Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях

Автор работы: l**************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 11:41, дипломная работа

Описание

Цель исследования – выявление взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях между учащимися старших классов.
Объект исследования – тревожность и стили поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.
Предмет исследования - взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.

Содержание

Введение
Глава1. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях
Понятие тревожность в современной научной литературе и причины ее возникновения
Взаимосвязь тревожности с социальными факторами
Определение и типы конфликта
Причины конфликтов и стили разрешения конфликтных
Ситуаций
Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников
2.1. Описание исследования
2.2. Методы и методики исследования
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

взаимосвязь.doc

— 738.00 Кб (Скачать документ)

     На 10 % рисунков я заметила жирно выделенные линии, которые просматривались  даже с обратной стороны рисунка  – это говорит о высоком тонусе мышц руки и о наличии тревожности, связанной  с выделенными  частями туловища. Юноши использовали таких животных: собаку, змею, птицу, динозавра, рептилию, медведя с когтями, зайца. Нарисованные животные есть образ испытуемых, с кем они себя отождествляют. На 40%  рисунков, животные поставлены на 2 лапы, т.е. отождествляются с человеком, это говорит об эмоциональной незрелости.

     На  большинстве рисунков присутствуют углы в сочетании с когтями, рогами – это говорит о выраженной агрессии. На 10% рисунков у юношей присутствует фигура круга, что свидетельствует о скрытности, нежелании давать сведения о себе, замкнутости. По рисункам юношей видно, что творческие способности невысокие, используются готовые животные. К названиям юноши подошли несерьезно, несколько человек вообще не назвали свое животное, аргументировав это отсутствием мыслей, остальные использовали готовые названия и просто соединяли 2 смысла – легкомысленное отношение к окружающим.

     Сравним результаты рисунков юношей и девушек. По расположениям рисунков и у юношей и у девушек примерно одинаковая самооценка. Для девушек мнение окружающих важнее, чем для юношей. Расположение головы на рисунках у девушек представлено разнообразнее, чем у юношей. По уровню агрессии против вышестоящих у юношей она немного больше. На рисунках у юношей присутствовала важность эрудиции своей и окружающих, а у девушек нет. Девушкам свойственна: чувственность, ориентировка на свою сексуальную роль и подчеркивание своего пола, тогда как у юношей это отсутствует. По прорисовке ног мы судим о контроле за своими рассуждениями, выводами и принятиями решений, у девушек они прорисованы четко. У юношей плохо и не разнообразно - легкомысленное отношение к сделанным выводам, суждениям.   Импульсивное  принятие решений. Девушки использовали в своих рисунках украшающие детали – это означает, что им интересно участвовать в различных областях деятельности, они заинтересованы во всем, манерны,  пытаются обратить на себя внимание окружающих. Юноши и девушки одинаково эмоционально незрелы. У них одинаковая общая энергия - на среднем уровне.  Они одинаково общительны. Творческие способности у девушек чуть выше, чем у юношей.

     Девушки склонны показывать свой ум, это  говорит о разнообразии названий и присутствия в большинстве  научных. У юношей и у девушек присутствует защитная агрессия, это мы видим из прорисовок рта – огрызаются, пререкаются. Это  свойственно подросткам. Юноши имеют нежелание раскрываться для исследования, замкнуты, скрытны. И у девушек и у юношей присутствует тревожность, связанная с туловищем. Но у девушек она выше, видимо они переживают свойственную подросткам тревогу по поводу своего  внешнего вида. 

     Выводы 

     В результате  проведенного исследования мы выявили связь  уровня тревожности  со  стилями поведения в конфликтных  ситуациях у старшеклассников.

     Анализ  результатов исследования позволил сделать следующие выводы:

     1. Уровень ситуативной тревожности  у юношей превышает уровень  личностной, что говорит о наличии  напряжения, беспокойства, нервозности  и озабоченности чем-либо.

     2. Уровень личностной тревожности  у девушек превышает уровень  тревожности  у юношей. Это  означает, что девушки склонны  переживать тревогу, когда что-либо  касается оценки их  престижа  и компетентности. И это заметно  из их рисунков, где мы выявили  значимость для девушек мнения окружающих.

     3.  Юноши и девушки с высоким  уровнем тревожности в конфликтных  ситуациях используют сопернический  стиль поведения, а с умеренным  и низким  - сотрудничество и  компромисс.

     4. Рисуночный тест «Несуществующее  животное» показал, что девушки переживают тревогу, связанную с телом; они склонны показывать свой ум и добиваться лучшей оценки окружающих;  им интересно участвовать в различных областях деятельности; они заинтересованы во всем; манерны; пытаются обратить на себя внимание окружающих; добиться лучшего места «под солнцем»; чувственны; ориентированы на своей сексуальной роли.

     Юноши сконцентрированы на себе, на собственном  Я; общая энергия среднего значения; легкомысленное отношение ко всему; склонны проявлять агрессию; импульсивно принимают решения; замкнуты; скрытны; проявляют нежелание раскрыться для эксперимента.

 

      Заключение 

     В нашей  работе проблема тревожности  рассматривается в самых различных  аспектах.  Ее решение относится  к числу острых и актуальных задач  психологии. 

     В психологической литературе значительная часть исследований посвящена установлению коррелятивных зависимостей между  тревожностью и личностными, интеллектуальными  особенностями, некоторыми особенностями  познавательных процессов (в частности, восприятия временных интервалов), а также полом и национальностью детей, параметрами социальной среды. Однако вопрос   взаимосвязи тревожности со стилями поведения в конфликтных ситуациях раскрыт недостаточно.

     Изучение, а также своевременная диагностика  и коррекция уровня тревожности поможет избежать ряда трудностей связанных с общением и становлением личности подростков. В данном исследовании нам удалось проследить взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у старшеклассников.

     Поставленная  цель  в ходе исследования была достигнута.

     Проведя исследование, мы отметили, что уровень  тревожности влияет на поведение  старшеклассников в  конфликтных  ситуациях. Подростки с высоким  уровнем тревожности в конфликте  ведут себя сопернически, т.е не учитывают  интересов собеседника, а  подростки с низким уровнем в конфликте или идут на компромисс или сотрудничают.

     Старшекласснику,  находящемуся  в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы  необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом собственный стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта.

     В нашем исследовании мы проследили, какие из пяти стилей поведения используют старшеклассники с различными уровнями тревожности.

     Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой старшеклассник хочет удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).

       Проведенное исследование показало, что высокий уровень тревожности в старшем школьном возрасте приводит к затруднениям в общении и самореализации и приводит к возникновению конфликтов.

     Зная, что на данном этапе для старшеклассников  главным является формирование ориентации на профессию, а повышенный уровень тревожности и конфликтность мешает положению их в социуме и не дает возможности  для самореализации, необходимо вовремя давать знания о способах  разрешения  конфликтных ситуаций.

     Изучение  взаимосвязи позволяет  проследить  причину возникновения конфликтов, причину низкой самооценки и проблему общения  у старшеклассников.

 

      Список использованной литературы: 

     
  1.  Анцупов  А.Я. Шипилов А.И. «Словарь конфликтолога»
  2. Анцупов А.Я., Леонов Н.И. « Хрестоматия по конфликтологии»
  3. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.// Психологический журнал, 1992. Т.13 №5.
  4. Базарова Т.Ю. Еремина Б.Л. « Управление персоналом» 2002, 465с.
  5. Баярд Р. Баярд Д. Волнение беспокойного подростка. – М., 1978г.
  6. Божович Л.И. «Проблемы формирования личности» под ред. Д.И. Фельдштейна, М.,1995. с 352
  7. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.
  8. Дж. Браун «Фрейд и постфрейдисты» статьи. 1993, с.12
  9. Дж.Г.Скотт. «Конфликты. Пути их преодоления.- Киев, 1991
  10. Журавлев А.Л., А.А. Вахин Социально – психологические аспекты исследования конфликта//Современная конфликтология в контексте культуры мира. М.,2001 сс357-372
  11. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей.- М., 1986
  12. Здравомыслов А.Г. «Социология конфликта» М., АО Аспект пресс 1994.
  13. Зеркин Д.П. «Основы конфликтологии» Курс лекций, Ростов н/Д: «Феникс».1998.-480с
  14. К. Хорни «Собрание сочинений» в 3 том., М.,: Смысл, 1997.Т.2 с174-180
  15. Кон И.С. «В поисках себя» 1984, с 225 Гл.1 ч.2.гл1.
  16. Козер Л.А. «Завершение конфликта» статьи. 2004
  17. Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему?// семья и школа, 1988г., №7.
  18. К. Леонгард  «Акцентурированные личности» Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. 
  19. Левитов Н.Д. « Психические состояния беспокойства и тревоги»
  20. Психологический словарь /под ред. Давыдова В.В.,М.1983
  21. П.Холмс «Внутренний мир снаружи: теории объектных отношений» М., 1999. 277с
  22. Психология страха: Популярная энциклопедия, -М., 1999
  23. Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика», М. 2000
  24. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования, 1998г., №2.
  25. Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, - М., 1990г.
  26. П.Симонов « Познание неосознаваемого», статьи, 2002
  27. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М. 1994г.
  28. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. – С-Пб.., 1997г
  29. Хрестоматия по психологии, под руководством А.В.Петровского. – М., Просвещение, 528с.
  30. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В. В. – М., 1990г.

     Интернет  ресурс:

     Библиотека  РГИУ  

Информация о работе Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях