Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях

Автор работы: l**************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 11:41, дипломная работа

Описание

Цель исследования – выявление взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях между учащимися старших классов.
Объект исследования – тревожность и стили поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.
Предмет исследования - взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.

Содержание

Введение
Глава1. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях
Понятие тревожность в современной научной литературе и причины ее возникновения
Взаимосвязь тревожности с социальными факторами
Определение и типы конфликта
Причины конфликтов и стили разрешения конфликтных
Ситуаций
Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников
2.1. Описание исследования
2.2. Методы и методики исследования
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

взаимосвязь.doc

— 738.00 Кб (Скачать документ)

     tэмп1= 1 ; tэмп2 = 2,65

     число степеней свободы k = (n1-1) +(n2-1)= n1+n2-2= 53

     для такого числа степеней свободы находим

               12,71 для р ≤ 0,05                               0,05          0,01             0,001 

                tкр1. = {  63,66 для р ≤0,01       ——|————|————|—————|———————>

                      64,60 для р ≤0,001          1                12,71      63,66           64,60

     Различия  между СТ тревожностью у юношей и  девушек менее чем на 0.05%. Гипотеза о равенстве H0 отклоняется и принимается гипотеза о различии H1.

                     12,71 для р ≤ 0,05                               0,05          0,01             0,001 

                tкр2. = {  63,66 для р ≤0,01       ——|————|————|—————|———————>

                      64,60 для р ≤0,001             2.65             12,71      63,66           64,60

     Различия  между ЛТ тревожностью у юношей и  девушек менее чем на  0,05 %. Гипотеза о равенстве H0 отклоняется и принимается гипотеза о различии H1.

     Для удобства выявления взаимосвязи уровня тревожности и стиля поведения объединим данные по этим двум тестам в одну таблицу.

 

      Табл.№4. Определение стиля поведения в конфликтных ситуациях и уровня тревожности у девушек.

Ф.И. Сотр. Сопер. Компр. Избег. Присп СТ ЛТ
1 Г.Е. 8 2 8 8 4 42 43
2 П.Ю. 11 5 7 5 2 21 40
3 Д.Ю. 8 2 8 7 5 43 41
4 Д.Н. 4 11 7 4 4 49 47
5 Г.Л. 9 3 9 6 3 37 44
6 М.К. 8 4 11 3 4 32 36
7 И.К. 5 10 6 2 7 62 46
8 Х.З. 6 9 4 7 4 47 45
9 Д.Е. 6 10 7 4 3 44 45
10 Р.И. 8 4 5 8 5 33 33
11 Б.К. 7 1 9 6 7 35 35
12 П.Н. 12 4 6 5 3 34 43
13 К.Е. 8 3 4 5 10 28 41
14 Л.И. 9 - 10 4 7 29 37
15 Ф.А. 7 1 10 7 5 27 35
16 А.Л. 8 3 10 6 3 29 41
17 П.Е. 9 5 12 2 2 34 39
18 А.Е. 6 11 6 6 1 60 57
19 С.Т. 6 12 7 2 3 56 56
20 П.Ю. 6 7 7 6 4 44 45
21 Д.Ю. 9 3 8 8 2 44 39
22 Т.В. 8 6 10 1 5 37 39
23 К.К. 7 9 1 6 7 54 56
24 П.П. 3 11 6 9 1 62 68
25 А.Е. 8 5 3 8 6 37 36
26 К.Л. 5 8 4 8 5 51 53
27 М.Л. 6 9 5 7 3 44 52
28 К.Г. 10 2 8 4 6 35 41
 

     Из  Таблицы №4 мы видим, что у девушек  с умеренным уровнем  тревожности  сотруднический  и компромиссный стиль поведения в конфликтах, а высокому уровню тревожности соответствует сопернический и стиль избегания в конфликтных ситуациях.

     Соотнесем также результаты исследования по юношам в таблицу №5.

     Табл.№5. Определение стиля поведения в конфликтных ситуациях  и уровня тревожности у юношей.

Ф.И. Сотр. Сопер. Компр. Избег. Присп. СТ ЛТ
1 Р.Я.      9      4      8      5      4 37 44
2 Б.В.      8      9      6      -      7 50 45
3 И.Э.      8      6      7      4      5 38 47
4 Б.А. 10      6      8      -      6 31 28
5 К.И.      8      3      9      5      5 2 34
6 Г.Л.      6      8      6      4      6 55 48
7 Т.Е.      9      -      6      8      7 36 31
8 Р.М.      8      1      9      5      7 40 41
9 П.К.      8      -      8      6      8 32 37
10 З.С.      6      4      10      5      5 32 30
11 М.Р. 10      4      8      7      1 35 31
12 Я.Р.      9      -      8      5      7 24 27
13 З.А.      7      5      6      3      9 37 30
14 Г.Д.      9      7      3      5      6 31 32
15 С.М.      8      2      8      6      6 35 44
16 М.К.      7      4      9      5      5 35 42
17 А.Д. 12      6      8      2      2 29 31
18 Ф.Ю.      9      6      8      1      6 36 38
19 Е.А.      7      5      8      6      4 30 33
20 К.А.      8      10      3      7      2 57 53
21 А.Р.      9      4      4      5      8 31 39
22 Б.В.      5      9      7      8      2 49 55
23 С.Н.      6      10      4      7      3 47 44
24 З.Р.      9      2      9      7      3 42 42
25 П.А.      8      5      8      6      3 39 36
26 Т.Р.      7      9      1      6      7 53 45
27 З.И.      9      5      7      6      3 43 37
 

     Таблица №5 показывает, что  юноши с высоким  уровнем тревожности в конфликте  используют сопернический стиль  поведения и избегание, а у  которых  уровень тревожности  умеренный и низкий, то используется сотруднический и компромисс.

     Сравним юношей и девушек по уровню тревожности и представим результаты в диаграмме №1.

       диаграмма №1

     Диаграмма №1 показывает, что уровень личностной тревожности у девушек выше, чем  у юношей, это означает, что девушки  склонны больше переживать по поводу оценки окружающих.

     Сравним юношей и девушек по стилям поведения  в конфликтных ситуациях и  представим результаты в диаграмме  №2. 

диаграмма №2

Диаграмма №2 показывает,  что по стилям поведения девушки болеесклонны к соперничеству, легче идут на компромисс чем юноши, а юноши более склонны к приспособлению. Стиль приспособления означает, что человек действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или кода вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.  

     3. Результаты исследования  по рисуночному  тесту «Несуществующее  животное».

     В большинстве девушки располагали рисунки ближе к верхнему краю, что означает высокую самооценку, уверенность в себе, но недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Из них всего 3 девушки расположили свой рисунок ближе к нижнему краю листа, это обозначает обратную тенденцию: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению. У  5 % девушек на рисунке голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность.

     У 10% на рисунках голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже, и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей. У остальных  на рисунке положение головы "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. У половины девушек хорошо прорисованы уши - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Всего 2 девушки прорисовали ресницы – истероидно-демонстративные манеры поведения. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. На 80% рисунков рот округлой формы  открыт и присутствуют зубы - вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная - огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание, боязливость, тревожность. Открытый рот в сочетании с языком, говорит о речевой активности, болтливости.  Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Все девушки прорисовали отчетливо радужку, следовательно, у них присутствуют страхи.  Многие девушки нарисовали оперенных животных  с  прическами - перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль. На нескольких рисунках нарисованы когти, шипы и панцирь – защитно-ответная агрессия. На 2 рисунках отсутствуют ноги, это говорит о поверхности суждений, легкомыслии в выводах и неосновательности суждений и импульсивность принятия решений рисующего. У остальной части девушек ноги были нарисованы хорошо - основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования  суждения, опора на существенные положения и значимую информацию. На всех рисунках ноги хорошо соединены с туловищем – это говорит о характере контроля за своими суждениями, выводами, решениями. У большинства ноги на рисунках однотипны, это говорит о том что рассуждения этих девушек банальны, стандартны. На одном рисунке  они разнообразны по форме и направлению, у этой девушки присутствует своеобразие суждений, самостоятельность и творческое начало. На 80% рисунков присутствуют украшающие и функциональные детали, поднимающиеся над уровнем фигуры – крылья, банты, одежда - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность.

     На 60% рисунков отсутствует хвост. На  20% он опущен вниз –  у этих  девушек  выражено  недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном и сказанном. На  18 %  он поднят вверх -  это означает, что девушки чувствуют себя уверенно, положительно и бодро. И всего на 2 % он повернут вправо, это показывает отношение к своим действиям и поведению. Разветвленные и сложные хвосты отсутствуют. На 90 % рисунках присутствуют все необходимые детали, это говорит о среднем значении общей энергии, только у 10 %  кроме основных присутствуют дополнительные – их энергия выше. На 30%  рисунков девушки выводили жирную  контурную линию туловища – это говорит  о тревожности связанной с их телом.  Все девушки  уподобили  рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более.   3 девушки   одели животное в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье) – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного.  На  10% рисунков были изображены угрожающие животные – тигры, зубастые кошки с  большими когтями, на остальных 90% птицы, человекообразные животные, русалки, феи, жираф, свинья, заяц, божья коровка, насекомые.  Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего. На 10 % присутствуют углы, треугольники. На 80% присутствуют клювы, когти, зубы  – прямые символы агрессии, которая может быть направлена против одноклассников, учителей, родителей. На 1 рисунке присутствует грудь, это говорит о том, что девушка полностью идентифицирует себя со своим полом и у нее может быть  фиксация на проблеме секса. Фигуры круга во время исследования не наблюдалось, значит, девушки открыты к общению, не замкнуты.  Проанализировав все рисунки,  я заметила, что все девушки использовали готовых животных и просто компоновали их – это говорит о средних творческих способностях,  оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок. Про названия могу сказать, что 25% девушек использовали научные названия, что подчеркивает их демонстративность, направленную главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции и  знаний. Остальные не выражали конкретных названий, а  соединяли два смысловых значения.

     Рисунки  юношей расположены  посередине. У 3 юношей они находятся внизу, что свидетельствует о низкой самооценке, неуверенности в себе, безразличию положения в социуме. У 5 расположены в самом верху - высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме. На 95%  рисунков голова направлена на рисующего, т.е. на себя, что показывает эгоцентризм. Всего один юноша нарисовал 3х головое животное, у которого они направлены в 3 стороны сразу, это значит что у него присутствуют все признаки сразу, т.е - голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

     Голова  повернута влево – тенденция  к рефлексии, к размышлениям. Это  не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или  хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

     Уши присутствуют на 40% рисунков, это говорит  о том, что не все юноши заинтересованы информацией и мнением окружающих о себе.  На 80% присутствует рот в сочетании с языком и зубами, что говорит о большой речевой активности, болтливости и зубы о вербальной агрессии  защитной – огрызаются, грубят в ответ. На 5 % рот отсутствует вообще. На остальных 15 % рот просто открыт без прорисовки языка, зубов, что означает легкость возникновения опасений, страхов и недоверия. Глаза юноши прорисовывают плохо, т.е. в основном они не испытывают  явно выраженных страхов. Но есть 3 рисунка,  на которых явно вырисовывали радужку – значит, эти юноши переживают чувство страха. Всего на 1 рисунке у юноши присутствуют ресницы, что свидетельствует о женственных чертах  характера. На 2 % рисунков голова по отношению к размеру тела намного больше – испытуемый ценит рациональное начало, эрудицию в себе и окружающих.  На 70% рисунков присутствуют рога- защита и агрессия, причем в сочетании с когтями, шипами и панцирем сверху фигуры, что говорит о направленности этой агрессии против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение т.е. учителей, родителей. Большинство юношей не предавали особого значения прорисовке ног , на 5 % они отсутствуют вовсе – легкомыслие в выводах, импульсивность принятия решения.  На остальных они малого размера – основательность, обдуманность и рациональность принятия решения имеет небольшое значение. Характер соединения ног с туловищем в основном обычный, нет ярких прорисовок, что говорит о  небольшой значимости для испытуемого контроля за своими рассуждениями, выводами и решениями. На 80 % рисунков отсутствует хвост, у 10 % направлен вверх, что означает, что юноши чувствуют себя уверенно положительно, бодро. У остальных направлен вниз - недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние. Украшающих деталей не присутствует не на одном рисунке.  На рисунках 80 % присутствуют только основные детали, чтобы человек мог понять что за животное это говорит о средней энергии, юношей с высокой энергией нет.

     На 3 рисунках изображены не все основные детали, что говорит о низкой энергии, склонности к соматическим заболеваниям, экономии энергии.

Информация о работе Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях