томаса «Определение стиля своего поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях».

     Методика  К.Томаса по выявлению типичных форм поведения личности в конфликтных  ситуациях описывает каждый из пяти возможных вариантов поведения  индивида и позволяет диагностировать  уровень конфликтности личности. Методика может применяться для диагностики уровня конфликтности и агрессивности личности. Свой выбор по каждому из двойных высказываний записывайте на чистом листе бумаги, например: 1. б); 2. а).

     1  а)  Иногда  я  предоставляю   возможность   другим    взять    на  себя

     ответственность за решение спорного вопроса.

       б) Чем обсуждать  то, в чем   мы   расходимся,   я   стараюсь   обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

     2  а) Я стараюсь найти компромиссное решение

       б) Я стараюсь уладить спорный вопрос с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

     3 а)  Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего. 

     б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

     4 а) Я стараюсь найти компромиссное решение,

     б) Я стараюсь не задеть чувств  другого человека.

     5 а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого,

       б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

     6 а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя,

       б)  Я стараюсь добиться своего.

     7 а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно,

     б)    Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться главного.

     8   а)   Обычно я настойчиво  стремлюсь добиться своего.

       б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

     9 а)  Я думаю,  что не всегда нужно волноваться из-за каких-то возникающих разногласий,

     б)    Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

     10     а)     Я твердо стремлюсь  добиться своего.

     б)    Я стараюсь найти компромиссное  решение.

     11 а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все

     затронутые  интересы и спорные вопросы.

     б) Я стараюсь успокоить другого  и, главным образом,  сохранить  наши отношения.

     12 а) Зачастую, я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры,

Информация о работе Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях