Взаимосвязь смысложизненного кризиса с деформацией субъективной картины жизненного пути личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:19, курсовая работа

Описание

Предметом исследования является проявления смысложизненного кризиса.
Цель нашей работы: исследовать проявления смысложизненного кризиса и установить взаимосвязь с деформацией субъективной картины мира личности.

Содержание

ВВЕЛЕНИЕ………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗИ С ДЕФОРМАЦИЕЙ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
1.1 Психологическая проблема смысла жизни ……………………………………5
1.2 Особенности смысложизненного кризиса личности …………………………15
1.4 Проблема субъективной картины мира жизненного пути личности………...18
2 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕТАЦИЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ МИРА ЛИЧНОСТИ
2.1 Методики смысложизненных ориетаций ……………………………………..27
2.2 Методики самоактуализации личности ………………………………………28
2.3 Методика социально-психологической адаптации личности………………..29
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕТАЦИЙ, САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
3.1 Результаты количественного и качественного анализа полученных эмпирических данных………………………………………………………………31
3.2 Результаты математической обработки данных и их количественная и качественная интерпретация……………………………………………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..46
ПРИМЕЧАНИЯ …………………………………………………………………..49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Взаимосвязь.doc

— 752.00 Кб (Скачать документ)

Продолжение таблицы 5

8 12 7
9 14 59
10 8 40
11 12 55
12 14 63
13 15 62
14 15 57
15 8 38
16 14 55
17 12 59
18 13 64
19 9 43
20 6 34
Средние значения 17.5 49.5
 

 Средний показатель по шкале ориентации во времени 17,5, а по шкале поддержки 49,5.

     Затем распределим группу студентов на низкие баллы и высокие, покажем в таблице 6:

Таблица 6   Распределение группы на низкие и высокие баллы   

№ испытуемых с низкими Т-баллами Шкала ориентация во времени Шкала поддержки № испытуемых с  высокими Т-баллами Шкала ориентации во времени Шкала поддержки
2 5 49 1 12 52
7 8 39 3 16 57
10 8 40 4 15 62
15 8 38 5 15 57
20 6 34 6 11 48
      8 12 55
      9 12 61
      11 14 59
 

Продолжение таблицы 6 Распределение группы на низкие и высокие баллы   

      12 12 63
      13 14 55
      14 12 59
      16 13 64
      17 9 43
      18 6 34
      19 9 43
средние значения 7.0 40.0   12.3 54.1
 

       Данные в таблице 6 показывают, что студенты с низким значением 7.0 баллов по шкале «Ориентация во времени» имеют ориентацию лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути. По шкале «Поддержк» 40.0 баллов результаты ввысокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе - контроля.

    Средний балл студентов с высоким значением 12.3 балла по шкале «Ориентация во времени», что проявляется в способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего. Средний балл студентов с высоким значением по шкале «Поддержка» 54.1. Эти студенты относительно независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами.

  Таким  образом, мы пришли к выводу, что эмпирические данные различаются между собой, а это значит, что испытуемые различаются между собой по жизненной актуализации. 

  Результаты обработки  данных по методике  СПА

Проведём  эмпирические исследования по методике СПА.

Распределение группы на высокие и низкие баллы покажем в таблице 7.

Таблица 7 Распределение группы на низкие и высокие баллы

№ испыт  с низкими баллами 1 шкала

самопр

2 шкала

Принятие других

3 шкала эмоц. Комф 4 шкалала интернальн 5шкала стремление к доминир № испыт с  высокими баллами 1шкала самопринятие 2шкала принятие др 3шкала эмоц. Комф 4шкала  интернальн 5шкала стремление к доминир.
2 19 12 8 21 3 1 54 15 30 65 15
7 15 10 8 23 2 3 57 22 35 58 17
10 18 9 7 23 3 4 54 23 37 56 16
15 12 9 5 20 4 5 58 25 35 64 16
19 15 8 6 19 5 6 60 27 39 66 17
20 14 10 7 21 3 8 54 27 36 65 15
            9 56 28 37 59 17
            11 56 30 38 66 17
            12 59 28 38 56 14
            13 57 30 37 54 18
            14 58 23 39 58 17
            16 59 24 37 59 18
            17 54 25 40 67 19
            18 56 27 41 64 16
Средние знчения 15.5 9.6 6.8 21.6 3.3   56.5 23.8 28.8 65.2 16.5
 

     Как показывают данные, студентов с низкими результатами – 30%, студентов с высокими результатами – 70%.

Проведём  интерпретацию данных значений по шкалам.

      1.   Шкала    “Самоприятие”.     отражает   степень   дружественности-

враждебности  по отношению к собственному “Я”. В содержательном  плане  шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя  в  целом  и  в  существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку срединие значения 56.5 балла.   На  негативном  полюсе -   видение в себе  по  преимуществу   недостатков,   низкую   самооценку, готовность к самообвинению 15.5 балла.

      2.    Шкала   “Приятие  других”.   Отражает  уровень   дружественности-

враждебности  к окружающим людям, к  миру.   На  позитивном  полюсе   -   это

принятие  людей, одобрение их жизни и отношения  к  себе  в  целом,  ожидание

позитивного  отношения  к  себе  окружающих -23.8 балла;   на   негативном   полюсе    - критическое отношение к людям, раздражение, презрение по  отношению  к  ним, ожидания негативного отношения к  себе – 9.6 балла.

      3.    Шкала    “Эмоциональная   комфортность”.    Отражает    характер

преобладающих эмоций  в  жизни  испытуемого.   На  позитивном  плане  -  это

преобладание  положительных эмоций, ощущение  благополучия  своей  жизни -28.8,  на негативном -  наличие выраженных отрицательных эмоциональных состояний- 6.8

      4.    Шкала  “  Интернальность”.  Отражает  в  какой  степени   человек

ощущает себя  активным  объектом  собственной  деятельности,  и  в  какой  -

пассивным объектом действия других людей и  внешних  обстоятельств.   Высокие значения говорят о  том,  что  человек  полагает,  что  происходящие  с  ним события являются результатом его  деятельности-65.2.  Низкие  баллы   -   человек полагает,  что  происходящие   ним  события  являются  результатом  действия внешних сил  (случая, других людей и т.д.)- 21.6.

      5.     Шкала     Стремление   к   доминированию.    Отражает   степень стремления  человека  доминировать  в  межличностных  отношениях.    Высокие показатели говорят о  склонности  подавлять  другого  человека,  чувствовать превосходство над другими – 16.5.  Низкие показатели  -  склонность  к подчинению, мягкость, покорность- 3.3

Таким образом, эмпирические данные разделились на разные показатели, что свидетельствует о различии в адаптированности испытуемых.

      Для того чтобы определить взаимосвязь между смысложизненными ориентациями, самоактуализацией личности и социальной адаптированности, составим сравнительную таблицу 8 в процентном отношении количества студентов с низкими и высокими значениями:

Таблица 8     Сравнительная таблица с низким и высоким уровнем значений

Методики Количество  студентов с низким значением % с низким  значением Количество  студентов с высоким значением % с высоким  значением
СЖО 5 25% 15 25%
САТ

СПА

5

6

75%

30%

15

14

75%

70%

 

Можно показать эти распределение данных в диаграмме на рисунке 1

                                               Рисунок 1

Таким, образом, результаты проведённых методик СЖО, САТ и СПА позволяют составить довольно цельное представление о системе ценностных ориентаций и личностных смыслов, социальной адаптации членов исследуемой группы. Личности с высокими показателями – это личности, обладающие установкой на определённые цели в жизни, адекватно воспринимающие себя и окружающих. В   качестве оснований для дезадаптации личности с низкими показателями предполагают  ряд  разнообразных  обстоятельств: низкий  уровень  самоприятия,  низкий  уровень  приятия  других,   то   есть конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт,  который,  может быть,  весьма различным   по   природе,   сильную   зависимость   от   других,   то   есть экстернальность, стремление к доминированию. 
 

3.2 Результаты математической обработки данных и их качественная интерпретация 

Информация о работе Взаимосвязь смысложизненного кризиса с деформацией субъективной картины жизненного пути личности