Взаимосвязь эмоциональной тревожности и статусного положения в группе подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 02:22, курсовая работа

Описание

В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы.
Цель работы: изучить взаимосвязь эмоциональной тревожности и статусного положения ребенка в группе подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня эмоциональной тревожности подростков и их статусного положения в группе.
Объект исследования: учащиеся 8 «В» класса, средней школы № 120 города Минска, в количестве 30 человек: из них 17 мальчиков, 13 девочек, в возрасте 13 – 14 лет.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Галя готовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

  Существенное значение для точности эксперимента имеет число выборов, которыми располагают испытуемые. Выборы могут быть свободными («Назови тех одноклассников, которых ты пригласил бы к себе на день рождения») и фиксированными («назови три одноклассника, которых ты бы пригласил к себе на день рождения»).

  В обоих случаях опрашиваемого обычно просят установить последовательность своего выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок выборов имеет при анализе характера и закономерностей межличностного общения. В группах до 10 – 15 человек более целесообразно количество выборов не ограничивать, в группах же до 30 – 40 человек  лучше позволить делать 3 – 5 выборов [12, с. 202].

  Социометрическая процедура требует от экспериментатора четкого определения критериев выборов и их количества, исходя из целей и задач исследования. Результатом этого является карточка опроса. Ее содержание составляет обращение к испытуемому, объяснение смысла опроса, инструкцию по заполнению, перечень вопросов, гарантию сохранения тайны ответов, благодарность, шифр.

  Ход социометрических исследований зависеть также в значительной мере от личности экспериментатора, от его умения войти в контакте с членами группы, объяснить им смысл и важность предстоящих измерений. Вначале необходимо потратить определенное время на знакомство с группой. Этот период называется социометрической разминкой.

  Результаты ответов переносят на так называемые матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора является основой для социометрического анализа. Для удобства обработки данных каждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех этапов эксперимента фигурирует под ним. При исследовании школьного класса номера учащимся присваиваются, согласно алфавитного списка.

  Исходя из данных матрицы, можно определить величину социометрического статуса любого члена группы. Она равна сумме полученных данных членом группы выборов, деленной на число членов без одного:

       

Ri+ - положительные выборы, полученные i-членом,

Ri- - отрицательные.

 

  Индекс групповой «сплоченности», согласно социометрическим данным, определяется как отношение числа взаимных выборов к теоретически возможному для данной группы их количеству [12, с. 210].

  Результаты отношений испытуемых друг к другу при ответе по данному критерию могут быть изображены на социограмме, т. е. в виде схемы, которая более наглядна, чем матрица выбора показывает суть структуры общения данной группы. Для передачи содержания взаимодействий выбирающих друг друга членов принята следующая символика: (приложение 2). 

  Социограмма наглядно показывает картину эмоциональных тяготений внутри группы, для обнаружения которой путем наблюдений потребовалось бы длительное время.

  Упомянутые индексы выводятся исключительно на основе анализа коммуникативных связей в группе, и это не может не вызвать к ним настороженного отношения, так как количество выборов, полученное тем или иным индивидом, еще ничего не говорит о природе этих выборов – в стороне остается мотивационная сторона выбора. Конечно, каждую группу и как коммуникативную сеть, возникающую в процессе взаимодействия и общения ее членов [30, с. 26].

  Однако социометрический анализ может дать лишь самое общее описание этой коммуникативной сети. И его нельзя использовать для определения мотивов общения тех или иных выборов одних членов группы другими. Лежащая в основе социометрических исследований модель группы как эмоционально – психологического феномена не дает возможности осуществлять анализ межличностных отношений людей на основе определенных общественно определенных норм, ценностных ориентаций и оценок, сводя все к регистрации взаимодействий и взаимных эмоциональных оценок и влечений. При таком сугубо специфическом подходе целенаправленная деятельность группы и ее членов просто не принимается во внимание, не являясь объектом исследования и изучения.

  Внешняя картина внутригруппового взаимодействия может рассматривается как следствие невидимых глубинных отношений между членами группы, но социометрия не приближает нас к выяснению причин предпочтения и изоляции.

  В связи с этим возникает важная социально – психологическая задача, которая должна быть включена в социометрическое изучение – выявление мотивационного ядра выбора в межличностных отношениях, т. е. выявление мотивов, по которым личность готова осуществлять эмоциональный (а также и любой другой) контакт с одними членами группы и отвергать других.

  Благодаря введению методической процедуры выделения мотивационного ядра возникает возможность перейти от исследования поверхностного слоя общения к исследованию более глубинных его пластов. Под мотивационным ядром здесь понимается система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочитаемости, проявляемой индивидами в социометрическом исследовании. Выявление мотивационного ядра предпочительности оказывается полезным всякий раз, когда возникает вопрос: почему социометрическая картина в данной группе именно такова; почему некоторая часть группы числится в категории «лидеров», а другая – в категории «отверженных»? Содержание мотивационного ядра выбора партнера в структуре межличностных отношений может служить показателем того уровня, которого достигла данная группа как коллектив. На первых, начальных этапах развития вновь созданных групп при выборе партнера члены группы исходят из эмоционально – личностных симпатий, но затем по мере становления коллектива содержание мотивационного ядра изменяется – выборы обусловлены ориентацией не на внешние достоинства личности, а на ее моральные и деловые качества [12, с. 221].

 

 

 

 

 

 

 

 

        

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2. 2. Специфика статусного положения подростков в группе и их

  эмоциональной тревожности  

  В результате проведенного исследования, изучения уровня эмоциональной тревожности по диагностике межличностных барьеров В.В.Бойко, нами были получены следующие результаты (приложение 1).

  Методика эмоциональных барьеров является удобной в применении, простой в обработке данных и довольно информационной среди применяемых в настоящее время психологических методик для диагностики эмоциональной тревожности в межличностном общении (приложение 4).

  Уровень эмоциональной тревожности учащихся 8 «В» класса представлены в таблице 1.

                                                                                                        Таблица 1

 

Уровень эмоциональной тревожности учащихся 8 «В» класса

Высокий

Средний

Ниже среднего

Низкий

32 %

43 %

13 %

10 %

 

  Анализ полученных данных (приложение 5), говорит о том что: 32% учеников - имеют высокий уровень эмоциональной тревожности, 43% - средний, 13% - ниже среднего и 10% - имеют низкий уровень тревожности

  Что означает следующее:

                  низкий уровень – эмоции обычно не мешают общаться с партнерами.

                  уровень ниже среднего – говорит о том, что есть некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении.

                  средний уровень – свидетельство того, что эмоции «на каждый день» в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами.

                  высокий уровень – эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми, возможно человек подвержен каким – либо дезорганизующим реакциям или состояниям.

  Уровень эмоциональной тревожности девушек и юношей 8 «В» класса представлены в таблице 2.

Таблица 2

 

Уровень эмоциональной тревожности девушек и юношей 8 «В» класса

Девушки

Юноши

Высокий

Средний

Ниже среднего

Низкий

Высокий

Средний

Ниже среднего

Низкий

   23 %

   54 %

    23 %

     _

   29 %

   41 %

   12 %

   18 %


 

  Более подробная обработка результатов (приложение 5), показала, что около четверти (23%) девушек имеет высокий уровень эмоциональной тревожности, больше половины (54%) – средний уровень, также почти четверть (23%) – уровень ниже среднего и никто из девушек не имеет низкий уровень эмоциональной тревожности.

  Среди юношей показатели распределились несколько иначе: на первом месте находятся юноши со средним уровнем эмоциональной тревожности (41%); на втором – с высоким (29%); на третьем – с низким (18%); на четвертом – с уровнем  эмоциональной тревожности ниже среднего (12%).

  Таким образом, полученные в ходе нашего исследования уровня эмоциональной тревожности в группе подростков результаты показывают, что большому количеству девушек и юношей характерен средний уровень эмоциональной тревожности.

  Обработка результатов социометрического изучения детской группы осуществляем следующим образом: в заготовленных социометрических таблицах (приложение 3), фиксируются экспериментатором выборы детей. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым ребенком и находим взаимные выборы, которые подсчитываем и записываем.

  Далее результаты экспериментов оформляем графически в виде карт групповой дифференциации (приложение 8, 10). Вначале чертим четыре концентрические окружности, делим их диаметром пополам. Справа располагаем мальчиков, слева – девочек. Маль­чиков изобразим в виде треугольников, девочек в виде кружков. Размещение детей на социограмме будет соответствовать числу полученных ими выборов. Так, в централь­ной окружности будут находиться дети, получившие 5 и больше выборов – 1 группа, второй круг – 2 группа – 3-4 выборов; третий круг – 1-2 выбора; четвертый круг – ни одного выбора.

  Потом, соединив линиями выбора детей, мы увидим характер связей, особен­ности половых дифференцировок, взаимных симпатий, явления «неразделенной любви».

  Следующий этап работы – определение диагностических показателей социо­метрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:

а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.

  Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:

1 – «лидеры»: 5 и более выборов,

2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,

3 – «принебрегаемые» - 1-2 выбора,

4 – «отверженные» - 0 выборов.

  Статусная группа не является благоприятной. Исходя из этого, мы можем знать, насколько не благоприятен статус каждого ребенка в группе.  В зависимости от взаимоотношений подростков можно говорить об эмоцио­нальном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холод­ный, отчужденный.

Информация о работе Взаимосвязь эмоциональной тревожности и статусного положения в группе подростков