Возрастная клиническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:37, реферат

Описание

Трюизм: «Человек является биосоциальным существом» нередко заслоняет оценку раздельного вклада биологических и социальных факторов в становление различных психических феноменов, в развитии человека, в целом. Традиционная для практической медицины рекомендация «не вмешиваться в процесс созревания психики и формирования оптимального уровня здоровья», неспособность четко отграничить норму от патологии в детском и подростковом возрасте и уклониться от активного лечения («израстется») отражает существование актуальной научной проблемы, далекой от разрешения. Сферой интереса возрастной клинической психологии являются психические процессы и состояния, анализ протекания возрастных кризов, психосоматические взаимовлияния на различных этапах развития человека — от периода новорожденности до глубокой старости.

Работа состоит из  1 файл

Возрастная клиническая психология.docx

— 49.73 Кб (Скачать документ)

 
Возрастная  клиническая психология*

Социальные  и биологические  составляющие нормального  и аномального  развития человека

    Трюизм: «Человек является биосоциальным существом» нередко заслоняет оценку раздельного  вклада биологических и социальных факторов в становление различных  психических феноменов, в развитии человека, в целом. Традиционная для  практической медицины рекомендация «не  вмешиваться в процесс созревания психики и формирования оптимального уровня здоровья», неспособность четко  отграничить норму от патологии  в детском и подростковом возрасте и уклониться от активного лечения («израстется») отражает существование  актуальной научной проблемы, далекой  от разрешения. Сферой интереса возрастной клинической психологии являются психические  процессы и состояния, анализ протекания возрастных кризов, психосоматические  взаимовлияния на различных этапах развития человека — от периода  новорожденности до глубокой старости.

    Для формирования индивидуально-психологических  качеств человека значимым оказывается  как биологическая, так и социальная составляющие развития. Без соответствующего «материального обеспечения», т.е. наличия  высокоразвитой нервной системы  человеческого мозга, любые попытки, имевшие место в науке, путем  соответствующего воспитания и обучения антропоидов добиться очеловечивания оказались безуспешными. Об этом же свидетельствуют и многочисленные клинические примеры, когда наличие  врожденного или приобретенного дефекта в структурах мозга является причиной недоразвития или остановки  и регресса в развитии психики  ребенка и взрослого человека, а также появление личностных аномалий.

    То  же касается второго из этих слагаемых  — «социального». Выпадение даже самого хорошего «материала» — интактного человеческого мозга — из социума  в самом начале его развития (пример, когда маленькие дети отрываются от человеческого сообщества и оказываются  среди животных) приводит к полному  подавлению развития («очеловечивания») ребенка. Однако, конкретный ребенок  находится не в социуме вообще, а взаимодействует с конкретными  людьми, имеющими свой индивидуальный характер, определенную культуру, интеллект  и т.д., что нередко называют «социальной  микросредой». Даже такое обозначение  социальной среды для реальной оценки оказывается явно недостаточным, так  как в данном случае игнорируется сам ребенок, считается, что он остается неизменным. В процессе развития ребенка  к началу каждого возрастного  периода между ребенком и окружающей его микросредой складываются исключительные и неповторимые отношения. Эти отношения  и есть суть социальной ситуации развития ребенка. Поэтому при анализе процесса необходимо учитывать, что для каждого периода развития ребенка является характерным и новый тип отношений между ним и окружающей его социальной средой. Становление психики ребенка, его развитие возможны при адекватном вовлечении в мир социальных взаимоотношений и обучении запасам знаний, накопленных предыдущими поколениями. Обучение, по мнению Л.С. Выготского, всегда должно идти впереди развития, создавая у ребенка «ближайшую зону развития». «Ближайшая зона развития» — это разница между тем, что ребенок может делать сам и что — с помощью взрослых.

    -418-

    Развитие  и обучение неверно рассматривать  как изолированные процессы: они  едины. Обучение, следуя впереди, должно учитывать закономерности психического развития ребенка и его возможности. Поэтому для врача и клинического психолога-практика крайне важным является понимание закономерностей развития психики ребенка, т.к. оно не является простым количественным переходом  от одного возраста к другому, а всегда представляет собой определённые качественные скачки. При этом нужно анализировать, по крайней мере, два параметра: изменение  места, которое он занимает в системе  человеческих отношений, и изменение  деятельности в данных конкретных жизненных  условиях.

    Для диагностики психического развития ребенка особенно важна оценка ведущей деятельности, которая характеризуется: формированием внутри нее новых видов деятельности, характерных для следующего возрастного периода; созреванием или перестройкой частных процессов (например, воображения — в абстрактное мышление и т.д.); основными психологическими изменениями личности. Однако ведущий тип деятельности и та социальная среда, в которой растет и развивается ребенок, очень быстро начинают вступать в противоречия с новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения. Именно эти противоречия являются движущими силами развития психики. Поэтому критериями развития психики являются новообразования, которые представляют собой те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь. Сами новообразования, в свою очередь, сказываются важными проявлениями развития, когда стабильный период прерывается скачкообразными изменениями в психике ребенка в виде возрастных кризисов. Возрастные психологические кризисы — особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Для них также характерны:

    1)  размытость границ начала и конца;

    2)  резкое обострение в середине возрастного периода;

    3)  относительная трудновоспитуемость детей по сравнению с периодом стабильного развития;

    4)  негативный, разрушительный характер («пустыня отрочества», по Л.Н. Толстому).

    -419-

    Чем неполноценнее первичный материал и чем хуже учитывает социум индивидуальные особенности развития ребенка, чем  больше выражены возрастные кризисы, тем  хуже они могут отразиться на будущей  личности. Поэтому для врача и  клинического психолога важно знание периодов и основных закономерностей  развития психики в каждый из них. В настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация:

    •    период новорожденности — до 1 месяца;

    •    период младенчества — 1-12 месяцев;

    •    период раннего детства — 1 -4 года;

    •    дошкольный период — 4-7 лет;

    •    младший школьный — 7-12 лет;

    •    подростковый период — 12-16 лет;

    •    ранняя юность — 16-19 лет;

    •    поздняя юность — 19-21 год.

    •    молодость (ранняя зрелость) — 21-35 лет;

    •    зрелость — 35-60 лет;

    •    первая старость (пожилой возраст)- 60-75 лет;

    •    старость (преклонный возраст) — 75-90 лет;

    •    долгожительство — старше 90 лет.

    Каждый  из возрастных периодов имеет свои специфические параметры нормы  и аномалий, в каждом из них возможна ретардация или ускорение развития, появление черт, свойственных иным возрастным периодам, а также типичные характерологические реакции и  психосоматические взаимовлияния.

Психические особенности и  психосоматические  расстройства в период новорожденности, младенчества и раннего детства

    Рождение  ребенка резко изменяет привычную  среду обитания, характерную для  эмбриона. С первых же минут вступают в действие безусловные рефлексы, контролирующие работу основных систем организма — дыхание, кровообращение, пищеварение, обеспечивающие основные биологические потребности ребенка. Однако этого набора рефлексов было бы явно недостаточно для адаптации  к окружающему миру, если бы рядом  не было взрослого, активно взаимодействующего с ребенком. Необходимы и способности  ребенка к обучению в виде приобретения сначала простых, а затем и  более сложных условных рефлексов.

    - 420 -

    В отличие от животных, новорожденный  оказывается настолько беспомощным, что взрослый для него всегда является «психологическим центром всякой ситуации». В этот период развития ребенок оказывается  особенно чувствительным к речи взрослого  и готовности к общению. Чувство  удовлетворения ребенок проявляет  эмоциональной реакцией — мимикой, жестами, вокализацией. Положительная  эмоциональная реакция на человека, чаще мать, возникает раньше, чем  на физические объекты. Это явление  было обозначено как «комплекс оживления». К концу первого месяца в ответ на ласковое выражение лица взрослого человека у ребенка начинает появляться улыбка — первый социальный жест, психическое новообразование, знаменующее переход от периода новорожденности к периоду младенчества.

    На  третьем месяце жизни младенца «комплекс  оживления» оформляется в целостную  систему, включающую в себя дополнительно  двигательное оживление и вокализацию. На третьем этапе весь «комплекс оживления» становится уже привычной формой выражения положительных эмоций и выполняет социальную функцию общения. Сенсорная и эмоциональная психическая депривация, особенно в течение первого полугодия, даже при условии полноценного ухода за ребенком может привести к задержке его психического, а нередко и моторного развития.

    Не  все механизмы взаимодействия взрослого  с ребенком ясны, но установлено, что  их эмоциональное общение значительно  увеличивает эмпэтический потенциал  ребенка, делает его психику более  гибкой и пластической, развивает  познавательную активность. В свою очередь, смена эмоционального общения  на ситуативно-деловое с использованием речи повышает речевую активность ребенка, он постигает азы социального  взаимодействия, овладевает моторикой, познает пространство. К концу  периода младенчества появляется способность  к пониманию человеческой речи, начинают произноситься первые самостоятельные  слова. Младенец овладевает простейшими  предметными действиями. Ведущее  значение в психическом развитии ребенка приобретает удовлетворение его новых потребностей — в  общении с людьми, в новых впечатлениях.

    Младенческий  возраст заканчивается кризисом первого года жизни, обусловленным становлением ходьбы и речи. В этот период времени для младенца бывают характерными акты протеста, оппозиции, противопоставление себя другим (гипобулические реакции Кречмера). В некоторых случаях оппозиция ребенка принимает характер «истерик», аффективно-респираторных судорог, припадков.

    -421-

    Становление ходьбы знаменует собой период раннего  детства (1-3 года). Социальная среда  развития характеризуется тем, что  ребенку становится доступным окружающий его мир вещей и предметов, которые его притягивают или  отталкивают. Его действия и даже речь определяются этой наглядной ситуацией. Поведение ребенка характеризуется  единством моторных и сенсорных  функций (все, что он видит, ему необходимо потрогать руками) и недостаточной  дифферецированностью аффектов и восприятия. Ведущая деятельность ребенка этого  возраста — предметно-манипулятивная. Она касается прежде всего игры. Для ребенка нет воображаемой ситуации, нет ролей, он осваивает функции предметов и вещей; мяч он катает, автомобиль толкает, кукла или ходит, или кладется на кровать и т.д. Важным является то, что появляется понимание, что каждая вещь имеет свое имя, свое назначение. Если для младенца окружающий мир — фон, то словесное восприятие ребенка («А что это?», «Как это называется?») позволяет структурировать внешний мир. Происходит выделение фигуры из фона.

    Являясь ведущей для ребенка, предметная деятельность способствует развитию познавательных процессов. Переход от ручных операций к орудийным приводит к зарождению наглядно-действенного мышления, формируются  общие понятия. Активно развивается  речь: растет словарный запас, появляются слова-предложения, они сменяются  двухсловными предложениями. К трем годам ребенок овладевает грамматикой, почти всеми падежами и всеми  предметными отношениями.

    Предметная  деятельность приводит к изменению  и в мотивационной сфере: происходит постепенная смена аффективных  поступков контролируемыми. Отношение  ребенка к окружающим его людям  и их оценка зависят от того, как  они относятся к ребенку. Постепенно к 3 годам формируются более тонкие эмоции. Важным новообразованием этого  возраста является осознание собственного «Я», выделение себя из окружающего мира, что сопровождается стремлением к самостоятельности: «Я сам», «Я хочу» и наиболее ярко проявляется в кризисе 3 лет. Основные его проявления — негативизм, строптивость, своеволие (обесценивание, принижение ценностей, деспотизм, ревность). Степень выраженности кризиса трех лет зависит от того, насколько взрослые учитывают изменившуюся ситуацию развития. Если они продолжают ограничивать его самостоятельность, ущемляют свободу ребенка, ограничивают его инициативу, то возникает своеобразный бунт — протест, свидетельствующий о необходимости коррекции воспитательных мер со стороны взрослых.

    Из  психопатологических и психосоматических  расстройств, характерных для периода  новорожденности, младенчества и раннего  детства выделяют (В.В.Ковалев) такие  синдромы, как: синдром невропатии, синдром раннего детского аутизма, гипердинамический синдром, синдромы страха.

    При невропатии характерными становятся разнообразные астенические проявления: повышенная раздражительность и возбудимость, капризность, неустойчивость настроения, быстрая истощаемость, выраженная пугливость, нарушения сна и соматовегетативные симптомы (срыгивания, рвоты, запоры, нарушения аппетита, избирательность питания, субфебрилитет, вегетативные кризы и обмороки).

    Синдром раннего детского аутизма характеризуется  выраженной недостаточностью или полным отсутствием потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодностью  или безразличием к близким, страхом  новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненной приверженностью  к рутинному порядку, однообразному  поведению со склонностью к стереотипным движениям, расстройствами речи, иногда до полной «речевой блокады». Первым признаком  раннего детского аутизма часто  выступает отсутствие свойственного  здоровым детям «комплекса оживления», а затем нарушением способности  дифференцировать людей и неодушевленные предметы, нежеланием вступать в контакт, безэмоциональностью или паратимиями (неадекватными аффективными реакциями)в  сочетании со страхом новизны. В  раннем детстве к перечисленным  клиническим проявлениям присоединяются однообразные манипуляции с предметами вместе игр, использование нетрадиционных для игровой деятельности предметов. Типичными являются и нарушения  психомоторики в виде угловатости, несоразмерности произвольных движений, неуклюжести, отсутствии содружественных  движений, а также расстройства речи (от отсутствия до преобладания «автономной  речи» — разговора с самим  собой).

Информация о работе Возрастная клиническая психология