Взаимосвязь эмоциональной тревожности и статусного положения в группе подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 02:22, курсовая работа

Описание

В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы.
Цель работы: изучить взаимосвязь эмоциональной тревожности и статусного положения ребенка в группе подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня эмоциональной тревожности подростков и их статусного положения в группе.
Объект исследования: учащиеся 8 «В» класса, средней школы № 120 города Минска, в количестве 30 человек: из них 17 мальчиков, 13 девочек, в возрасте 13 – 14 лет.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Галя готовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

  Возникает внутренний конфликт – это столкновение позиций сознания и установок в неосознаваемой сфере психики. Так рождаются нерешительность, тревожность. Внутренний конфликт порождает у подростка тревогу и депрессию [5, с. 126].

  Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности. Подросток уже не только неуверен в себе, но и недоверчив ко всем и каждому. Для себя тревожный подросток не ожидает ничего хорошего.  Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке [20, с. 33].

  Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности мер, предпринятых для снижения, точности когнитивной оценки ситуации. Очевидно, что дети, личностную тревожность, а следовательно и заниженную самооценку, находятся в постоянном психическом напряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 3.  Проблема статусного положения подростка

  Социометрический статус – положение субъекта в системе межличностных отношений [16, с. 341].

  Подростки, стремясь повысить в школе свой статус, но не обладая для этого достаточными социально приемлемыми средствами, сплошь и рядом реализуют свои цели неадекватными способами, привнося в общение с одноклассниками нормы и «ценности» компании – зачастую имеющей характер асоциальной ассоциации, - которые, как они надеются, обеспечат им признание среди соучеников [22, с. 165].

  Потребность в приобретении и поддержке статуса – одна из важных социальных потребностей. Невозможность занять определенное положение в структуре групповых отношений или угроза утраты имеющегося статуса может вызвать состояние «аффекта неадекватности». Это явление возникает у подростков в том случае, когда высокие притязания в какой-то сфере деятельности не могут быть подкреплены реальными достижениями. При этом негативные эмоциональные реакции зачастую обращены на тех. Кто указывает ученику на его промахи, - «виноватыми» оказываются все, но не он сам. Аффект неадекватности в подобных ситуациях наблюдается у школьников всех возрастных групп, как у успевающих, так и у слабых учеников. Переживаемое ими чувство неудовлетворенности проявляется в агрессии, в отказе выполнять требования учителя, в демонстративном нарушении дисциплины.

 

1. 3. 1. Структура межличностных отношений подростков

Важным вопросом при изучении характеристики внутригрупповых взаимоотношений детей подросткового возраста, является выявление самой структуры таких отношений, их содержания.

  В подростковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные, и личностно – смысловые отношения между сверстниками.

  Функционально – ролевые отношения выступают при изучении «делового» общения и совместной деятельности, что позволяет ответить на вопросы: «в какой конкретной деятельности разворачиваются эти отношения?» и «что они отражают?». Эти отношения зафиксированы в специфичных для данной общности сферах жизнедеятельности подростков (трудовой, учебной, продуктивной, игровой) и разворачиваются в ходе усвоения подростком норм и способов действия в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого            [6, с. 65].

  Функционально - ролевое поведение в группе проявляются и в действиях, соответствующих статусу ребенка или его конкретным обязанностям: действиях, командира бригады, старосты класса и т. д. Такое поведение обнаруживается и в неформальных группах подростков [2, с. 31].

  Рассмотрение эмоционально – оценочных отношений позволяет ответить на вопросы: «соответствует ли поведение детей в группе социальным нормам?», «какие эмоции оно вызывает?», «что нравится или не нравится им в сверстниках?». Основная функция эмоционально – оценочных отношений в подростковой группе – осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские привязанности и т. д. Эмоционально – оценочные отношения являются регуляторами в ситуациях возможных конфликтов при распределении ролей в игре [18, с. 54].

  Анализ мотивационного плана совместной деятельности в подростковой группе открывает путь к изучению личностно – смысловых отношений, которые выделяются при ответе на вопрос: «ради чего, во имя кого осуществляется совместная деятельность?». Личностно – смысловые отношения – это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл. Личностно – смысловые отношения особенно ярко проявляются в тех случаях, когда ребенок во взаимоотношении с окружающими берет на себя реально роль взрослого и действует согласно ей [18, с. 58].

  Эмоционально – оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая систему их предпочтений. Относительно полную картину этих отношений дает социометрический опрос в различных его модификациях. Личностно – смысловые отношения представляют собой складывающиеся в совместной деятельности необходимые связи, которые в ней реализуются.

  Дифференциация в группах подростков подвержена определенным закономерностям. Одно из них можно назвать связь статуса ученика в группе с его успеваемостью. В то же время не столько сама по себе успеваемость определяет статус ученика в классе, сколько те личностные качества, которые характеризуют его отношение к учебе: трудолюбие, добросовестность и т. д. Популярными в учебном коллективе, как правило, являются ученики с  широким кругом интересов и серьезными духовными запросами. Эту группу школьников отличает серьезное отношение к учебной деятельности. Учащиеся, занимающие неблагоприятное положение в структуре межличностных отношений, относятся либо к слабо успевающим, либо к неуспевающим и имеют низкий статус [18, с. 64].

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 1 главе

    Из выше сказанного можно сделать следующие выводы:

    1. Переход от младшего школьного возраста к подростковому возрасту характеризуется рядом важнейших изменений происходящих в физическом, умственном и эмоциональном развитии школьника. Все более начинает проявлять себя мотивационно – потребностная сфера – сфера общения, эмоциональных контактов. Общаться его заставляет все более усложняющаяся учебная деятельность.

   2. Физическое развитие определяет не только внешние и внутренние изменения в организме подростков, но и потенциальные способности их к интеллектуальной, умственной деятельности. Отличие «паспортного» возраста и физического способствуют тому, что у детей возникает неадекватная оценка самих себя, своих возможностей.

   3. Для подростков стремление быть, как взрослый, переходит в потребность быть взрослым, быть самостоятельным. В этом возрасте становится наиболее выраженным конфликт между предметной и мотивационно – потребностной сферой деятельности ребенка. Подросток по некоторым причинам переходит к тем видам деятельности, которые требуют меньшей дисциплины и где мнение сверстников является определяющим.

    4. Ведущей деятельностью подростка является интимно – личностное общение в различных сферах деятельности. Это дает ему возможность проявить себя и самоутвердиться. Д. И. Фельдштейн рассматривая генезис развития подростка, отмечал, что в этом возрасте значительное внимание следует уделять эмоциональной сфере, так как именно оно определяет многие моменты поведения и общения подростков.

  Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социально – психологические характеристики. Развитие ролевых отношений сочетается с интенсивным формированием личностных взаимоотношений, которые с этого времени приобретают важное значение.

     5. Взаимоотношения со сверстниками становятся все более       избирательными и стабильными. Статус личности более всего связан с волевыми и интеллектуальными свойствами ученика. Высоко оцениваются сверстники, которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта остается одним из ведущих оснований межличностного выбора. Выявлено, что «предпочитаемые» и « отверженные» подростки в классе отличаются разными системами ориентаций. Как популярные, так и непопулярные подростки отличаются по уровню социального развития личности. Обостренная потребность в индивидуализации личности в сочетании с максимализмом в оценках окружающих, которые тоже стремятся обрести и продемонстрировать свою индивидуальность, может осложнять процессы группового развития. Уровень развития коллективных отношений определяет специфику процессов индивидуализации.

    6. Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. п. Нравственный выбор может сопровождаться межличностными и внутри личностными конфликтами. Из множества сфер общения подростком выделяется группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях. 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

ГЛАВА 2. Изучение взаимосвязи между эмоциональной тревожностью и статусным положением в группе подростков

  2. 1. Описание методик исследования: эмоциональных барьеров в

  межличностном общении В.В.Бойко и социометрии Д.Морено

Для исследования эмоциональных барьеров в межличностном общении мы применили диагностику эмоциональных барьеров В.В.Бойко.

  Диагностика предназначена для оценки способов отношения с людьми. В данной методике некоторые вопросы очень похожи друг на друга, но они подразумевают не идентичные друг другу понятия. Время ответа на вопросы не ограничено. Методика состоит из 25 вопросов, на которые надо ответить либо «ДА», либо «НЕТ».

  При обработке данных имеется ключ, в котором «помехи в установлении эмоциональных контактов» разделены на пять шкал:

1.                  Неумение управлять эмоциями, дозировать их – характеризуется несдержанностью, импульсивностью, уровнем волевого контроля над эмоциональным состоянием, неумением адекватно реагировать согласно ситуациям.

2.                  Неадекватное проявление эмоций – эмоции не соответствуют ситуации проявления, человек не обладает опытом в выборе того или иного эмоционального состояния.

3.                  Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций – эмоции недостаточно развиты, их выражение не достигает оптимума, выразительность достаточно слабая, даже при их адекватности, характерна скованность, сжатость.

4.                  Доминирование негативных эмоций – преобладают эмоции негативного содержания, связанные с астеническим состоянием, преобладанием дистимных фаз в настроении над гипертимными.

5.                  Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе – эмоциональная сдержанность, скованность, трудности в эмоциональных контактах, эмоциональная холодность, неумение выражать свои эмоциональные состояния.

  В интерпретации данных сумма может колебаться в пределах от 0 – до 25. Чем больше баллов, тем очевиднее эмоциональная проблема в повседневном общении. Интерпретация данных проводиться в соответствии с ключом и основными психологическими особенностями, которые определены в пяти предложенных шкалах.

  В целях использования количественных характеристик при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называемая социометрическая процедура, или социометрия (впервые предложенная в 30-х годах Д. Морено, в отечественной психологии разработанная Я.А. Коменским).

  Социометрия – это система некоторых приемов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета и власти в малых группах, при диагностики уровня деловой активности и т. д. Социометрический метод предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера, например: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?»; «Кого бы ты хотел пригласить на день рождения?» (приложение 3) и т. д. [512, с. 187].             

  Подобные вопросы называются социометрическими критериями, они охватывают различные стороны деятельности и общения личностей внутри групп. Такие критерии могут быть связаны с выполнением какой–либо задачи, с учебой, общественными нагрузками, отдыхом, совместным времяпрепровождения и т. д. Различают сильные и слабые критерии выбора. Сильные критерии касаются наиболее важных и значимых для испытуемого сторон его жизни. Слабые критерии – это круг вопросов, связанных с сиюминутными, ситуативными факторами.

В практике социометрического эксперимента используется, как правило, 5 – 7 критериев (Н.Г.Валентинова, И.П.Волков, Е.С.Кузьмин), реже 2 -3 (Е.Дженнингс, Д.Морено, Л.Фестингер).

Информация о работе Взаимосвязь эмоциональной тревожности и статусного положения в группе подростков