Влияние темперамента на межличностные отношения в студенческой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 07:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в изучении свойств темперамента, особенностей межличностных отношений студентов.
Объектом исследования является процесс межличностных отношений в студенческой группе Мен-31
Предметом исследования является взаимосвязь межличностных отношений и свойств темперамента.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….4
Часть 1. Психолого-педагогические основы развития межличностных отношений студентов……………………………………………………………6
1.1 Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………………...……6
1.2 Психологическое содержание и характеристика темперамента……….....12
1.3 Психологические особенности студенческого возраста………………….19
1.4 Выводы……………………………………………………………………….25
Часть 2. Исследование межличностных отношений в студенческой группе МЕН-31 Хабаровского промышленно-экономического техникума………………………………………………………………..……....27
2.1 Методы психологического исследования межличностных отношений в студенческой группе………………………………………………………….....27
2.2 Исследование свойств темперамента студентов…………………………. 37
2.3 Методические рекомендации по коррекции межличностных отношений студентов группы………………………………………………………………..42
2.4 Выводы……………………………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы……………………………………………………………50
Приложение…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 143.76 Кб (Скачать документ)


                                        

Содержание 

 

Введение……………………………………………………………………….….4

Часть 1. Психолого-педагогические основы развития межличностных отношений студентов……………………………………………………………6

1.1 Проблема межличностных отношений  в отечественной и зарубежной  психологии…………………………………………………………………...……6

1.2 Психологическое содержание  и характеристика темперамента……….....12

1.3 Психологические особенности  студенческого возраста………………….19

1.4 Выводы……………………………………………………………………….25

Часть 2. Исследование межличностных отношений в студенческой группе  МЕН-31 Хабаровского промышленно-экономического техникума………………………………………………………………..……....27

2.1 Методы психологического исследования  межличностных отношений в студенческой группе………………………………………………………….....27

2.2 Исследование свойств темперамента  студентов…………………………. 37

2.3 Методические рекомендации по  коррекции межличностных отношений  студентов группы………………………………………………………………..42

2.4 Выводы……………………………………………………………………….46

Заключение……………………………………………………………………...48

Список литературы……………………………………………………………50

Приложение……………………………………………………………………..52

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. В настоящее время, когда идёт активная перестройка всех сфер общества, остро ощущается потребность в людях, умеющих создавать психологический климат в коллективе, способных аналитически мыслить, умеющих слушать и говорить с людьми. Многогранность межличностных отношений превращает их в объект комплексного изучения: взаимоотношения между людьми носит избирательный характер, которые определяются потребностями человека. Современные исследования показывают необходимость изучения влияния межличностных отношений на формирование многих важных характеристик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека.

В отечественной психологии выделяется задача, заключающаяся в исследовании различных свойств личности, которые формируются и проявляются в конкретной деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Одним из этих свойств является темперамент – центральное образование психодинамической организации человека.

Исследования проблемы взаимосвязи  межличностных отношений и свойств  темперамента в студенческих группах  имеет большое значение. Изучение их взаимосвязи способствует повышению качества подготовки специалистов и эффективности системы образования в целом. Здесь можно отметить динамику развития межличностных отношений и свойств темперамента, включающих в себя социометрическую структуру, эмоциональную сплочённость и ценностно-ориентационное единство в их взаимосвязи.

Цель исследования заключается в изучении свойств темперамента, особенностей межличностных отношений студентов.

Объектом исследования является процесс межличностных отношений в студенческой группе Мен-31

Предметом исследования является взаимосвязь межличностных отношений и свойств темперамента.

Гипотезой исследования является утверждение о том, что между уровнями развития межличностных отношений и свойствами темперамента существует взаимосвязь, которая определяется:

  • динамикой развития межличностных отношений в студенческой группе;
  • психологическими особенностями студенческого возраста.

Исходя из цели и гипотезы исследования поставлены следующие задачи:

  • Раскрыть содержание исследований межличностных отношений в работах психологов.
  • Изучить динамику развития межличностных отношений в студенческой группе.
  • Исследовать проявления свойств темперамента.
  • Выявить уровень взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений.

Тема межличностных отношений  рассматривается в работах Абрамовой  Г.С., Амрекулова Н.А., Бодалева А.А.,Столяренко Л.Д. ,Рогова Е.И. , Дж. Морено и другие.

Для решения поставленных задач  и проверки гипотез исследования использовались следующие методы:

  • изучение и анализ психологической и педагогической литературы по проблеме;
  • констатирующий эксперимент;
  • диагностические методы : опрос ,беседа ,тестирование;
  • социометрические методы.

 

Часть 1. Психолого-педагогические основы развития межличностных отношений студентов

 

1.1 Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии

 

Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи, взаимовлияния  межличностных отношений на индивидуальные особенности личности. Проблема темперамента является объектом исследований мировой  и отечественной психологии, но работ, посвященных взаимосвязям межличностных  отношений с темпераментом, недостаточно много.

Исследования проблемы взаимосвязи  межличностных отношений и свойств  темперамента имеет большое значение. Например, изучение их взаимосвязи  в студенческих группах способствует повышению качества подготовки специалистов и эффективности системы образования  в целом; исследование в организации, на предприятии поможет улучшить экономические показатели, удовлетворенность  работой, психологический климат в  коллективе. Здесь можно отметить динамику развития межличностных отношений  и свойств темперамента, включающих в себя социометрическую структуру, эмоциональную сплоченность и ценностно-ориентационное единство в их взаимосвязи. В данном случае взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений является самостоятельной задачей, имеющей  практическое и теоретическое значение. [9,18]

Одной из наиболее важных проблем  социальной и общей психологии, как  в теоретическом, так и в практическом аспекте является проблема межиндивидуальных взаимоотношений людей. Взаимоотношения всегда проявляются в контактных группах. Они проявляются с восприятия и познания людей друг другом, с возникновения первого впечатления, где существенное значение имеет внешняя экспрессия и т.д. Взаимоотношения развиваются под действием различных факторов. Социальные нормы, существующие в обществе, конвенциональные нормы в группе являются влияющими факторами во взаимоотношениях. Большое значение имеет взаимодействие людей в исполнении функциональных ролей при внутригрупповом общении ,этой проблемой занимались Б.Г. Ананьев. Е.С. Кузьмин и др. Однако, характер взаимоотношений, в конечном счете, зависит от личностных черт людей, от сознания внешних и внутренних условий функционирования группы.

А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, развивая концепцию  А.Ф. Лазурского, считают отношениями  целостную систему индивидуальных, избирательных связей личности с  различными сторонами объективной  действительности.[26,28]

Отношения людей представляют реальность особого рода, которая не сводима  ни к совместной деятельности, ни к  коммуникации, ни к взаимодействию.

Субъективная значимость отношений  с другими людьми привлекала к  этой действительности внимание многих психологов и психотерапевтов самых  различных направлений. Эти отношения  описывались и исследовались  в психоанализе, бихевиоризме, когнитивной  и гуманистической психологии.

В психологии принято различать  несколько феноменов межличностного взаимодействия: взаимопонимание, взаимовлияние, взаимные действия, взаимоотношения, межличностное  общение и такие интегративные  феномены, как совместимость и  срабатываемость.

Межличностное взаимопонимание является одним из основных феноменов межличностного взаимодействия. Взаимопонимание характеризуется  сходством субъективных суждений партнеров  друг о друге и соответствием  этих суждений объективным особенностям этих лиц. Прежде чем включаться в  общение необходимо выработать отношение  к партнеру, так как человек осознанно или неосознанно познает другого человека, постоянно сравнивая конкретных лиц друг с другом, со своей личностью, потому что в основе взаимопонимания лежит механизм сравнения и идентификации.

Второй важнейший феномен межличностного взаимодействия - межличностное взаимовлияние. Взаимовлияние - есть воздействие на другую личность, предполагающее изменение  поведения, мыслей и чувств. В основе взаимовлияний лежит механизм подражания, внушения, комфортности.

Мера взаимовлияний зависит  от характера межличностных отношений: лица с установившимися положительными отношениями чаще, быстрее, больше поддаются  взаимному влиянию, вследствие чего они чаще обнаруживают сходство мнений, оценок и легче приходят к согласию по спорным вопросам.

Третий важнейший феномен межличностного взаимодействия - взаимные действия. Взаимодействия выражаются в содействии, бездействии  и противодействии поступкам  и деятельности партнера. Н.Н.Обозов.[16,20]

В истории психологии существовало несколько попыток описать структуру  этих взаимодействий. Так, например, на Западе большое распространение  получила так называемая «теория  действия», или «теория социального  действия», в которой в различных  вариантах велось описание индивидуального  акта действия. К этой идее обращались: М. Вебер [M.Weber], П. Сорокин, Т. Парсонс [T.Parsons], Янг [Young], Фримен [Freeman]. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии. В теории Т. Парсонса была предпринята попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. У Т. Парсонса в основе деятельности лежат межличностные взаимодействия, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она - результат единичных действий. Начинается же все с единичного действия, как некоего «элементарного акта»; из них впоследствии складываются системы действий.

Другая попытка построить структуру  взаимодействия связана с описанием  ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно  проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление:

  • пространственного контакта,
  • психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность),
  • социального контакта (здесь это - совместная деятельность),
  • взаимодействия (что определяется, как <систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...>), наконец,
  • социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).

Одна из самых известных методик  регистрации межличностных отношений принадлежит Р. Бейлсу, который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды интеракции в группе. По этой схеме обученный наблюдатель может кодировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям, которые объединены в четыре более общие категории: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций. Благодаря такой формализованной процедуре наблюдения можно определить разные уровни групповой динамики, статус и роль участников взаимодействия и т.д. Например: человек, получивший высокий балл в области решения проблем, рассматривается как деловой лидер, а в области позитивных эмоций - как эмоциональный лидер.[1,13]

Межличностные отношения отличаются тремя признаками:

  • отношение имеет точно определенный конкретный предмет;
  • отношения могут быть специфичными и общими;
  • отношения - это специфическая связь, с ситуацией действительности заключающая либо в акцентировании, либо в оценивании ее важности.

Взаимоотношения характеризуют внутригрупповую ситуацию, теснейшим образом связаны с индивидуально-психологическими способностями, но в структуру личности не входят.

Обычно выделяются два вида взаимоотношений: деловые и личные. Появляются дробные  разновидности взаимоотношений  разной направленности и интенсивности. Взаимоотношения могут быть ситуативными и могут изменяться в различных  видах коллективной деятельности.

Уровень отношений человека с миром  весьма различен : каждый индивид вступает в отношения, также вступают в отношения и целые группы между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо различить два вида основных взаимоотношений: общественные взаимоотношения и то, что В.Н. Мясищев называет «психологические» отношения личности.

В России исследование проблемы психологического воздействия традиционно рассматривалось  в теоретическом плане как  изучение методов воздействия, а  в прикладном — в педагогической и идеологической деятельности. В  последнее время особенности  акмеологического воздействия в  профессиональной деятельности были рассмотрены А.В. Кириченко. За рубежом наиболее известны эмпирические исследования К. Ховланда [Hovland], которые посвящены комплексному изучению различных условий, влияющих на принятие человеком воздействующей на него информации. Кроме того, в зарубежной психологической литературе исследуются тактики влияния и манипулирования, их эффективность в зависимости от статуса и должности личности, психологических особенностей взаимодействующих людей, ситуации

Многочисленные исследования подтверждают, что природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить «в один ряд» с общественными отношениями, а увидеть в них особый «ряд» отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их.[9,17]

Природа межличностных отношений  существенно отличается от природы  общественных отношений: их важнейшая  специфическая черта - эмоциональная  основа. Поэтому межличностные отношения  можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению к друг другу.

Информация о работе Влияние темперамента на межличностные отношения в студенческой группе