Влияние темперамента на межличностные отношения в студенческой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 07:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в изучении свойств темперамента, особенностей межличностных отношений студентов.
Объектом исследования является процесс межличностных отношений в студенческой группе Мен-31
Предметом исследования является взаимосвязь межличностных отношений и свойств темперамента.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….4
Часть 1. Психолого-педагогические основы развития межличностных отношений студентов……………………………………………………………6
1.1 Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………………...……6
1.2 Психологическое содержание и характеристика темперамента……….....12
1.3 Психологические особенности студенческого возраста………………….19
1.4 Выводы……………………………………………………………………….25
Часть 2. Исследование межличностных отношений в студенческой группе МЕН-31 Хабаровского промышленно-экономического техникума………………………………………………………………..……....27
2.1 Методы психологического исследования межличностных отношений в студенческой группе………………………………………………………….....27
2.2 Исследование свойств темперамента студентов…………………………. 37
2.3 Методические рекомендации по коррекции межличностных отношений студентов группы………………………………………………………………..42
2.4 Выводы……………………………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы……………………………………………………………50
Приложение…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 143.76 Кб (Скачать документ)

Упражнение «Телефон доверия»

Инструкция: «Вообразите себе, что набираете номер «телефона доверия». О чем бы вы хотели спросить дежурного специалиста?» Ответом может быть коллективное обсуждение, или персональное высказывание, но обязательно в рамках роли специалиста, который отвечает на вопрос клиента.

 

Занятие 2.

Упражнение «Интервью»

Один из участников садится в  центре круга. Группа может задать ему  пять вопросов, но строго придерживаясь  рамок определенной социальной роли того, кто сидит в центре, например, вопроса к педагогу, студенту, члену  парламента и т.п.. Потом следующий участник садится в центре. Ему также ставят пять вопросов, но обязательно с учетом того, в какой социальной роли он выступает.

Упражнение «Эмпатия»

Один из членов группы выходит из комнаты. Те, которые осталось, характеризуют  его, называя черты, свойства, привычки, то есть высказывают свою мысль, причем только положительную. Кто-то из группы ведет «протокол», записывая автора и содержание высказывания.

Через некоторое время приглашается участник, который вышел из комнаты  и ему зачитывается все сказанное, не называя автора. Главная задача его — определить, кто мог бы о нем такое сказать.

Потом «секретарь» зачитывает, все  высказывания, но уже с указанием  авторов.

Игра считается одним из наиболее эффективных методов модификации  личности.

В процессе межличностного взаимодействия наше поведение во многом определяется нашим видением собственной роли, ролями окружающих людей и нашим  восприятием этих ролей. Поэтому, когда  мы в тренинге касаемся вопросов межличностного поведения, ролевая игра служит демонстративной  и обучающей техникой.

Организационная игра «Адские башни»

Необходимое время: Около часа.

Цель: Это упражнение на построение команды, в котором делается попытка показать конфликт, возникший из-за коммуникационных барьеров между участниками. Такие барьеры возникают в связи с тем, что люди, расценивая свое восприятие мира как единственно верное, зачастую отказываются принимать иные точки зрения. В «Адских башнях» эта концепция взята на вооружение и используется для побуждения игроков задуматься о факторах, как способствующих, так и препятствующих построению единой команды.

Размер группы

Инструкции, представленные ниже, рассчитаны на группу хотя бы из 12 человек (то есть две команды по 6 человек в каждой). Если по каким-то причинам вы захотите иметь команды большей или  меньшей численности, вы можете изменить количество карточек с инструкциями. При наличии достаточного места  играть может любое количество человек.

Этапы работы:

Разбейте группу на команды по 6 человек.

Дайте каждой команде побольше деталей из «Лего» или какого-нибудь другого похожего конструктора. Объясните, что им будет нужно построить башню. Всем участникам каждой из команд вручите карточку, на которой будут записаны данные, касающиеся какой-то одной части задания. Подчеркните, что этой информацией ни с кем нельзя делиться.

Объявите, что игра будет проходить  в полном молчании, и разрешите  игрокам приступить к делу.

Инструкции для карточек

- Башня должна состоять из 20 блоков.

- Башня должна иметь высоту  в 10 уровней.

- Башня должна быть построена  только из белых, красных и  желтых «кирпичиков».

- Башня должна быть построена  только из синих и желтых  «кирпичиков».

- Шестой уровень башни должен  отличаться по цвету от остальных.

- Башню должны построить именно  вы. Если за «кирпичи» возьмутся  другие члены вашей команды,  остановите их и настаивайте,  что построите башню самостоятельно.

Обсуждение итогов игры

За игрой в «Адские башни» интересно наблюдать со стороны (если сможете, запишите ее на видео), так  как отдельные игроки неизбежно  придут к замешательству, неразберихе  и разочарованию, едва лишь поймут, что все их попытки следовать инструкциям приводят исключительно к противодействию со стороны членов их команд. Их постигнет разочарование, как только они поймут, что вся совместная работа над общей задачей сводится к выявлению того факта, что на деле ничего подобного не происходит. Например, какой-нибудь игрок пытается положить синий «кирпичик» только для того, чтобы другой игрок убрал его с явным негодованием. Третий постарается удержать других, от каких бы то ни было действий вообще, и т.д.

По окончании действия полезно  обсудить ситуации – они повторяются  всякий раз, когда используют эту  игру.

1. Побеждает игрок, которому  поручено быть единственным строителем. Такое случается, если эту роль отводят волевому человеку, который хорошо владеет невербальными методами общения и ясно дает понять, что не потерпит никакой оппозиции. В этих условиях другие члены команды более или менее терпеливо – в зависимости от темперамента — сидят в сторонке и наблюдают за «самозванцем». Все идет гладко, пока этот человек не сделает что-то, противоречащее инструкциям другого игрока: последний заявляет молчаливый протест, к которому строитель обычно прислушивается и соответственно изменяет конструкцию.   

Когда двое протестующих вступают между  собой в конфликт (возможно, из-за того, что одного из них не устраивает цвет «кирпичей»), строитель зачастую начинает экспериментировать, меняя  один «кирпич» на другой, пока оба спорщика не будут удовлетворены – тем, например, что используются исключительно  желтые кирпичи.

Такое поведение команды чаще всего  оказывается эффективным, в результате чего группа, подобная описанной выше, может построить башню первой и остаться очень довольной своим выступлением, изделием (башней) и друг другом. Так происходит, вероятно, по причине того, что никто из них «не потерял лица». Первоначальное унижение, испытанное членами команды, которых отстранили от работы, компенсируется их последующими указаниями «строителю», как и что ему строить. Это другой аспект лидерства как компромисса между вожаком и подчиненными.

2. Самозваный строитель терпит  поражение от мощной оппозиции  в лице других игроков, которые  настаивают, чтобы их допустили до «кирпичей».

Такое поведение обычно приводит к  серьезным конфликтам. Мы видели, как  люди вырывали «кирпичи друг у друга  или вынимали их из конструкции. Если события примут такой оборот, башня  вряд ли будет построена.

3. Налицо комбинация описанных  стратегий. Между потенциальными  строителями идут непрерывные  переговоры, которые отнимают много  времени. Каждый «кирпич» становится  предметом невербальной, иногда  горячей, дискуссии. При достаточном  времени башня, в конце концов, вырастет, но команда, ведущая  себя подобным образом, обычно  проигрывает соперникам, которые  выбирают стратегию 1.

 

Игра «Распределение сердец»

Время проведения игры 2-3 часа.

Цель: Развитие способностей выхода из конфликтной ситуации на основе корректного разрешения конфликта, а также иллюстрация представленных стратегий.

Инструкция

Представим себе больницу, которая  специализируется на пересадке донорских  сердец. Неожиданно в больницу поступает  донорское сердце. На очереди находятся четыре человека: пожилой профессор, занимающийся разработкой вакцины против рака, работа которого близка к завершению; 16-летняя беременная девушка, сирота, у нее больное сердце; молодая, симпатичная женщина, которая пользуется исключительной любовью со стороны сотрудников, врач той же больницы, в которой ведут операции по пересадке донорского сердца; учительница, мать двоих детей, муж недавно погиб в автомобильной катастрофе.

У всех ситуация критическая, Каждому  из них осталось жить один месяц. Проблема кому отдать единственное донорское  сердце.

Этапы игры

Деление группы на 4 команды.

Каждая группа выбирает одного из пациентов для дальнейшей защиты.

Подготовка в группах одного представителя для ведения переговоров с представителями из других групп для принятия общего решения.

Обсуждение итогов игры:

1. какие стратегии поведения  были использованы представителями  в ходе переговоров?

2. каким способом были реализованы  те или иные стратегии представителями?

3. какие основные психологические  механизмы вы увидели при реализации  соперничества, сотрудничества, уклонения,  приспособления и компромисса?

 

Игра «Машина с характером»

Цель: Сплочение группы.

Время проведения: 20 минут.

Этапы игры:

Расскажите о целях игры. Вся  группа должна построить воображаемую машину. Ее детали – это только слаженные  и разнообразные движения и возгласы игроков. При этом каждому участнику  придется внимательно следить за действиями других членов команды. Во время игры нельзя разговаривать.

Попросите одного добровольца (игрок  №1) выйти на середину круга и  скажите ему: «Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами».

Когда игрок №1 определится со своими действиями, он становится первой деталью  машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью.

Игрок №2, со своей стороны, выполняет  движения, которые дополняют действие первого игрока. Если, например, игрок  №1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит «Ах» и «Ох», то игрок №2 может встать сзади  и каждый раз, когда игрок №1 говорит  «Ах», разводить руками, а при  заключительном «Ох» один раз подпрыгивать. Он может также встать боком к  игроку №1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «Ау», причем для своего «Ау» выбрать момент между «Ах» и «Ох».

1. Когда движения первых добровольцев  обретут достаточную скоординированность, к ним может присоединяться третий игрок.

2. Каждый игрок должен стать  новой деталью увеличивающейся  машины и пытаться сделать  ее более интересной и многогранной.

3. Каждый может выбрать себе  место, где он мог бы расположиться,  а также придумать свое действие  и возгласы.

4. Когда задействованы все игроки. Вы можете позволить фантастической  машине полминуты работать в  выбранном группой темпе.

Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем  слегка замедлилась, потом начала останавливаться. В конце концов, машина должна развалиться.

Обсуждение игры:

1. Смогла ли группа создать  интересную машину?

2. Функционировала ли машина  некоторое время без перебоев?

3. В какой момент вы стали  деталью машины?

4. Как вы придумали свои действия?

5. Трудно ли было придерживаться  единого ритма и темпа работы?

6. Что происходило, когда ход  машины ускорялся или замедлялся?

7.Трудно ли было разобрать  машину?

8. Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться  друг с другом?

Варианты:

Участники, разбившись по четверо  или пятеро, могут изображать реально  существующие механизмы, агрегаты, машины: будильник, кофемолку, мотор, планер. Игроки могут построить машину, аллегорически изображающую концептуальное понятие, например, машину любви, войны, мира.


Информация о работе Влияние темперамента на межличностные отношения в студенческой группе