Взаимосвязь смысложизненного кризиса с деформацией субъективной картины жизненного пути личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:19, курсовая работа

Описание

Предметом исследования является проявления смысложизненного кризиса.
Цель нашей работы: исследовать проявления смысложизненного кризиса и установить взаимосвязь с деформацией субъективной картины мира личности.

Содержание

ВВЕЛЕНИЕ………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗИ С ДЕФОРМАЦИЕЙ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
1.1 Психологическая проблема смысла жизни ……………………………………5
1.2 Особенности смысложизненного кризиса личности …………………………15
1.4 Проблема субъективной картины мира жизненного пути личности………...18
2 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕТАЦИЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ МИРА ЛИЧНОСТИ
2.1 Методики смысложизненных ориетаций ……………………………………..27
2.2 Методики самоактуализации личности ………………………………………28
2.3 Методика социально-психологической адаптации личности………………..29
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕТАЦИЙ, САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
3.1 Результаты количественного и качественного анализа полученных эмпирических данных………………………………………………………………31
3.2 Результаты математической обработки данных и их количественная и качественная интерпретация……………………………………………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..46
ПРИМЕЧАНИЯ …………………………………………………………………..49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Взаимосвязь.doc

— 752.00 Кб (Скачать документ)

     Вариант «Жизнь – трата времени» – основное  занятие личности является пустое и бесцельное времяпрепровождение. Этот вариант привлекает многих людей тем, что в нем заложена гомеостатическая ориентация. Это значит, что у человека нет нужды напрягаться ради достижения жизненных целей, силиться преодолеть обстоятельства, беспокоиться о том, как идут дела. Большую часть жизни отнимают занятия, направленные на растрату времени. Этот вариант жизни нередко наблюдается среди населения высокоразвитых стран, относящегося к «среднему классу». Время жизни по преимуществу тратится впустую.

     Вариант «Жизнь против жизни» - основная движущая сила – это борьба за выживание. Человек становится на «тропу войны» против всех. Жертвы и пострадавшие от жизнедеятельности такого человека всегда есть. Это может быть более закрытая форма борьбы за социальные блага, например, конкуренция и жесткое соперничество. Данный вариант жизни в своих крайних формах распространен в милитаризованных обществах или обществах с низким уровнем экономического развития. [11,с.76]

    Жизнь человека проходит по определённой программе, которую он составляет сам, по- своему усмотрению, то есть свой сценарий о счастье - жизненная программа, которая уточняется в определённых целях и определённых следствиях. Конкретизация, конечно, личность находит в субъективной картине жизненного пути.[7,с.210] И только пройденный промежуток времени покажет, насколько верен этот жизненный путь. Субъективная картина жизненного пути выполняет отражательную и регулятивную функции.[19,с.136] Не всегда поставленные цели, как показывает жизнь, в жизненной программе личности выполняют регуляторную и энергетическую функции. Можно предположить, что наличие желательности цели и отсутствие активности по ее достижению вызвано рассогласованием утверждения вербальной значимости цели и ее не значимости на уровне бессознательного. Можно предположить то, что это несоответствие в значимости цели на разных уровнях осознания, есть несоответствие между линиями адаптации и самореализации, которые могут не совпадать. Можно сказать, успешная жизнь в обществе не всегда способствует к самореализации. И цели жизненной программы личности не побуждают к активным действиям по их достижению. Цели в жизненной программе не способствуют к самореализации, а способствуют лишь к адаптации. Это может проявиться в том, что наличие успешной адаптации к социуму, социально значимых достижений, по критериям общества, не приводят к переживанию удовлетворенности процессом жизни. Видимо, необходимо различать две жизненные программы. Условно обозначим их как «внешняя» и «внутренняя». Цель внешней программы - социально-психологическая адаптация к социуму, где личность осуществляет свои проекты. Цель внутренней программы – самореализация, в которой личность делает саму себя, удовлетворяет свои потребности.

Далее рассмотрим, как может существовать в обществе человек, как в нём  адаптируется. Ю.Ф. Шрейдер раскрывает два способа существования человека. Один - отвечающий за необходимость выживания, воспроизводства жизни, другой – в стремлении к свободе человеческого духа, нравственности. Для стабильности государства, общества необходимы конформные личности, несмотря на то, что официально декларируется воспитание творческой личности. А творческие личности необходимы для развития общества. Необходимость одновременно стабильности и развития социальных систем включает противоречие в развитии общества и личности. Баланс конформных и творческих личностей в обществе является одним из условий его позитивного эволюционного развития. Несомненно, адаптация косвенно может способствовать самореализации. Это приводит личность к определенным достижениям, способствуют косвенно к самореализации человека. Во-первых, ответственность перед кем-то. Во-вторых, финансовая заинтересованность, как способ удовлетворения других потребностей. Источником может стать и радость творения, достижения, сам процесс и результат. Творческая самореализация зачастую требует изменения своего образа жизни. Этот образ может быть сформирован при активном участии других. Ведь именно в обществе человек обретает свою адекватность. Это может быть связано с нарушением существующих социальных норм, традиций, которые могут привести к статусу «чудака» или наоборот быть признанным гением. Можно сказать, что потеря Я - образа всегда осложнена кризисами. И существующие психологические защитные механизмы блокируют творческую самореализацию. [44,с.208]

Два пути обретения смысла в жизни выделяет Д.А.Леонтьев. При переживании бессмысленности и неудачи в самореализации: путь адаптации – приведение смысла своей жизни в соответствие с реальностями жизни, и путь самореализации – приведение жизни в соответствии со своим смыслом. [21,с.174]

  В поисках смысла жизни личности приходится выбирать или программу адаптации, или программу самореализации, или метаться между двумя программами. Не часто кому удается гармонично сочетать оба типа жизненных программ.

Исходя  из представленного материала, можно выделить две жизненные программы личности. Одна программа - социально-психологическая адаптация к социуму, поощряемая обществом. Другая – самореализация, не всегда совпадающая с программой социально-психологической адаптации личности к социуму. Программа самореализации зачастую может и не осознаваться личностью. Но ясно одно, что личность не может раскрыть весь свой потенциал вне общества. Отсюда и вытекает проблема: как гармонично сочетать эти две жизненные программы адаптации и самореализации, как сочетать активность, направленную на адаптацию с творчеством в самореализации в конкретно заданных условиях социума.

     Подводя итоги теоретического исследования, можно сказать, что учёные отдают должное внимание проблеме смысложизненного кризиса, рассматривают варианты поиска смысла жизни, отслеживают всевозможные картины жизненного пути личности. Какой бы жизненный сценарий не складывался у личности, и если он наполнен творческим миропониманием, то такая жизненная картина будет благодатной почвой для созидания, будь то воспитание детей или создания какого-нибудь закона. Далее проанализируем методики исследования личности, по которым мы сможем практически увидеть взаимосвязь этих сюжетных линий.

                         2  МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СУБЪКТИВНОЙ КАРТИНЫ МИРА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ 

2.1 Использование методики смысложизненных ориентаций (СЖО) 

     В данной работе нами был использованы три методики исследования личности с целью установления взаимосвязи смысла жизненного кризиса с деформацией субъективной картины мира личности.

   Для выявления эмпирических данных  основных жизненных установок, мы использовали диагностику СЖО.

 Методика смысложизненных ориентаций (СЖО) является адаптированной версией теста "Смысл в жизни" Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Это методика, разработанная для определения особенностей жизненных установок человека. Адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была впервые выполнена К. Муздыбаевым. Версия К. Муздыбаева была взята за основу и видоизменена. В соответствии с оригиналом тест представляет собой набор из 20 пунктов. Каждый пункт представляет собой утверждение с раздваивающимся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения. Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и подчеркнуть или обвести соответствующую цифру. При интерпретации учитываются баллы, набранные испытуемым по пяти отдельным шкалам и общее количество баллов. Результаты по шкалам разделяются на следующие группы: цели, удовлетворённость сегодняшним днём, довольство прошлым, локус-контроля - Я, локус-контроля - жизнь. Данная методика даёт достаточно полную картину основных жизненных установок человека.  
 
 

2.2 Методика самоактуализации  личности (САТ) 

Для получения  эмпирических данных по актуализации в жизни личности, используем диагностику САТ.

     Методика «Самоактуализационный тест» (CAT) состоит из 126 пунктов. Каждый пункт включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго полярными. Испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени отвечает его представлениям

Методика  CAТ измеряет по двум базовым шкалам и ряду дополнительных шкал. Базовыми является шкала компетентности во времени и шкала поддержки. Двенадцать дополнительных шкал разбиты на шесть блоков — по две в каждом. Для исследования используем содержание базовых шкал.

Шкала Компетентности во времени включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале  свидетельствует, во-первых, о способности  субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности. Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.

Шкала поддержки (I) – самая большая  шкала теста - 91 пункт – измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя - внешняя поддержка»). Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность). Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля.  

2.3 Методика социальной  адаптированности (СПА) 

      Методика  СПА  был разработан  К.Роджерсом  и Р.Даймондом в  1954  году

для  выявления  степени   адаптированности-дезадаптированности   в   системе

межличностных  отношений.   В  качестве  оснований   для   дезадаптации   он

предполагает  ряд  разнообразных  обстоятельств:  низкий  уровень принятия

себя,  низкий  уровень  принятия  других,  то  есть  конфронтация  с   ними,

эмоциональный дискомфорт, который может быть  весьма  различным  по  природе, сильную  зависимость  от  других,  то  есть  экстернальность,  стремление   к доминированию.

      В  данном  исследовании  мы   использовали   русифицированный   вариант

опросника СПА, адаптированный А.К.Осницким , 101 вопрос.

     1.   Шкала    “Самоприятие”.     отражает   степень   дружественности-

враждебности по отношению к собственному “Я

     2.    Шкала   “Приятие  других”.   Отражает  уровень   дружественности-

враждебности  к окружающим людям, к  миру.  

      3.    Шкала    “Эмоциональная   комфортность”.    Отражает    характер

преобладающих эмоций  в  жизни  испытуемого.  

      4.    Шкала  “  Интернальность”.  Отражает,  в какой степени человек

ощущает себя  активным  объектом  собственной  деятельности,  и  в  какой  -

пассивным объектом действия других людей и  внешних  обстоятельств.    

    5.     Шкала     Стремление   к   доминированию.    Отражает   степень стремления  человека  доминировать  в  межличностных  отношениях.         Представленные методики диагностики дают возможность проанализировать показатели, по которым можно будет отследить уровни адаптированности, актуализации и осмысленности жизненной картины личности.

Таким образом, представленные методики исследования САТ, СЖО и СПА помогут нам практически доказать представленную в работе гипотезу: имеется ли взаимосвязь смысложизненного кризиса с деформацией субъективной картины мира жизненного пути личности. 
 
 
 
 
 

                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ, САМОАКТАУЛИЗИЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ 

3.1 Результаты количественной и качественной обработки эмпирических данных по диагностическим методикам 

Информация о работе Взаимосвязь смысложизненного кризиса с деформацией субъективной картины жизненного пути личности