Взаимосвязь смысложизненного кризиса с деформацией субъективной картины жизненного пути личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:19, курсовая работа

Описание

Предметом исследования является проявления смысложизненного кризиса.
Цель нашей работы: исследовать проявления смысложизненного кризиса и установить взаимосвязь с деформацией субъективной картины мира личности.

Содержание

ВВЕЛЕНИЕ………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗИ С ДЕФОРМАЦИЕЙ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
1.1 Психологическая проблема смысла жизни ……………………………………5
1.2 Особенности смысложизненного кризиса личности …………………………15
1.4 Проблема субъективной картины мира жизненного пути личности………...18
2 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕТАЦИЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ МИРА ЛИЧНОСТИ
2.1 Методики смысложизненных ориетаций ……………………………………..27
2.2 Методики самоактуализации личности ………………………………………28
2.3 Методика социально-психологической адаптации личности………………..29
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕТАЦИЙ, САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
3.1 Результаты количественного и качественного анализа полученных эмпирических данных………………………………………………………………31
3.2 Результаты математической обработки данных и их количественная и качественная интерпретация……………………………………………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..46
ПРИМЕЧАНИЯ …………………………………………………………………..49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Взаимосвязь.doc

— 752.00 Кб (Скачать документ)

Жизненные кризисы приводят личность к глубинному переживанию тайны смысла жизни, духовные пространства культуры.

Кризисное состояние как переход личности в новое состояние, которое приводит к запуску в сознание личности новых жизненных ценностей, и оно действительно преобразует её. Пройдёт ли личность экзамен на новую ситуацию или нет. Для этого ей требуется объединение всех сил для решения задач, стоящих перед ней. Личность возрождается тогда, когда  у неё  уже были определённые уроки по преодолению испытаний. Для этого понадобятся и навыки контроля, и саморегуляции. Кризисное состояние – это всегда утрата и разочарованность. У человека были какие-то стабильные, комфортные условия, вещи, состояние организма, но вот он лишается привычных вещей, то есть теряет опору. Но в человеке существует ещё «внутренняя опора»,- внутренняя поддержка, которая успокаивает и настраивает его в трудную минуту. Тогда кризис преодолевается. А если нет этой «внутренней поддержки, личность ищет её во внешней жизни. Кризис – это выход на новые ресурсы, это изменение себя, это честное признание своих ошибок [15]

     У отдельной личности объективная противоречивость человеческого бытия проявляется как переживание внутриличностного конфликта. Внутренний конфликт также является предпосылкой личностного роста, развития. Как ситуация психического направления, внутренний конфликт требует своего разрешения. При этом для успешного его решения человеку необходимо проявить такие качества как умение объективно оценить ситуацию, принять решение, сделать выбор и осуществить его в жизни. Осознание человеком собственной успешности в разрешении проблемы повышает его уверенность в себе, способствует росту уровня притязаний, которые влекут за собой новые цели и задачи.

 Выделяется несколько стадий протекания внутреннего конфликта. На начальной стадии конфликт, как и любое другое затруднение, активирует, приводит к интенсификации усилий личности, которые направлены на разрешение противоречия. На этой стадии продолжается активный поиск решения. Идет пересмотр действий, новый взгляд на ситуацию, происходит замена средств достижения цели или самой цели, которая привела бы к удовлетворительному результату. Привлекаются новые элементы или расширяется контекст восприятия проблемы.

Если  на этой стадии конфликт не разрешился, то он перерастает в хронический. Напряжение усиливается и носит уже разрушительный характер, потому что это приводит к нарушению координации усилий, когнитивной ограниченности, слишком большое сосредоточение на проблеме мешает взглянуть на нее под другим углом зрения, увидеть альтернативы. Также это может привести к эмоциональному возбуждению, что препятствует рациональному процессу мышления и выбора, человек теряет контроль над ситуацией. Все это вызывает чувство тревожности, и, уже как реакция на тревогу приходят в действие защитные механизмы личности. Психологическая защита, как известно, обеспечивает избавление от тревоги, однако, за счет определенного отказа от реальности или ее искажения, что не способствует, и даже препятствует реальному решению конфликта. Наконец, при критическом нарастании аффективного напряжения в сочетании с конституциональной предрасположенностью внутриличностный конфликт может привести к заболеванию неврозом.

Можно сказать, что отрицательная роль конфликта проявляется в том случае, если он относительно длительное время не находит своего разрешения, то он застывает. Пока человек пребывает в состоянии внутреннего конфликта, он не только испытывает психическое напряжение и соответствующие ему эмоциональные переживания, но и не способен двигаться вперёд, совершать реальные действия, достигать конкретных целей. Жизнь с нерешенными конфликтами влечет за собой потерю человеческих сил. Когда человек разделен на части, он не может полностью отдать себя чему–либо, и тем самым, либо распыляет свои силы, либо сводит на нет собственные усилия.

 Можно сказать, что внутриличностный конфликт необходим и неизбежен как ситуация неопределенности, выбора, когда человеку необходимо принять самостоятельное решение, направить течение жизни в том или ином направлении. Это необходимое условие его развития, самореализации. В этом смысле хронический внутриличностный конфликт – явление застоя, отсутствие движения в том или ином направлении, торможение развития, которое может иметь самые негативные последствия для личности. [16,с.102] А выход из кризиса есть. Личность сама полагает, остаться на месте или развиваться дальше.

  Итак, можно утверждать из вышесказанного, жизненный кризис  это испытание, которое каждая личность преодолевает по-разному. Кризис личности необходим, так как он способствует дальнейшему развитию человека. И если личность успешно преодолевает его, то она становится на ступеньку выше прежнего своего состояния. Ведь именно кризис заставляет личность перерождаться, изменяться, становиться мудрее. Перейдём к рассмотрению вопроса о субъективной картине мира жизненного пути личности. 
 

  1.3 Проблема субъективной картины мира жизненного пути личности 

     Этой проблеме уделили внимание многие учёные. А.А. Кроник дает следующее определение рассматриваемому явлению. Субъективная картина жизненного пути – это «психический образ, отражающий социально обусловленные пространственно-временные характеристики жизненного пути (прошлого, настоящего и будущего), его этапы, события и их взаимосвязи» [18,с.149]. Этот образ выполняет функции долговременной регуляции и согласования жизненного пути личности с жизнью других, прежде всего, значимых для нее людей. Значит, субъективная картина жизненного пути выступает как система, которая включает в качестве структурных элементов прошлое, настоящее и будущее личности. Прошлое, настоящее и будущее выступают событиями жизни в их взаимосвязи.

Ш. Бюлер  и ее сотрудниками в Венском психологическом институте было предпринято изучение закономерностей жизненного пути. На большом эмпирическом материале ею было установлено, что существуют закономерности в сроках наступления оптимумов жизни. Это зависит от соотношения духовных, «ментальных» и биологических, «витальных», тенденций. Даны также различные типы жизненного развития личности. Ш. Бюлер была разработана идеалистическая концепция развития человека как процесса постепенного развития духовных целевых структур самосознания. [23,с.156]

     В отечественной психологии к теме жизненного пути первыми обратились Н. А. Рыбников, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев. Они выступили с инициативой развернуть исследования по генетической психологии личности. Для Б. Г. Ананьева проблема жизненного пути стала актуальной в начале 30-х гг. в связи с исследованиями по характерологии, которые проводились им в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева в Ленинграде. С. Л. Рубинштейн рассматривал психологические вопросы биографии, развивая проблему самосознания в «Основах общей психологии». В дальнейшем разные аспекты жизненного пути жизнедеятельности личности разрабатывались в трудах советских ученых, посвященных природе человека и его развитию.

     Б. Г. Ананьев обосновал проект науки  о целостном развитии человека в  едином жизненном цикле. Эта наука, онтопсихология, должна объединить в себе возрастную психофизиологию, изучающую онтогенез психофизиологических функций мозга, и генетическую персонологию, направленную на изучение собственно личностной эволюции в процессе жизненного пути. Предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, определяющие главные закономерности целостного индивидуального развития человека. В этой целостности Б. Г. Ананьев отчетливо различал две взаимодействующие, но все же особые формы. Во-первых, онтогенез - это развитие индивида и его мозга, психофизиологических функций. Онтогенез программируется генетически, протекает в биологическом времени жизни. Во-вторых, жизненный путь, который строится по социальным проектам в историческом времени, датируется историческими и биографическими событиями. [6,с.115]

     В «Основах психологии» С.Л. Рубинштейн обратился к проблеме жизненного пути. Жизненный путь есть некоторая целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности. Жизненный путь – это не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Жизненный путь - это целостное, непрерывное явление. Каждый человек имеет свою собственную историю и даже становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю. [28,с.643] Для Рубинштейна важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и влияет на него. Каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью. Центральная проблема личной жизни является вопрос, сможет ли личность стать субъектом собственной жизни. Личность как субъект жизни - это идея об индивидуально активном человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней. [1,с.28] Субъектом своей жизни личность становится в силу способности решать свои проблемы, отвечать за свои поступки, за счет ответственности и отношений с другими людьми. Человек становится субъектом жизни в том смысле, как он вырабатывает способ решения жизненных противоречий и осознает свою ответственность перед собой и людьми за последствия своего решения.

     Разрешение противоречий жизни способствует развитию личности, считает К.А. Абульханова-Славская. Она это видит в способах отношений людей друг с другом. Способ решения жизненных противоречий характеризует социально-психологическую и личностную зрелость человека. Она пишет, что зрелость проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, свои статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Это и определяется способностью осуществлять это соединение. Автор рассматривает жизненный путь личности в его целостности, а стратегия жизни должна заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен. Абульхановой-Славской предложила понятие "жизненная стратегия». Жизненная стратегия - это индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью. Жизненная стратегия - это выбор, определение и реализация ценностей жизни. [2,с.304]

    В. Н. Дружинин показывает, что «существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени жизни варианты жизни. Человек в зависимости от конкретных обстоятельств может выбрать тот или иной вариант, но вариант жизни может быть ему навязан. Это могут быть стереотипы, выработанные семьёй или обществом, бессознательно воспринимаемые человеком. Степень свободы индивида и мера давления на него внешнего мира, социальной среды, зависят от конкретных исторических условий. Понятие «вариант жизни» является целостной психологической характеристикой индивидуального бытия и определяется типом отношения человека к жизни. Вариант жизни формирует человеческую личность, «типизирует» ее, а индивид превращается в представителя «жизненного личностного типа». Несомненно, становление личности будет зависеть оттого, какой вариант жизни будет выбрано [13,с.12].

 Качественно определенный вариант жизни – это способ осуществления личностью своего жизненного пути. В этом способе соединяются определенные ценности и смыслы жизни с инструментальными стратегиями их достижения. Понятие «вариант жизни» - синоним устоявшегося термина «жизненный сценарий». В качестве самостоятельных вариантов выделяются типы жизни: «жизнь начинается завтра», «жизнь как творчество», «жизнь как достижение», «жизнь есть сон», «жизнь по правилам», «жизнь – трата времени» и «жизнь против жизни». Несмотря на некоторую художественность в этих названиях, за ними скрывается вполне определенная психологическая реальность.

     Вариант «Жизнь начинается завтра» – это вариант жизни, в котором личности отводится пассивная роль мечтателя и прожектера. Человек, который реализует этот вариант, обычно имеет массу планов на будущее и хорошее чувство временной перспективы, но до практического воплощения задуманных мероприятий дело не доходит. Личность постоянно откладывает на завтра осуществление важных дел, берет нескончаемые отсрочки по выполнению жизненных обязательств. В конечном итоге, подготовительная фаза жизненного пути неадекватно растягивается во времени, а времени на настоящую жизнь фактически не остается. Это вечное детское состояние. Финал человека, живущего такой жизнью, печален: им владеют отчаяние и досада за напрасно растраченные годы.

     Вариант «Жизнь как творчество» здесь личности отведена роль экспериментатора, ставящего опыты над своей судьбой. Жизненный путь творческой личности отклоняется от нормативных моделей жизни, нередко представляется бунтом против устоявшегося образа жизни. На самом деле за творчеством и бунтарством личности скрывается внутреннее неприятие жизненной действительности, стремление избежать горьких разочарований в жизни. Личность, избравшая данный вариант жизни, чаще всего ведет богемную жизнь и свысока посматривает на других людей. Смысл ее творчества - это показать бесполезность усилий, направленных на достижение внешне комфортной, респектабельной жизни. Основная ставка делается на преображение жизни внутренней, на очищение души.

     Вариант «Жизнь как достижение» – личность выступает в роли «человека действия», «человека, сделавшего себя». Основная психологическая особенность данного варианта жизни заключается в обесценивании настоящего и «фетишизации» будущего. Человек жертвует настоящим для того будущего, которое где-то на горизонте. Время жизни рассматривается как ресурс для реализации максимального количества целей, сулящих лучшую жизнь. Наиболее типичны в этом отношении карьеристы, прагматики и трудоголики.

     Вариант «Жизнь есть сон» – личность уходит от реалий жизни в иллюзорный мир переживаний. Человек, провозглашающий данный вариант жизни, ведет созерцательный, пассивный образ жизни. Очень часто этому варианту жизни сопутствует употребление наркотиков и прочих психотропных веществ, при помощи которых достигается эффект дереализации. Это ощущение нереальности «внешней» жизни» и одновременно ощущение реальности единственно желанной «внутренней» жизни».

     Вариант «Жизнь по правилам» – высокая нормативная регламентация жизнедеятельности личности. В любой культуре и в каждом обществе существует свод правил, которые предписывают социально желательный порядок осуществления личностью жизненного пути. Те, кто выбивается из нормативного графика жизни, подлежат наказанию, а в некоторых случаях – поощрению. По мнению В. Н. Дружинина, жизнь по правилам удобна тем, что она избавляет человека от нелегкого беремени выбора: ведь все расписано уже за него и до него. Данный вариант жизни распространен в обществах с тоталитарным или авторитарным режимом, с репрессивной системой норм и правил социального взаимодействия.

Информация о работе Взаимосвязь смысложизненного кризиса с деформацией субъективной картины жизненного пути личности