Эмоциональная тревожность и ее влияние на ученика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:57, доклад

Описание

“Тревожность –это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий”. Обратиться к данной теме моего доклада побудило то актуальное обстоятельство, что тревожность в школьном возрасте может стать личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения.

Работа состоит из  1 файл

доклад.doc

— 247.00 Кб (Скачать документ)


Намское улусная гимназия им. Н.С. Охлопкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональная тревожность и ее влияние на ученика

(доклад)

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: педагог - психолог

Хабытина  любовь Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Намцы 2011г 

                                                                 Введение

“Тревожность –это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся  низким порогом возникновения реакции  тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий”. Обратиться к данной теме моего доклада побудило то актуальное обстоятельство, что тревожность в школьном возрасте может стать личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто  противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко  проявляет инициативу, поведение – иногда нервного характера, могут быть с  явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация.

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей (учащихся) может вызываться разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх.

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные  формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р. ) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 
Глава I Эмоциональная тревожность, её влияние на ученика

§ 1 Тревожность, как проявление эмоциональной  сферы 
§ 2 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у школьников 
§ 3 Самооценка. Особенности развития самооценки у школьников 
Глава II Изучение проблемы влияния эмоциональной тревожности ученика

§ 1 Цель, гипотеза, задачи, предмет, объект исследования и методы исследования 
§ 2 Характеристика эмоциональной сферы учащегося. 
§ 3 Характеристика межличностных отношений учащегося 
§ 4 Проблема школьной тревожности в психологии

Выводы 
Педагогические рекомендации 
Заключение 
Литература 
Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность: Школьная тревожность - это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.

Цель:   Выявить  особенности эмоциональной тревожности  и её влияние на учащегося.

Задачи:     1. Тревожность как проявление эмоциональной  сферы.

                  2.   Рассмотреть причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у школьников.

                  3.   Изучить характеристику межличностных отношений учащегося.

Гипотеза: я  предполагаем, что в результатеисследования  будет получен такой результат:  с высоким  или с завышенным уровнем тревожности  учащихся происходит  от внутрисемейного отношения.

Предмет исследования:  
Объект исследования: детеи школьного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
Глава I Эмоциональная тревожность, её влияние на ученика. 
§ 1 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные  формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти  и д. р. ) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. 
Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: 1)интерес-волнение, 2)радость, 3)удивление, 4)горе-страдание, 5)гнев, 6)отвращение, 7) презрение, 8)страх, 9)стыд, 10)вину.[9,с.57] 
Остальные - производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение. [9, стр. 66]

"Тревожность - это склонность  индивида к переживанию тревоги,  характеризующаяся низким порогом  возникновения реакции тревоги:  один из основных параметров  индивидуальных различий". [2, стр. 68]

Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность  активной деятельности личности. У  каждого человека существует свой оптимальный  или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. [17, стр. 234] Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. [14, стр. 68 ] 

Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая "личностная тревожность"). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению. [17, стр. 234]

Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей  такого рода тревожность, обозначают как "ситуационная тревожность". Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Личности, относимые к категории  высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности  в обширном диапазоне ситуаций и  реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. [17]. 
Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

1. Высокотревожные индивиды эмоционально  острее, чем низкотревожные, реагируют  на сообщения о неудаче.

  1. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.
  2. Боязнь неудачи -- характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.
  3. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.
  4. . Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.
  5. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.
  6. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу

Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой  ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.

Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли  и чувства человека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.

            Та же когнитивная оценка ситуации  одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации. [14, стр. 415] 
            Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации. 
 
§ 2 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у школьников

            В целом, можно отметить, что,  вероятнее всего, у одних людей  существуют генетически обусловленные  предпосылки к формированию тревожности,  в то время как у других  данное психическое свойство является приобретенном в индивидуальном жизненном опыте.

Исследования А.М.Прихожан (2001) показали, что есть особые способы ее переживания, осознания, вербализации и преодоления. Среди них можно выделить следующие варианты переживания и преодоления тревожности:

1. Открытая тревожность - сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги. Она может существовать в различных формах, например:

- как острая, нерегулируемая или  слабо регулируемая тревожность,  чаще всего дезорганизующая деятельность человека;

- регулируемая и компенсируемая  тревожность, которая может использоваться  в качестве стимула для выполнения  соответствующей деятельности, что,  впрочем, возможно преимущественно  в стабильных, привычных ситуациях;

- культивируемая тревожность, связанная с поиском «вторичных выгод» от собственной тревожности, что требует определенной личностной зрелости (соответственно, эта форма тревожности появляется только в подростковом возрасте).

2. Скрытая тревожность  - в разной степени несознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения (теребление волос, расхаживание из стороны в сторону, постукивание по столу и тд.:

- неадекватное спокойствие (реакции  по принципу «У меня все  в порядке!», связанные с компенсаторно-защитной  попыткой поддержать самооценку; низкая самооценка в сознание  не допускается);

- уход из ситуации.

Таким образом, следует заметить, что  состояние тревоги или тревожность как психическое свойство находятся в конфронтации с базовыми личностными потребностями: потребностью в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. С этим связаны значительные трудности в работе с тревожными людьми: они, несмотря на выраженное стремление избавиться от тревожности, неосознанно сопротивляются попыткам помочь им сделать это. Причина такого сопротивления им самим непонятна и трактуется ими, как правило, неадекватно.

   Расшифровать механизм «замкнутого психологического круга» можно следующим образом: возникающая в процессе деятельности тревога частично снижает ее эффективность, что приводит к негативным самооценкам со стороны окружающих, которые, в свою очередь, подтверждают правомерность тревоги в подобных ситуациях. При этом, поскольку переживание тревоги является субъективным неблагоприятным состоянием, оно может не осознаваться человеком.

Учитывая обнаруженную В.А. Бакеевым (1974) прямую взаимосвязь между тревожностью и внушаемостью личности, можно предположить, что последняя приводит к усилению и укреплению «замкнутого психологического круга», констеллирующего тревожность. Анализ механизма» замкнутого психологического круга» позволяет отметить, что тревожность зачастую подкрепляется той ситуацией, в которой она однажды возникла. В последнее время экспериментальных исследованиях все чаще делается акцент не столько на отдельной черте, сколько на особенностях ситуации и взаимодействия личности с ситуацией. В частности, выделяют либо общую неспецифическую личностную тревожность, либо специфическую, характерную для определенного класса ситуаций (Ханин Ю.Л., 1980; Костина Л.М., 2002 и др.)

Согласно « Краткому психическому словарю» (1985), ситуация представляет собой  систему внешних по отношению  к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность. Она предъявляет к человеку определенные требования, реализация которых создает предпосылки к ее преобразованию или преодолению. Тревожность могут вызвать только те ситуации, которые личностно значимы для субъекта, соответствует его актуальным потребностям. При этом возникшая тревожность может как оказывать мобилизующий эффект, так и вызвать дезорганизацию поведения в рамках данной ситуации по принципу «выученной беспомощности» (Шапкин С.А.,1997).

Информация о работе Эмоциональная тревожность и ее влияние на ученика