Взаимосвязь смысложизненного кризиса с деформацией субъективной картины жизненного пути личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:19, курсовая работа

Описание

Предметом исследования является проявления смысложизненного кризиса.
Цель нашей работы: исследовать проявления смысложизненного кризиса и установить взаимосвязь с деформацией субъективной картины мира личности.

Содержание

ВВЕЛЕНИЕ………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗИ С ДЕФОРМАЦИЕЙ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
1.1 Психологическая проблема смысла жизни ……………………………………5
1.2 Особенности смысложизненного кризиса личности …………………………15
1.4 Проблема субъективной картины мира жизненного пути личности………...18
2 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕТАЦИЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ МИРА ЛИЧНОСТИ
2.1 Методики смысложизненных ориетаций ……………………………………..27
2.2 Методики самоактуализации личности ………………………………………28
2.3 Методика социально-психологической адаптации личности………………..29
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕТАЦИЙ, САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
3.1 Результаты количественного и качественного анализа полученных эмпирических данных………………………………………………………………31
3.2 Результаты математической обработки данных и их количественная и качественная интерпретация……………………………………………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..46
ПРИМЕЧАНИЯ …………………………………………………………………..49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Взаимосвязь.doc

— 752.00 Кб (Скачать документ)

     Как указывает Д. А. Леонтьев, в сферу интересов психологии личности входит вопрос, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни. Смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии. Как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности. Смысл жизни психологами определяется как адекватное переживание интенциональной направленности собственной жизни. Смысл жизни как концентрированную описательную характеристику стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого» [24, с.18].

 Смысл  жизни - это «генеральная линия жизни, задающая высокую планку активной жизнедеятельности человека, помогающая ему не сломаться на крутых виражах судьбы, максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности» [35, с.3].

   Характеризуя смысл жизни, исследователи выделяют его позитивное влияние на жизнь человека и становление его личности. В. Э. Чудновский определяет два значения смысла жизни как психологического феномена: суть, главное, основное в данном предмете, явлении; личностная значимость для человека этой сути, этого главного, основного. Феномен смысла жизни включает в себя оба эти значения, причем суть, главное доминирует над не главным, второстепенны. Но определение смысложизненной «доминанты» — лишь один аспект процесса поиска смысла жизни. Очень важно установить, насколько данная доминанта «продуктивна», в какой мере она способствует позитивному развитию личности. В этой связи целесообразно иметь в виду адекватность смысла жизни как одну из основных его характеристик. В. Э. Чудновским выделены два признака адекватности смысла жизни. Первый признак - «реалистичность» смысла жизни, то есть соответствие смысла жизни. С одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой — индивидуальным возможностям человека. Второй признак - «конструктивность» смысла жизни, то есть, степень его позитивного, или негативного, влияния на процесс становления личности и успешность деятельности человека. [35,с.15]

Быть источником света и тепла для других людей, быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь - вот что такое для С. Л. Рубинштейна смысл человеческой жизни. [30,с.643].

   Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни, в теории В.  Франкла, рассматривается как врожденная мотивационная тенденция. Именно мотивация присуща всем людям и является основным двигателем поведения и развития личности. Причина многих психических заболеваний и разных видов отклоняющегося поведения - отсутствие смысла. Смысл жизни каждого человека уникален и  существуют смысловые универсалии, ценности. [36, с.114]. По мнению учёного, человек не может лишиться смысла жизни ни при каких условиях. Смысл жизни всегда может быть найден. Психолог считает, что человек может обрести смысл жизни тремя путями. Это дело, направленное на достижение социально-значимых целей. Это в переживании гуманистических ценностей. Это определенная позиция по отношению к обстоятельствам своей жизни.

      В. Франкл  дал  подробную характеристику данной потребности человека. По его мнению, поиск цели своего существования свойственен думающим людям, обеспечившим к тому же все свои базовые потребности. Смысложизненные ориентации каждого человека – это набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования. Особенность данной потребности заключается в уникальности её понимания каждым человеком. Отсюда следует, что невозможно определить готовые решения наиболее успешных целей существования. Это и создаёт трудности их изучения и развития. Наиболее же остро проблема определения своего места в социуме, понимания того,  ради чего стоит жить, стоит перед выпускниками школ. Учёный указывал на тот факт, что экзистенциальная фрустрация – феномен потери смысла жизни и развития в этой связи особого вида депрессивного состояния – свойственен в основном «думающей» молодёжи.  Об актуальности проблемы поиска смысла жизни в раннем юношеском возрасте говорят и многие отечественные психологи.

    Некоторые из используемых понятий, такие, как смысл жизни, жизненная цель, осмысленность, бессмысленность уже в достаточной степени проработаны, но еще несут на себе груз философских интерпретаций. Наиболее чётким является понятие поиска смысла жизни». [14,с.157] Понятие поиска смысла жизни полагается в качестве интегративного теоретического конструкта в силу нескольких причин. Поиск смысла жизни является психическим процессом, который включает когнитивные, мотивационные и поведенческие процессы Поиск смысла жизни подразумевает потребность в смысле жизни, которая активизирует и направляет индивида. Поиск смысла жизни переходит в практическую реализацию найденного смысла, которая предполагает расчленение смысла на жизненные цели, задачи, планы и программы. Поиск смысла жизни преимущественно является когнитивным процессом по реконструкции смысла реального жизненного пути. Поиск смысла жизни имеет внешние проявления и может быть психометрически измерен.

     С позиций психологии человеческого  бытия логично предположить, что  за понятием «поиск смысла жизни» скрываются феноменология, закономерности и механизмы понимания личностью своего жизненного пути и его смысла. Другими словами, поиск смысла жизни осуществляется посредством психологических механизмов и закономерностей понимания личностью своего жизненного пути.

     Так как группа испытуемых составляет студентов, рассмотрим основные виды понимания личностью смысла жизни в юности.

     1. Терминальный вид. В целом личность смысл своей жизни видит в конечной реализации жизненных целей, осуществлении сокровенных мечтаний и покорении определенных жизненных высот.

     2. Процессуальный вид. Специфику  понимания смысла жизни, присущую данному виду, метко передают крылатое выражение: «Смысл жизни не в достижении цели, а в ее преследовании».

     3. Нигилистический вид. Личность  с таким видом понимания обесценивает значение смысла жизни лично для себя и для других людей («смысл жизни не представляет никакой ценности для человека», «понимание человеком смысла своей жизни ничего в ней не меняет», «потеря человеком смысла жизни может быть легко пережита»).

     4. Аксиологический вид. Это такое  понимание личностью смысла жизни, когда сам смысл жизни выступает в качестве одной из главных человеческих ценностей («смысл жизни можно считать одной из величайших ценностей человека).

     5. Гедонистический вид. Общая логика, присущая данному виду понимания, заключается в осмыслении личностью своей жизни через категории удовлетворения – неудовлетворения личных потребностей. Смысл жизни для такой личности заключается в «получении удовольствий», «пользовании жизненными благами», «удовлетворении желаний». В свою очередь осмысленность жизни обусловливается притоком, «валом» всяческих благ.

     6. Аскетический вид. Содержание  данного вида составляют утверждения о необходимость ограничения человеком своих потребностей, обуздания страстей и непрерывного самосовершенствования.

     7. Эвдемонический вид. В данном  случае понимание личностью смысла жизни сводится к стремлению обрести и сохранить счастье.

     8. Глористический вид. Существование  личности в данном случае наполнено смыслом при условии осознания своей значимости и почтенности.

     9. Деонтологический вид. Деонтологическое  понимание смысла жизни основано на твердом убеждении о наличии тесной связи между предназначением личности и ее жизненным.

     10. Гуманистический вид. Прямым источником  гуманистического понимания смысла жизни явилась направленность жизненного пути личности на благо конкретных «значимых других» («ребенок», «родители», «семья») или более общая ориентация на принесение пользы другим.

     11. Виталистический вид. При таком  понимании смысл жизни вкладывается в «борьбу за выживание», «конкуренцию». Необходимым фоном для насыщения жизни смыслом выступают «жизненные невзгоды», «трудности», «препятствия» и «преграды», которые необходимо превозмогать.

     12. Фаталистический вид. Понятие  судьбы чаще всего опредмечивается  в неустранимых жизненных обстоятельствах  («рок», «предназначение», «доля») либо в неопределенной группе жизненных обстоятельств, на которые индивид не способен повлиять («тяжелая жизненная ситуация»).[7,с.157]

     Таким образом, поиск смысла жизни является полимотивированной активностью личности. Его побудительная регуляция не сводится к одной лишь потребности в понимании смысла жизни, а является многокомпонентной системой, отражающей неповторимые условия жизненного пути личности. В следующем параграфе рассмотрим особенности смысложизненного кризиса личности. Авторы обращают внимание на различные стороны понятия смысла жизни, по-своему его трактуют, но сходятся в одном. Смысл жизни – это основа человеческого существования, которое необходимо каждой личности для прохождения жизненного пути. Каковы же особенности жизнепонимания, ответим далее.

В определении понятия смысла жизни поможет раскрытие проблемы жизнепонимания.

   Понятия «жизнепонимание» и «миропонимание» широко использовались в философской и формирующейся психологической науке в конце ХIХ — начале ХХ веке. С позиций чувственно-интуитивного подхода  жизнепонимание отождествляется с категорией «жизнесозерцание» такими исследователями, как А.Бергсон Эдв. Гуссерль, Г. Риккерт. Например, «миро- и жизнепонимание, или миросозерцание», встречается у Эдм. Гуссерля [10,с.156], который под жизнепониманием видит чувственный опыт пережитого индивидом. Г. Риккерт отмечает, что ещё Дильтей считал, что «нужно полностью оценивать интуицию понимания, созерцание полноты жизни и связанности жизни. Это как подлинный способ исчерпывающего мировоззрения и понимания исторического хода событий» [10, с. 31]. Интересно, что Дильтей в своих исследованиях применяет «переживание» как основной метод научного познания [12,с.118].

А.Ф.Лазурский [22,с.401], считавшими, что понимание предполагает, прежде всего, субъективное «переживание» и «означение» как осознание отношений с идеальным и предметным миром. Лазурский и Франкл допускают только одно исключение в том, что явление жизнепонимания и миросозерцания тождественны, когда миросозерцание становится общим. Если М.М.Рубинштейн и Эдм. Гуссерль отождествляют понятия жизни и мира в виде системного отношения «жизнемиропонимание», то С.Франк, напротив, распознает их, выделяя «практическое жизнепонимание и теоретическое миропонимание». Можно считать, что миропонимание есть система действий по освоению и осознанию мира, в целях получения естественнонаучной картины мира.

Категория «жизнепонимание» раскрывалась через категорию «смысл жизни», где понимание есть осмысление. Понятие «жизнепонимания» предложил Е.Трубецкой [34,с.232]. Истинная жизнь, по его мнению, и её смысл сосредотачиваются в ином верхнем, потустороннем плане бытия.

Мы проследили различные трактовки определения смысла жизни, но, на наш взгляд, лучшая принадлежит Л.Н.Толстому. Он пишет, что в радостном и прекрасном мире человек должен «сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для всех, которые после нас будут жить в нем”. И ещё одна фраза: “На прекрасной земле – прекрасное, созданное для счастья человечество. Вокруг него непреходящий свет и трепет радостной жизни. Жизнь эта со всех сторон окружает человека, надвигается на него, зовет к себе, хлещет в душу бурными потоками кипучей радости и счастья». Действительно, для Толстого смысл жизни человека – это сама жизнь, прекрасная и радостная, несущая человеку счастье.[9,с180]

Таким образом, авторы придерживаются опредёлённой точки на зрения – жизнепонимание необходимо каждой личности, для того чтобы жить в этом мире, творить, созидать. А смысл жизни должен быть у каждой личности, которая способна уметь преодолевать любые препятствия во имя самой жизни. Смысл жизни должен быть у каждого человека. При этом важна роль смысложизненного кризиса. На это обратим внимание в следующем параграфе. 

1.2 Особенности смысложизненного кризиса личности 

     На протяжении жизни у личности возникают особые состояния – это кризисы. Это могут быть несчастные случаи, операция, смерть, утраты, потери. Причиной могут быть не только печальные, но и радостные события: влюблённость, бракосочетание, рождение ребёнка. Но среди пусковых механизмов могут быть ещё и глобальные изменения в политической, экономической или экологической жизни. Внешние характеристики могут быть различные и реакции на критические ситуации для каждого человека будут различные. Здесь важен психологический механизм его возникновения. Как считает Дж. Якобсон, кризис возникает если жизненные события создают потенциальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей и при этом они ставят перед индивидом проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами" . Это значит, личностный кризиса - это конфликт между старым и новым, между привычным прошлым и возможным будущим, между тем, кто ты есть сейчас и тем, кем бы ты мог стать.[8]

Информация о работе Взаимосвязь смысложизненного кризиса с деформацией субъективной картины жизненного пути личности