Возраст как психологическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 12:34, курсовая работа

Описание

В данной работе ставится задача отразить уникальность каждого возрастного момента, рассматриваются противоречия на каждом возрастном этапе, уделяется внимание онтогенетическому развитию человека Центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанных с характеристикой самого процесса развития, обусловленного предпосылками и условиями развития, а также внутренней позиции самой личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...................4
1. Понятие развития ................................................................................................................5
1.1. История развития представлений о «развитии»...................................................5
1.2. Категории психологии развития............................................................................7
2. Возраст и возрастные категории.......................................................................................10
2.1. Категория возраста ...............................................................................................10
2.2. Системы отсчета для анализа возрастных категорий .......................................11
2.3. Возраст как форма развития.......................... .................. ..................................16
3. Периодизация развития. ...................................................................................................18
3.1. Протяженность развития во времени .................................................................18
3.2. Проблема периодизации развития человека.......................................................19
3.3. Основные положения периодизации психического развития в отечественной психологии ............................................................................................................................21
4. Интегральная периодизация развития субъективной реальности……………………25
4.1. Понятие субъективной реальности....... .............................................................25
4.2. Образы субъективной реальности в психологии ..............................................26
4.3. Закономерности развития субъективности в онтогенезе………......................30
Заключение ……………………………………………………………………………….…34
Глоссарий …………………………………………………………………………………...36
Список использованных источников………...............................................................….…38
Приложение А «Интегральная периодизация развития субъективной реальности по В.И. Слободчикову»…………………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Основные данные о работе.doc

— 465.96 Кб (Скачать документ)

     Другим основанием правомерности представления человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности, универсальности является религиозное, философское, психологическое учение о трехсоставной сути человека - телесной, душевной, духовной. При этом телесное бытие человека есть его характеристика как индивида. Душевная или собственно психологическая реальность соотносима с описанием человека как субъекта. Духовная суть человека раскрывается через  
 
 
 
 
 

       4.3. Закономерности развития субъективности в онтогенезе 

     Объект развития. Изучив природу субъективной реальности, необходимо ответить на вопросы: каковы источники субъективности как особой реальности, каковы механизмы становления и развития субъективности в пределах индивидуальной жизни? В.И.Слободчиков (Приложение А) отмечает, что источником (объектом) развития не может быть взята сама субъективность или индивид, обладающий субъективностью. Это означало бы признание изначальной врожденности человеку этой реальности и предопределенности ее развития; такое понимание характерно для натурализма.

Объектом (источником, ситуацией) развития субъективной реальности в онтогенезе является событийная общность, как особое пространство, где происходит рождение и развитие субъективности человека. Если человек не попадает в определенную общность или выпадает из нее, то у него не складывается или оказывается травмированным какой-то орган, связующий его с миром людей, с культурой, а потому не складываются и соответствующие способности, развитие которых по сути и обеспечивается через данный канал.

     Условия и предпосылки развития. Родившийся человек должен сразу, с первого шага реализовать свой человеческий способ жизни, но специальных, готовых средств такой реализации у него изначально нет. Таково бытийное противоречие человеческой жизни. Данное противоречие человек вынужден решать каждый раз практически, подтверждая и утверждая собой саму возможность быть человеком.

     Субъективная реальность не предсуществует в теле человека, не пробуждается в нем и не дозревает. Но субъективность и не усваивается в готовом виде извне. Теории развития как теории усвоения (интериоризации) общественно-исторического опыта низводят природные качества человека до простого безразличия, до почвы, на которой, создав соответствующие условия, можно «вырастить» любое, самое экзотическое свойство. В то же время разного рода теории созревания и природной обусловленности делают ничтожной саму возможность человека быть самодействующим, самосознающим, саморазвивающимся существом.

     Для становления человеческой субъективности природное и общественное, социальное и биологическое есть прежде всего предпосылки («материал»), из которых живущий человек строит принципиально другое - нечто третье, способствующее освоению (превращению в свое) и противостоящих ему (а не внутри находящейся) его собственной природности и его же собственной социальности.

     Движущие силы развития субъективной реальности. Ответив на вопрос: что развивается, В.И.Слободчиков10 говорит о необходимости описать сам процесс, динамику развития, т.е. показать, как развивается субъективность. Реализация принципа развития предполагает указание на исходное противоречие развития. С самой общей точки зрения исходное (основное) противоречие составляют процессы обособления- отождествления. Обособление - это отделение (физическое, психологическое, социальное и т.п.) ребенка от взрослого. Отождествление - это связывание, единение ребенка и взрослого (людей друг с другом). В психологической литературе процессы обособления-отождествления чаще обозначаются терминами индивидуализация - социализация.

     При этом индивидуализация определяется как процесс оформления уникального и неповторимого Я, приобретения индивидом все большей самостоятельности, относительной автономности. Социализация трактуется как врастание индивида в мир человеческой культуры и общественных ценностей. Д.И.Фельдштейн отмечает, что процессы индивидуализации - социализации «есть моменты единого процесса социального развития… необходимо предполагают друг друга. Индивидуализация есть неизбежный результат (оборотная сторона) процессов социализации, и, наоборот, дальнейшее развитие индивидуализации возможно лишь через социализацию, лишь на ее основе, только социализация дает «материал», из которого могут строиться индивидуальные «формы поведения». В.И. Слободчиков отмечает, что процессы «индивидуализации - социализации» могут быть фиксированы только во взаимоотношениях противостоящих друг другу индивида и социальной группы; в то время, как процессы «обособления - отождествления» разворачиваются между людьми, в событийной общности. И в этом - принципиальное различие этих процессов.

     Механизмы развития субъективности. Одним из конкретных механизмов развития является подражание (включая сюда различные формы импритинга, идентификации, телесного уподобления и бессознательной имитации). Важно учитывать, что подражание - в соответствии с известной мыслью Н.А.Бернштейна - это «повторение без повторения», встречное поведение (улыбка на улыбку, голос на голос, жест на жест и т.д.), поведение одного для другого, причем взаимно: ребенка для взрослого и взрослого для ребенка. Так, взаимоподражанием они оказываются в со-бытии, в совместной жизнедеятельности. Соответственно и подражание в этом случае не есть формальное копирование, а проигрывание и представление в материальных актах (эхопраксия и эхолалия) и в актах действенного символизма (мимика и пантомимика) определенных способов их взаимного обращения друг к другу; сами же эти способы становятся своеобразным языком события, обеспечивающим их взаимопонимание.

     Подражание всегда удваивает любую жизненную форму, делает не тем же, но таким же, так как реализует удваемую форму на другом материале (в другой телесности). Эти формы не конгруэнтны (при наложении не совпадают), но изоморфны (обнаруживают тождество структур). За счет удвоения подражание обеспечивает связь, единство участников события во вполне определенном и общем для них содержании. Это сдвоенное содержание и есть то, что обычно обозначают как интериндивидуальное. В реальном общении взрослого и ребенка судьба подражательных форм может сложиться различно: некоторые из них ценностно поддерживаются взрослым, становясь ритуализированными системами действий (типа аккуратности, чистоплотности, этикетного поведения и т.п.); другие, не получив соответствующей поддержки, могут либо отмереть, либо приобрести неосознаваемый характер привычек, защитных действий.

     Становление же интраиндивидуального возможно лишь в случае раздвоения события, превращения одной из форм поведения в некоторую вполне определенную способность, принадлежащую уже кому-то одному, реализующую новое отношение к новому единтству. В таком случае должен существовать особый механизм (для подражания это невозможно, так как оно направлено на связывание); искомым механизмом может быть только рефлексия, которая по самому своему существу всегда есть разрыв, раздвоение и выход за пределы любого непосредственного автоматически текущего процесса или состояния.

     Именно рефлексия есть то, что обеспечивает выход из полной поглощенности  непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее, для суждения о ней. Таким образом, сопряженная работа двух механизмов приводит к тому, что результаты подражания - как способа внешнего отношения к жизнедеятельности в целом (к событию) - рефлексией превращаются в отношения внутри индивидуальной жизни.

     Интегральная периодизация развития субъективной реальности по В.И. Слободчикову.

     
 
 
Период становления со-бытийности Период становления самобытности
Кризисы рождения Стадия принятия Кризисы развития Стадия освоения
Оживление Родовой кризис -

2мес. - +3 нед.

Новорожденность

3 нед. - 3,5 мес.

Кризис

новорожденности

3,5 - 7 мес.

Младенчество 6

- 12 мес.

Одушевление Кризис

младенчества 11

- 18 мес.

Раннее детство 1,5

- 3,0 года

Кризис раннего

детства 2,5 - 3,5

года

Дошкольное

детство 3 - 6,5

лет

Персонализация Кризис детства

5,5 - 7,5 лет

Отрочество 6,5 -

11,5 лет

Кризис

отрочества 11 -

14 лет

Юность 13 - 18

лет

Индивидуализация Кризис юности

17 - 21 год

Молодость 19 - 28

лет

Кризис

молодости 27 - 33

года

Взрослость 32 -

42 года

Универсализация Кризис

Взрослости 39 -

45 лет

Кризис

индивидуальной

жизни

Зрелость 44 - 60

лет

Кризис зрелости

55 -65 лет

Старость 62 - …
 
 
 

 

     Заключение

     Возраст и возрастные особенности как ступени развития выступают на этой основе как проявление, как момент различных фаз жизни человека. "Онтогенез" человека - это жизненный путь личности, процесс индивидуального развития.   В онтогенезе эти переходы выражаются в чередующихся сменах фаз: фаз преимущественно развития предметной (практической и познавательной) деятельности - фазами развития взаимоотношений с людьми, с обществом. Но такие же переходы характеризуют движение мотивов внутри каждой фазы. В результате и возникают те иерархические связи мотивов, которые образуют "узлы" личности.

У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Разные дети и развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуально различные ступени развития. Каждая ступень развития конкретного индивида включает в единстве и взаимопроникновении и единичные, и особенные, и общие черты. Поэтому при всей индивидуализированное пути развития каждого человека, конечно, существуют и общие закономерности, знание которых необходимо для понимания индивидуального психического развития ребенка. Но общие возрастные особенности не обозначают ни возрастных стандартов, ни возрастных лимитов. Возраст не определяет стандарты психического развития. Возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных, в единстве с ними. При этом, во-первых, чем ребенок старше и, во-вторых, чем процессы сложней, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значительнее индивидуальные различия. Ситуация развития человеческого индивида обнаруживает свои особенности уже на самых первых этапах. Главная из них - это опосредствованный характер связей ребенка с окружающим миром. Изначально прямые биологические связи ребенок - мать очень скоро опосредствуются предметами: мать кормит ребенка из чашки, надевает на него одежду и, занимая его, манипулирует игрушкой. Вместе с тем связи ребенка с вещами опосредствуются окружающими людьми: мать приближает ребенка к привлекающей его вещи, подносит ее к нему или, может быть, отнимает у него. Словом, деятельность ребенка все более выступает как реализующая его связи с человеком через вещи, а связи с вещами - через человека.

     Изучая процесс индивидуального развития человека, его становление и выделяя в нем различные этапы - младенца, преддошкольника, дошкольника, школьника младших, средних классов, подростка, старшеклассника или юношу, нельзя забывать, что это все звенья единой цепи, единого процесса становления человека. Подросток, например, - это ребенок, становящийся взрослым. Каждый период в развитии подрастающего человека - это и ступень, и переход от одной ступени к другой. Возрастные характеристики заключаются для нас поэтому не в статических срезах, а в стержневых, узловых изменениях, характерных для данного периода. Конкретно онтогенетическое развитие каждого человека совершается по мере того, как он проходит свой индивидуальный жизненный путь, и является формированием, развитием его индивидуальности. По мере этого развития человек, овладевая в процессе обучения и воспитания содержанием культуры и затем изменяя в своей трудовой деятельности действительность, изменяется сам; но в изменении, поскольку оно является развитием данной личности, сохраняется и определенная преемственность. В силу этого в самом процессе изменения, усложнения, преобразования различных его черт уже с ранних сравнительно лет часто с такой отчетливостью выступает характерный для данного человека облик, который у цельных натур с ярко выраженной индивидуальностью сохраняется в наиболее общих своих чертах на протяжении всей сознательной жизни.

     В итоге развития в жизнь вступает и в жизни дальше формируется личность - субъект практической и теоретической деятельности. Вся жизнь человека определяется в раннем детстве и сводится к изживанию детских конфликтов.

 

     

Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1 Возрастная психология это область психологии, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах. Делится на подразделы: детская, подростковая психология, психология юности, взрослости, старости (геронтопсихология). 
     
 2 Предметом возрастной психологии является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая разносторонние содержательные психологические особенности детей разного возраста.      
3 Объект исследований закономерности развития и формирования личности.      
4 Предмет возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности.      
5 Развитие есть высший уровень изменения, динамики, движения вообще. Высший этап всей известной науке эволюции Вселенной составляет история человечества. 
     
6 Научение это обобщенная категория, обозначающая множество процессов, ведущих к изменениям поведения.
7 Первая система отсчета индивидуальное развитие, описываемое в таких понятиях, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография»; его составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производные (возрастные свойства»).      
8 Хронологический возраст это возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни. Хронологический возраст каждого человека есть личный факт его жизни.      
9 Вторая система отсчета - возрастная стратификация общества, описываемая в таких терминах как «социально-возрастные процессы», 

описываемая в таких терминах как «социально-возрастные процессы»,

«социально-возрастная структура», «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколение», «когортные различия» и т.д.

     
10 Возрастная стратификация - такое же универсальное явление, как жизненный путь. Каждое общество разделяется на какие-то слои (страты) соответственно возрасту своих членов, а развитие общества может быть представлено как процесс последовательной смены и преемственности этих

слоев-поколений (когорт).

     
11 
 
     
Третья система отсчета - возрастной символизм, т.е. представления о возрастных процессах в культуре, то, как их воспринимают и символизируют представители разных социально- экономических и этнических общностей и групп («возрастные обряды», «возрастные стереотипы» и т.п.).
12 кризис это такой момент развития, такой переход от стадии к стадии, от этапа к этапу, который требует обязательного разрушения, преодоления старой системы (отношений, действий, связей).      
13 Критические периоды это вехи на пути взросления, их анализ немыслим вне общей логики развития.      
14 Обособление это отделение (физическое, психологическое, социальное и т.п.) ребенка от взрослого.      
15 Отождествление Отождествление - это связывание, единение ребенка и взрослого (людей друг с другом). В психологической литературе процессы обособления-отождествления чаще обозначаются терминами индивидуализация - социализация.      

Информация о работе Возраст как психологическая категория