Возраст как психологическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 12:34, курсовая работа

Описание

В данной работе ставится задача отразить уникальность каждого возрастного момента, рассматриваются противоречия на каждом возрастном этапе, уделяется внимание онтогенетическому развитию человека Центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанных с характеристикой самого процесса развития, обусловленного предпосылками и условиями развития, а также внутренней позиции самой личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...................4
1. Понятие развития ................................................................................................................5
1.1. История развития представлений о «развитии»...................................................5
1.2. Категории психологии развития............................................................................7
2. Возраст и возрастные категории.......................................................................................10
2.1. Категория возраста ...............................................................................................10
2.2. Системы отсчета для анализа возрастных категорий .......................................11
2.3. Возраст как форма развития.......................... .................. ..................................16
3. Периодизация развития. ...................................................................................................18
3.1. Протяженность развития во времени .................................................................18
3.2. Проблема периодизации развития человека.......................................................19
3.3. Основные положения периодизации психического развития в отечественной психологии ............................................................................................................................21
4. Интегральная периодизация развития субъективной реальности……………………25
4.1. Понятие субъективной реальности....... .............................................................25
4.2. Образы субъективной реальности в психологии ..............................................26
4.3. Закономерности развития субъективности в онтогенезе………......................30
Заключение ……………………………………………………………………………….…34
Глоссарий …………………………………………………………………………………...36
Список использованных источников………...............................................................….…38
Приложение А «Интегральная периодизация развития субъективной реальности по В.И. Слободчикову»…………………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Основные данные о работе.doc

— 465.96 Кб (Скачать документ)

     Основные данные о работе

     
Версия шаблона 1.1
Филиал Ачинский
Вид работы Курсовая работа
Название дисциплины Психология развития и возрастная психология
Тема Проблемы развития в возрастной психологии
Фамилия студента Шестакова
Имя студента Марина
Отчество студента Геннадьевна
№ контракта 14300080701051

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...................4

1. Понятие развития ................................................................................................................5

     1.1. История развития представлений о «развитии»...................................................5

     1.2. Категории психологии развития............................................................................7

2. Возраст и возрастные категории.......................................................................................10

     2.1. Категория возраста ...............................................................................................10

     2.2. Системы отсчета для анализа возрастных категорий .......................................11

     2.3. Возраст как форма развития.......................... .................. ..................................16

3. Периодизация развития. ...................................................................................................18

     3.1. Протяженность развития во времени .................................................................18

     3.2. Проблема периодизации развития человека.......................................................19

     3.3. Основные положения периодизации психического развития в отечественной психологии ............................................................................................................................21

4. Интегральная периодизация развития субъективной реальности……………………25

     4.1. Понятие субъективной реальности....... .............................................................25

     4.2. Образы субъективной реальности в психологии ..............................................26

     4.3. Закономерности развития субъективности в онтогенезе………......................30

Заключение ……………………………………………………………………………….…34

Глоссарий …………………………………………………………………………………...36

Список использованных источников………...............................................................….…38

Приложение А «Интегральная периодизация развития субъективной реальности по В.И. Слободчикову»…………………………………………………………………………... 
 
 
 

      Введение  

    Из курса общей психологии известно, что по мере усложнения человеческой

деятельности и накопления научных данных в структуре психологической науки,

как и других наук, идет непрерывный процесс изменений, обусловленный

различными, и, прежде всего социальными факторами.

         Эти изменения выражаются, с одной стороны, в дифференциации ее отдельных отраслей и направлений, с другой - в интеграции различных отраслей и направлений исследований как внутри данной науки, так и на стыке ее с другими, смежными науками.

         Возрастная психология, как более или менее обособленная отрасль

психологической науки, возникшая в конце XIX века, направлена на выявление

возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в

течение жизни.

Мера дробления возрастных периодов и их сравнительных характеристик последовательно возрастала.

      Возрастная психология - это область психологии, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах. Делится на подразделы: детская, подростковая психология, психология юности, взрослости, старости (геронтопсихология).

     Каждый раздел изучает динамику психической жизни человека в рамках данного возраста, т.е. онтогенез.

     Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти периоды охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей старшего возраста. 

     Предметом возрастной психологии является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая разносторонние содержательные психологические особенности детей разного возраста.

     Объект исследований - закономерности развития и формирования личности.

     Предмет - возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности.

     В данной работе ставится задача отразить уникальность каждого возрастного момента, рассматриваются противоречия на каждом возрастном этапе, уделяется внимание онтогенетическому развитию человека Центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанных с характеристикой самого процесса развития, обусловленного предпосылками и условиями развития, а также внутренней позиции самой личности.

     Работа является результатом аналитической переработки литературы по проблемам методологических основ возрастной психологии.

     Что позволило получить знание основных закономерностей и особенностей развития детей, умение применения важнейших методов исследования, понимание важнейших категорий развития в концептуальном аппарате возрастной психологии.

     В работе рассматриваются проблемы возрастной психологии в отечественной психологии. А именно, подходы к проблемам возрастной психологии С.Л. Рубинштейна.

     В работе также рассматриваются идеи и исследования Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, В. В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Л.А. Венгера. А также материалы, содержащиеся в трудах известных представителей зарубежной психологии: В. Штерна, К. Бюлера, Ж. Пиаже, К. Коффки, Э. Клапереда, 3. Фрейда, А. Баллона, Р. Заззо, Э. Эриксона, Дж. Брунера 1.  

     1.Понятие развития. 

         1.1. История развития представлений о «развитии» 

     В настоящее время понятие «развитие» стало неотъемлемой частью нашего взгляда на мир и жизнь. Мы говорим о развитии жизни, природных царств; развиваются культуры, страны, языки, формы сознания и мышления. Мы говорим о развитии ребенка и развитии человека вообще. В  менеджменте (наука об управлении) сегодня говорят о развитии организаций и социальных структур. Короче, понятие развития является одним из ключевых в современной культуре. Тем не менее, удивительно, что этому понятию всего-навсего чуть больше 200 лет. Иными словами, «развитие» довольно новая категория, которая до сих пор не обрела своего места в системе других категорий и не имеет строго определенного содержания, для нее характерна размытая множественность интерпретаций.

     Само слово «развитие» существует со времен древнего Рима; там оно означало развертывание свитка (книги) при чтении. Все, что уже написано в книге, разворачивается затем в сознании читающего. В подобном же смысле употреблял это слово М.Цицерон, говоря о «развитии мысли»: то, что было свернуто в сознании говорящего, теперь разворачивается перед слушающей аудиторией. В таком толковании (развитие как развертывание того, что уже есть) это понятие просуществовало вплоть до 18 века и вошло в самые разные системы знаний.

Эволюция или развитие тогда понималось буквально - как рост, как простое увеличение в размере уже существующего. Любые системы рационального знания 16-18 вв. базировались на постулате, что однажды возникший (созданный) мир продолжает оставаться неизменным и задача науки открыть и познать те законы, по которым он уже устроен в своем исходном Замысле. Даже в богословии сложилось и до сих пор существует учение, согласно которому человек уже от рождения предопределен либо к спасению, либо к гибели, в направлении которых он и «развивается».

     В 18 столетии идея развития претерпевает существенное обогащение. Одним из первых, кто совершает переход к новому пониманию развития, является Г.Лейбниц. Оставаясь во многом на преформистских позициях (о постепенном развитии всего из вечно существующих зародышей), он вводит понятийное различие между двумя моментами, которые задают процессуальность развития. Первое - это единообразность (самотождественность), которая в соответствии с природой вещи сохраняется во внутреннем ее существе, второе - изменение, которое обнаруживает себя во внешних проявлениях; противоречие между первым и вторым оказывается важнейшим механизмом развития изначально данного к постепенному, плавному появлению нового.

     В расширенной форме идея процессуальной изменчивости развития обсуждается у И.Гердера. В своей философии истории он распространяет идею развития на природу и общество. По И.Гердеру, природа находится в постоянном, непрерывном развитии от низших форм к высшим. Жизнь зародилась в воде; существовали различные соединения воды, воздуха, света прежде, чем появились первые растения. Множество растений возникло и погибло прежде, чем появился живой организм, и т.д. И.Гердер рисует картину мира как единого, непрерывно развивающегося целого, закономерно проходящего вполне определенные необходимые ступени. От организации простой материи это развитие направляется через появление растений и животных к человеку, наделенному рассудком и разумом; вершиной этого развития является «Мировая душа».

     Ряд ключевых представлений о феномене развития человека связан с именем И.Гете, который в годы своей юности познакомился с особым родом литературы - пиетическими автобиографиями, которые стремились побудить человека отдать себе отчет о ходе своей жизни. Замечательна мысль И.Гете о том, что развитие в природе можно обнаружить лишь тогда, когда оно будет открыто в самом человеке. Человек, не развивающийся сам, не может постичь идею развития. И.Гете вводит представление о метаморфозе (кардинальном преобразовании) в развитии органического мира, но также о восхождении в развитии. Последнее - одно из ключевых представлений в научных трудах И.Гете; оно означает переход, скачок системы на более высокий уровень организации.

     Фундаментальная разработка категории развития как особого принципа, всеобщего способа бытия универсума была осуществлена в классической немецкой философии и особенно - в философской системе Г.Гегеля, заложившего основы диалектической (генетической) логики как логики становления, развития и преобразования любой органической целостности. Собственно, сущностной характеристикой любой органической системы как раз и является ее способность к развитию при сохранении своей самотождественности на всех ступенях преобразования.

     Благодаря укоренению в духовной жизни Европы понятия «развитие», образ мира, бывший столетиями статическим, пришел в движение. В сознании философов и ученых возник живой интерес к тому, как нечто развивалось, какие ступени и через какие формы оно прошло в течение определенного времени, в каком направлении разворачивался процесс развития и в каком может (должен) развернуться в будущем. В это осмысление под знаком развития втягивались все новые и новые предметные содержания. Земля, растения, животные, человек, народы, культура, сама наука - все имеет за собой длительное развитие.

Информация о работе Возраст как психологическая категория