Возрастная клиническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:37, реферат

Описание

Трюизм: «Человек является биосоциальным существом» нередко заслоняет оценку раздельного вклада биологических и социальных факторов в становление различных психических феноменов, в развитии человека, в целом. Традиционная для практической медицины рекомендация «не вмешиваться в процесс созревания психики и формирования оптимального уровня здоровья», неспособность четко отграничить норму от патологии в детском и подростковом возрасте и уклониться от активного лечения («израстется») отражает существование актуальной научной проблемы, далекой от разрешения. Сферой интереса возрастной клинической психологии являются психические процессы и состояния, анализ протекания возрастных кризов, психосоматические взаимовлияния на различных этапах развития человека — от периода новорожденности до глубокой старости.

Работа состоит из  1 файл

Возрастная клиническая психология.docx

— 49.73 Кб (Скачать документ)

    Гипердинамический синдром проявляется, в первую очередь, двигательной расторможённостью, неусидчивостью и иными признаками гиперактивности в сочетании с нарушениями внимания (иногда он обозначается синдромом дефицита внимания). Характерными проявлениями данного синдрома являются:

    1.  Часто наблюдаемые беспокойные движения в кистях и стопах (сидя на стуле, ребенок корчится, извивается).

    2.   Невозможность спокойно сидеть на месте, когда от него это требуют.

    -423-

    3.  Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

    4.   Нетерпеливость (с трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе).

    5.   Суетливость (на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца).

    6.   При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с недостаточным пониманием или'нега-тивным поведением).

    7.   С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

    8.   Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

    9.   Не может играть тихо спокойно.

    10.  Болтливость.

    11.  Назойливость (часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например вмешивается в игры других детей).

    12.  Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращенную к нему речь.

    13.  Рассеянность (часто теряет веши необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги и т.д.).

    14. Снижение чувства опасности (часто  совершает опасные действия, не  задумываясь о последствиях, При  этом не ищет приключений или  острых ощущений (например, перебегает  улицу, не оглядываясь по сторонам).

    Синдромы  страха являются типичными для детей периода раннего детства. Они представляют собой гамму разнообразных по клинической форме феноменов. Страхи могут носить дифференцированный и недифференцированный характер, быть навязчивыми, сверхценными или бредовыми по структуре. Специфичными являются ночные страхи и страх темноты.

    К характерным для детей в период новорожденности, младенчества и раннего  детства являются такие психосоматические  расстройства, как (Д.Н. Исаев): младенческая колика, аэрофагия, срыгивания, отсутствие аппетита (анорексия), извращение аппетита, жвачка (мерицизм), недостаточная прибавка массы тела или тучность, запор (констипация), энкопрез (недержание кала).

    Младенческая  колика, или «колики  трехмесячного» проявляется приступами, сопровождающимися физической болью и эмоциональной реакцией на нее в виде громкого крика у ребенка 3-4 месяцев, возникающих, как правило, во второй половине дня и длящихся от нескольких минут до нескольких часов.

    - 424 -

    Аэрофагия характеризуется заглатыванием большого количества воздуха у жадно сосущих детей с последующим громким звуком вырывания воздуха наружу (отрыжкой).

    Срыптания в виде извержения небольших количеств пищи, поступившей во время кормления, наблюдаются в возрасте 4-18 месяцев и при психосоматическом генезе связаны с процессом чрезмерно жадного заглатывания пищи, быстрого сосания.

    Анорексия входит в структуру невропатических проявлений и характеризуется утратой влечения к пище и негативизмом при кормлении. Значимым является психогенный фактор в виде неправильного воспитания (например, отрыва от матери).

    Извращение  аппетита (симптом  Пика) обычно развивается на 2-3 году жизни и характеризуется употреблением в пищу несъедобных веществ (угля, глины, бумаги), что может быть связано с отвержением детей при неправильном типе воспитания.

    Жвачка (мерицизм) рассматривается как невропатический симптом и проявляется в виде повторного пережевывания пищу после того, как заглоченная и переваренная пища отрыгивается.

    Изменения массы тела (недостаточная  прибавка или тучность) характерны для невропатических реакций при депривации или иных психогенных факторах.

    Запор (констипация) может быть связан с эмоциональными нарушениями, проявляющимися депрессией, и нарушениями коммуникации с формированием навязчивого страха перед дефекацией в силу болезненности акта или повышенной стыдливости и застенчивости ребенка. Во втором случае констипация проявляется в новых условиях или вне дома, а затем ее проявления становятся связанными с физиологическими закономерностями.

    Энкопрез (недержание кала) в виде непроизвольного выделения кала до соответствующей обстановки обусловлен часто ретардацией формирования контроля за деятельностью анального сфинктера. Часто данный симптом обусловлен невропатическими расстройствами вслед за психогениями.

Психические особенности и  психосоматические  расстройства у детей  дошкольного и  младшего школьного  возраста

    Социальная  ситуация развития дошкольного возраста заключается в расширении предметного  мира и необходимости действия в  мире реальных вещей в силу формирования самосознания. Для ребенка этого  возраста не существует отвлеченного познания, крити-

    - 425 -

    ческого созерцания, и поэтому способ освоения окружающего мира — это действия в мире реальных предметов и вещей, но ребенок пока не владеет способами  осуществления этих действий. Это  противоречие может решиться только в одном типе деятельности, которое  носит название игры. Игра — такая  деятельность, мотив которой лежит  не в результате, а в содержании самого действия.

    Игра  для дошкольников является ведущей деятельностью и характеризуется: воображаемой игровой ситуацией; выделением знаний и смыслов, что лежит в основе формирования образно-схематического мышления; развитием активного запоминания; обобщенным характером игры; наличием ролей (такие игры, в которых разыгрываются обобщенные социальные функции (всадник, доктор, солдат и т.д.).

    В процессе игры ребенок начинает выполнять  определенную социальную роль. Принимая на себя те или иные роли, он как бы примеряет определенные социальные функции. В ролевой игре можно  сравнить свои возможности с возможностями  других детей, лучше познать себя. Взамен «Я сам» постепенно формируется  истинное самосознание.

    С развитием ребенка ролевые игры перерастают в игры с правилами. Игры с правилами стимулируют достижения определенных социально значимых целей. Формируется самооценка, уровень притязания. С другой стороны, в играх с правилами ребенок обучается ограничивать свои желания, подчиняться запретам. Он приобретает опыт руководства, но не такой, какой ему хочется, а в соответствии с определенными требованиями, нормами и запретами. В игре происходит становление нравственных основ, формируются мотивы поведения и воли ребенка.

    В игре как ведущем виде деятельности активно формируются психические  процессы: обогащаются восприятие, активная память и внимание. Ролевая  игра приводит к переходу от наглядно-действенного мышления к словесно-логическому, освоению смыслов, формированию воображения, развитию моторики.

    Игра  создает «зону ближайшего развития». Л.С. Выготский писал: «Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития...». Игровая деятельность как ведущая должна подготовить ребенка к школе, развить у дошкольников те свойства личности и психические процессы, которые необходимы для успешного обучения в начальных классах. Какие же требования предъявляются к старшему дошкольнику? Сформированность прежде всего образного мышления и наличие у него зачаточных умений — выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности (познавательная потребность).

    Интеллектуальная  готовность ребенка к школе важная, но не единственная предпосылка успешного  обучения. Важным является отношение  ребенка к школе, к учебе, к  учителям, к самому себе («социальная  позиция»). Формирование «социальной позиции» по отношению к школе требует не только осознания как источника знаний, но и ее эмоционального отношения. Ребенку необходимо научиться входить в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться.

    Особое  место в психологическом развитии старшего дошкольника занимает общение со взрослыми, которое носит преимущественно внеситуативно-личностный характер. Такое общение характеризуется усвоением ребенком особой позиции в отношении взрослого — позиции ученика, что является ценной предпосылкой для обучения в школе.

    Переход из дошкольного возраста в младший  школьный нередко сопровождается кризисом 7 лет. Для кризиса 7 лет характерны: 1) утрата детской непосредственности; 2) манерничанье, капризы, в поведении  — нарочитость, нелепость, вертлявость, паясничание, клоунада, ребенок строит из себя шута; 3) начало дифференциации внутренней и внешней стороны  личности ребенка; 4) объектом анализа  становятся субъективные переживания: «Я радуюсь», «Я огорчаюсь»; 5) формирование аффективного обобщения, логика чувств.

    К возрасту 6-7 лет одной из основ  изменения психологической деятельности ребенка, его личностных особенностей является формирование новой деятельности — учебной, которая становится ведущей. Сущность учебной деятельности заключается в усвоении научных знаний через обогащение и перестройку личности ребенка, что проявляется в изменениях уровня знаний, навыков, умений, в умственных операциях и в особенностях личности. Однако переход из дошкольного в младший школьный возраст происходит не автоматически, а путем перевода игровой деятельности в учебную через . правильное сочетание реально действующих и понимаемых мотивов.

    Развитие  личности младшего школьника может  нарушаться вследствие двух причин: 1) неправильного понимания иерархии потребностей в результате недостатков  воспитания и обучения; 2) недостаточного развития функциональных систем мозга, обеспечивающих учебную деятельность. В свою очередь, учебная деятельность связана с формированием самооценки личности. Для детей получае-

    -427-

    мые отметки важны не только как способ оценивания их знаний, но и одновременно как оценка их личности, их возможностей и места среди других. Поэтому  у отличников формируется завышенная самооценка, у плохо успевающих —  заниженная. Коррекция самооценки — важный момент, который требует сравнивания ребенка только с самим собой. Важным является использование поощрения. Похвала важна в присутствии других, порицание — наедине. Как похвала, так и порицание должны касаться не глобально человека, а отдельных сторон его личности или отдельных операций; учебная деятельность приводит к изменению и психических процессов, среди которых наиболее важным является развитие высших чувств — чувства товарищества, долга, ответственности, коллективизма; интеллектуальных чувств — любознательности, удивления, сомнения, удовольствия от удачного решения задачи. Успех в учении — единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей.

    Из  типичных для ребенка дошкольного  и младшего школьного возраста психопатологических  синдромов можно назвать синдром ухода и бродяжничества, синдромы патологического фантазирования.

    Синдром ухода и бродяжничества характеризуется повторяющимися уходами ребенка из дома или из школы, поездками в другие районы города или иные населенные пункты, стремлением бродяжничать и путешествовать. Нередко от обусловлен микросоциальной средой и реакцией ребенка на психотравмирующую ситуацию в семье или в школе.

    Синдромы  патологического  фантазирования включают живость воображения, склонность к смешиванию вымысла, фантазии и реальности. Часто первым признаком синдрома патологического фантазирования выступает своеобразие игровой деятельности ребенка, во время которой он на длительный период способен «перевоплотиться» в животное, выдуманный образ или неодушевленный предмет. Возможны различные пути формирования данного синдрома — от психогенно-личностного, связанного с формированием и преобладанием шизоидного или истерического радикала в характере ребенка, до эндогенного (шизофренического), обусловленного нарушениями коммуникативных способностей.

    Из  психосоматических расстройств, главенствующую роль играют цефалгии (головные боли) и боли в животе, лихорадки неясного генеза, психогенная рвота, запоры или поносы (диарея) и энкопрез.

    -428-

    Психологическне особенности и  психосоматические  расстройства у подростков

    В настоящее время к подросткам принято относить детей 12-15 лет, причем период 11-12 лет определяется как  препубертатный период, а 13-15 лет —  как пубертатный.

    Подростковый  возраст как переходный от детства  к зрелости всегда считался критическим, однако кризис этого возраста (пубертатный) значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он является самым острым и длительным. Связано это с сочетанным воздействием на подростка целого ряда соматических, психологических и социальных факторов.

    В основе бурных и подчас болезненно переживаемых соматических изменений  организма подростка лежит интенсивная  перестройка эндокринной системы, заканчивающаяся достижением половой  зрелости. Помимо формирования вторичных  половых признаков у подростков отмечается изменение взаимоотношений  частей тела; туловище — еще детское  при быстром развитии конечностей. Движения при этом становятся угловатыми и неуклюжими. Часто за бурным ростом тела (резкое увеличение мышечной массы  и роста) не успевают внутренние органы, что приводит к развитию целого ряда функциональных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы.

Информация о работе Возрастная клиническая психология