Взаимосвязь эмоциональной тревожности и статусного положения в группе подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 02:22, курсовая работа

Описание

В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы.
Цель работы: изучить взаимосвязь эмоциональной тревожности и статусного положения ребенка в группе подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня эмоциональной тревожности подростков и их статусного положения в группе.
Объект исследования: учащиеся 8 «В» класса, средней школы № 120 города Минска, в количестве 30 человек: из них 17 мальчиков, 13 девочек, в возрасте 13 – 14 лет.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Галя готовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)


Введение

  Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, а системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоение личностью норм и ценностей общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, ее деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения в самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

  Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно – исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеет свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.

  Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действительностью. Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристике детской группы.

  Эмоционально оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая систему их предпочтений. Знания этих отношений позволяют ответить на многие вопросы, связанные с поведением подростка. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т. д.

  Актуальность данной темы определяется данными аспектами: наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития детей данного возраста, в данном случае подростки в возрасте 13 – 14 лет; необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесс становления такого вида деятельности ребенка, в этом возрасте, как эмоционально – личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него; следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивов эмоционального выбора в межличностных отношениях подростков, что в свою очередь выражается необходимостью изменений в воспитательной работе школы, в связи с появление новых воспитательных технологий. Большинство этих технологий находятся только в стадии теоретической разработки и требуют скорейшей практической апробации, в то время как различные технологии обучения довольно успешно практикуются.

  В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы.

  Цель работы: изучить взаимосвязь эмоциональной тревожности и статусного положения ребенка  в группе подростков.

  В данной работе нами решались следующие задачи:

1.                  Проанализировать литературные источники по данной проблеме.

2.                  На основе анализа источников построить схему исследования                  межличностных отношений и уровня эмоциональной тревожности подросткового возраста.

3.                  Подготовить и провести необходимые эмпирические срезы, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.

4.                  Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.

5.                  Ознакомить работников школьного учреждения с полученными результатами, а также дать необходимые рекомендации.

  Гипотеза: дети с низким статусным положением в группе будут иметь более высокую эмоциональную тревожность, чем дети, имеющие более высокий статус.

  Предмет исследования: взаимосвязь уровня эмоциональной тревожности подростков и их статусного положения в группе.

  Объект исследования: учащиеся 8 «В» класса, средней школы № 120 города Минска, в количестве 30 человек: из них 17 мальчиков, 13 девочек, в возрасте 13 – 14 лет.

  Для решения поставленных задач использовались следующие методики:

1. Для изучения уровня эмоциональной тревожности была использована диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В.Бойко.

2. Для проведения диагностики межличностных отношений в группе подростков была использована методика выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе (социометрия).

  Таким образом, данная тема является актуальной и для ее подробного изучения были использованы методики: межличностных барьеров В.В. Бойко и социометрия Д. Морено.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Эмоциональная тревожность и статусное положение в группе подростков как психологическая проблема

  1. 1. Психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст, в психологии, рассматривается с точки зрения таких позиций как: зрелость, половая зрелость, половое созревание, подросток, несовершеннолетний и юность.

  Подростковый период – определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. В западной культуре неоднозначное отношение к данному периоду жизни человека, и полного согласия по поводу сроков его начала и завершения нет. Обычно подростковый период рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого по-разному и в разное время, но, в конце концов, большинство подростков обретают зрелость

  Зрелость – это тот период жизни, когда человек полностью развит в физическом, эмоциональном, социальном, интеллектуальном и духовном отношениях. Но далеко не всегда эти стороны человеческой личности развиваются соразмерно. Физически развитой человек может отставать в эмоциональном плане. Встречаются интеллектуалы, которые не достигли полной духовной и моральной зрелости [25 ,с. 342].

  Термин половая зрелость – может использоваться в достаточно узком смысле для обозначения того возраста, когда человек физически становится способным иметь детей. А в более широком понимании половая зрелость включает в себя и период полового созревания(иначе – пубертатный), когда в течении нескольких лет в организме происходят определенные изменения (полностью развиваются первичные и вторичные половые признаки) [6, с. 87].

  Термин половое созревание – может использоваться параллельно с термином «половая зрелость» для обозначения в целом периода, когда происходит половое созревание. Таким образом, подросток обычно или приближается к этому этапу половой зрелости, или уже достиг его.

  Термин несовершеннолетний чаще всего используется в области юриспруденции: это тот, кто в глазах закона не является взрослым, таковыми считаются лица, не достигшие 18 лет. Невозможно точно установить, когда же подростки становятся взрослыми людьми в полном смысле этого слова. Многие считают, что приобщения к миру взрослых приходится ждать слишком долго [13, с. 56].

  Ф. Райс считает, что подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода значительно варьируются. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом [31, с. 349].

  Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания – и тоже в разное время у разных детей. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. Такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно настроения. Вообще в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным [7, с. 203].

  К этому следует добавить, что подросток вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю».    Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируя новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу [30, с. 21].

  Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание, и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм подростка.

  На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении, акселерация  создает более благоприятные возможности личностного развития [31, с. 358].

  Поляков А. М. отмечает очень важную особенность социального поведения подростка – это его отношения со сверстниками, которые становятся более глубокими и значимыми, нежели отношения со взрослыми. На притягательность среды сверстников влияют индивидуальные особенности подростка. Около 80% подростков входят в группы сверстников и около 20% являются одиночками. Помимо непосредственной притягательности личностного общения со сверстниками оно, согласно        И. С. Кону, выполняет и ряд других функций:

    получение информации, не сообщаемой взрослым;

    отработка навыков социального взаимодействия;

    переживание эмоционального контакта с группой, чувства солидарности, групповой принадлежности и взаимной поддержки, что позволяет сформировать чувство автономии от взрослых [19, с. 57].

  Абрамова Г. С. утверждает: «О подростках написано столько, что если бы они об этом узнали, то, думаю, страшно бы гордились вниманием к себе взрослых. Тем вниманием, которого им так часто не хватает в жизни, где их считают «невыносимыми» и «трудными», как, конечно, считают взрослые. В работе с подростками иногда ощущается собственный возраст как препятствие для эффективной помощи им, а иногда наоборот – моя собственная взрослость помогает найти нужное (важное) для подростка решение его жизненной ситуации» [1, с. 50-54].

  Таким образом, подростковый период (трудный период) сопровождается сложными физиологическими и психологическими изменениями в организме подростка, что требует от взрослого особого внимания, поддержки и терпения.

 

1.1.1. Социальная ситуация развития подростка

  Известно, что одна из существенных особенностей подросткового периода – бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Но у разных подростков эти изменения протекают по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние изменений, происходящих в организме подростка, на его психику и поведение.

  Физическое и половое развитие порождает интерес подростка к другому полу и одновременно усиливает внимание к своей внешности. Но подростки ни социально, ни психологически еще не готовы правильно решать эти проблемы (что создает для них большие трудности). И поведение подростка определяется тем, как взрослые помогают ему разрешать возникающие внутренние противоречия [24, с. 135].

   Правда, в ряде случаев взрослые имеют мало возможности для помощи подростку. Так, в подростковом возрасте особо возрастает ценность дружбы и друга, ценность коллектива сверстников. Естественно, что «обеспечить» своего ребенка другом родители просто не в состоянии. Это может и должен сделать только он сам.

  Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми товарищами, занимает среди них новое место, выполняя новые функции    [14, с. 32].

  Мухина В. С. Объясняет, что в этот период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими. Через внешние срывы и восхождения он может обрести чувства личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его.

  В современном информационном обществе стремление подростка к статусу взрослого мечта малодоступная. Подросток психологически попадает в зависимость от предметного мира как ценности человеческого бытия. Благодаря тому, что он входит в подростковое сообщества, которые представляют себя через присущие времени и возрасту знаковые системы, в состав которых попадают определенные вещи, подросток превращается в потребителя: потребление вещей становится содержанием его жизни.  Приобретая вещи в личное владение, он обретает ценность в собственных глазах и глазах сверстников. Именно через присущие подростковой культуре вещи происходит регулирование отношений внутри возрастных групп. Для подростка становится значимым обладание определенным набором вещей, чтобы поддерживать свое чувство личности [15, с. 56].

  Обухова Л.Ф. подростковый возраст обычно характеризует как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Особенности представления о себе являются основополагающими в развитии и формировании личности подростка: рисуя образ «Я», подросток как бы предопределяет собственный путь развития, «пишет сценарий» своей жизни, начинает жить и действовать, стремясь не покидать намеченной линии.

  Именно в этом возрасте интенсивно формируется и изменяется взгляд подростка на самого себя, на других людей, переосмысливаются старые и обнаруживаются новые варианты решений жизненных проблем и конфликтов. Меняется и развивается подростковая Я – концепция. Очевидно, что изменение представлений о себе может являться процессом болезненным, так как в подростковом возрасте он протекает наиболее интенсивно и динамично [31, с. 65].

Информация о работе Взаимосвязь эмоциональной тревожности и статусного положения в группе подростков