Влияние темперамента на межличностные отношения в студенческой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 07:27, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в изучении свойств темперамента, особенностей межличностных отношений студентов.
Объектом исследования является процесс межличностных отношений в студенческой группе Мен-31
Предметом исследования является взаимосвязь межличностных отношений и свойств темперамента.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….4
Часть 1. Психолого-педагогические основы развития межличностных отношений студентов……………………………………………………………6
1.1 Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………………...……6
1.2 Психологическое содержание и характеристика темперамента……….....12
1.3 Психологические особенности студенческого возраста………………….19
1.4 Выводы……………………………………………………………………….25
Часть 2. Исследование межличностных отношений в студенческой группе МЕН-31 Хабаровского промышленно-экономического техникума………………………………………………………………..……....27
2.1 Методы психологического исследования межличностных отношений в студенческой группе………………………………………………………….....27
2.2 Исследование свойств темперамента студентов…………………………. 37
2.3 Методические рекомендации по коррекции межличностных отношений студентов группы………………………………………………………………..42
2.4 Выводы……………………………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы……………………………………………………………50
Приложение…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 143.76 Кб (Скачать документ)

 

Смирнова Татьяна

 

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого – нет?

Григорьева М.

Фефелина О.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого – нет?

Григорьева М.

Фефелина О.


 

Трубникова Татьяна

 

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого – нет?

Лысенко М.

Молодых О.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого – нет?

Фефелина О.

Молодых О.


 

Фефелина Ольга

 

Ситуация

Вопрос

Фамилии детей

Работа

Кого бы ты выбрал командиром?

Кого – нет?

Лысенко М.

Молодых О.

Досуг

Кого бы ты пригласил на день рождения? Кого – нет?

Трубникова Т.

Карякина Л.


 

Социальный статус студентов

 

Фамилии студентов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Соц.статус

1.Буренина О.

                             

0,14

2. Вахрушева В.

                             

0

3. Власова И.

                             

0,43

4. Возовикова Ю.

                             

0,07

5. Григорьева М.

                             

0,3

6. Карякина Л.

                             

-0,07

7. Кривенко М.

                             

0,14

8. Лысенко М.

                             

0,6

9. Молодых О.

                             

-1,2

10. Морин С.

                             

-0,4

11. Назаркова К.

                             

0

12. Патрина Л.

                             

0,07

13.Смирнова Т.

                             

0,07

14. Трубникова Т.

                             

0,07

15. Фефелина О.

                             

-0,14

Положительные выборы

2

0

6

1

4

0

2

8

0

0

2

1

1

1

2

 

Отрицательные выборы

0

0

0

0

0

1

0

0

18

5

2

0

0

0

4

 

ВСЕГО

2

0

6

1

4

1

2

8

18

5

4

1

1

1

6

 

 

 

 

Приложение №2

 

Опросник Айзенка

 

Темперамент обуславливает реакцию  человека на внешние обстоятельства. Это врожденные особенности человека, которые определяют его характер.

Однако, если вы будет знать свой тип темперамента, вы сумеете обратить свое внимание на свои сильные и слабые качества.

Это поможет вам быть дальновиднее, возможно, где-то поработать над собой, а где-то избежать ситуаций, которые  вам нелегко даются.

Точнее всего тип темперамента можно определить с помощью опросника Айзенка.

 

№№

Ваш ответ ("+" или "-")

Вопрос

1

 

 

Подчас вы испытываете  тягу к новым впечатлениям, чтобы  испытать возбуждение?

2

 

 

Вы часто чувствуете, что  нуждаетесь в друзьях, которые могут  вас понять, помочь и утешить?

3

 

 

Вы считаете себя человеком  беззаботным?

4

 

 

Вам очень сложно отказаться от своих прежних намерений, планов?

5

 

 

Вы обдумываете свои дела неспеша?

6

 

 

Вы всегда сдерживаете  свои обещания?

7

 

 

У вас часто бывают подъемы  и спады настроения?

8

 

 

Как правило вы говорите и действуете быстро, не раздумывая?

9

 

 

Иногда у вас возникает  чувство, что вы несчастны?

10

 

 

Если бы дело пошло на спор, могли бы вы решиться на все?

11

 

 

Смущаетесь ли вы, когда  хотите завязать разговор с симпатичным  представителем противоположного пола?

12

 

 

Бывает ли, что разозлившись вы выходите из себя?

13

 

 

Часто ли вы действуете под  влиянием момента?

14

 

 

Часто ли вас терзают мысли  о том, что этого говорить или  делать не следовало бы?

15

 

 

Чтение книг в одиночестве  вы предпочитаете встречам с людьми?

16

 

 

Верно ли, что вас легко  обидеть?

17

 

 

Вы любите часто бывать в компании?

18

 

 

У вас иногда бывают такие  мысли, о которых лучше бы не знали  другие люди?

19

 

 

Вы иногда полны энергии  так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?

20

 

 

Вы предпочитаете иметь  друзей немного, но зато особенно близких  вам?

21

 

 

Вы много мечтаете?

22

 

 

Когда на вас кричат, вы отвечаете  тем же?

23

 

 

У вас часто появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?

24

 

 

Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25

 

 

Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

26

 

 

Иногда ваши нервы бывают напряжены до предела?

27

 

 

Вас считают живым и  веселым человеком?

28

 

 

Часто ли после того, как  дело сделано, вы мысленно возвращаетесь  к нему и думаете, что теперь могли  бы сделать лучше?

29

 

 

Находясь в компании вы чувствуете себя спокойно?

30

 

 

Бывает ли, что иногда вы передаете слухи?

31

 

 

Бывает ли, что вам не спится из-за того, что вас мучают различные мысли?

32

 

 

Если хотите узнать о что-либо, вы предпочитаете найти в книге, не спрашивая у людей?

33

 

 

Иногда у вас бывает сильное сердцебиение, не связанное  с физической работой?

34

 

 

Нравится ли вам работа, требующая напряженного внимания?

35

 

 

Бывают ли у вас приступы дрожи?

36

 

 

Вы всегда говорите только правду?

37

 

 

Вам приятно бывать в компании, где подшучивают друг над другом?

38

 

 

Вы раздражительны?

39

 

 

Вам нравится работа, которая  требует быстрого действия?

40

 

 

Когда все кончено благополучно, вам еще долго не дают покоя  мысли о том, какие неприятности могли бы произойти?

41

 

 

Вы медлительны и не расторопны в движениях?

42

 

 

Вы когда-нибудь опаздывали на работу или на свидание?

43

 

 

Часто ли вам снятся кошмары?

44

 

 

Вы так любите поговорить, что никогда не упускаете случая поговорить с новым человеком?

45

 

 

Беспокоят ли вас какие-либо боли?

46

 

 

Вы чувствуете себя очень  ничтожным, если долго не могли видеться со своими друзьями, знакомыми?

47

 

 

Могли бы вы назвать себя нервным человеком?

48

 

 

Среди ваших знакомых есть такие, которые вам совершенно не нравятся?

49

 

 

Вы считаете себя человеком, уверенным в себе?

50

 

 

Вас можно задеть, если покритиковать  ваши недостатки или ошибки работы?

51

 

 

Если собирается много  народу, вы стараетесь уклониться от вечеринки?

52

 

 

Вас беспокоит чувство, что  вы хуже других?

53

 

 

Если вы оказываетесь в  компании, вы можете внести оживление?

54

 

 

Иногда вы говорите о вещах, в которых совершенно не разбираетесь?

55

 

 

Вы беспокоитесь о своем  здоровье?

56

 

 

Вы любите подшучивать  над другими людьми?

57

 

 

Вы страдаете от бессонницы?


 

Подсчитываем результаты теста  Айзенка

Приведенные выше вопросы распадаются  на три группы или шкалы, каждая из которых направлена на измерение  одного определенного качества. За всякий ответ, совпадающий с "ключом", начисляйте себе один балл и затем  сложите баллы по каждой из шкал.

 

  1. Ключ шкалы скрытности-откровенности:

 

6

+

12

-

18

-

24

+

30

-

36

+

42

-

48

-

54

-


 

Если ваши ответы на эти вопросы совпадают с тем, что вы видите в таблице, то за каждый такой ответ начислите себе 1 балл.

Эта шкала диагностирует вашу склонность давать социально-желательные ответы в расчете произвести более выгодное впечатление. То есть она показывает, насколько вы лукавите с тем, чтобы  показать людям свою положительность.

Максимально по этой шкале можно  набрать 9 баллов, однако если вы набрали  больше 5, то этот невероятный результат  говорит, с одной стороны, о сильном  желании нравиться окружающим, а  с другой - что все остальные  ответы недостоверны и результаты дальше обрабатывать не нужно.

2. Ключ шкалы эмоциональной стабильности-нестабильности

 

2

+

4

+

7

+

9

+

11

+

14

+

16

+

19

+

21

+

23

+

26

+

28

+

31

+

33

+

35

+

38

+

40

+

43

+

45

+

47

+

50

+

52

+

55

+

57

+


 

По этой шкале вы можете набрать  от 0 до 24 баллов, что означает переход  от характеров спокойных и уравновешенных к людям чувствительным, тревожным, склонным болезненно переживать неудачи  и беспокоиться по мелочам.

3. Ключ шкалы интроверсии-экстраверсии

 

1

+

3

+

5

-

8

+

10

+

13

-

15

+

17

+

20

-

22

+

25

+

27

+

29

-

32

-

34

-

37

-

39

+

41

-

44

+

46

+

49

+

51

-

53

+

56

+


 

Значения этой шкалы тоже варьируют  от 0 до 24 и включают переход от интровертированных личностей - философствующих, неконтактных, погруженных в себя людей до общительных экстравертов, предпочитающих самоуглублению праздничные краски жизни.

Определение типа темперамента

Теперь на приведенной диаграмме  найдите точку плоскости, координатами которой являются полученные вами значения эмоциональной стабильности и интроверсии-экстраверсии. Удобнее будет, если вы распечатаете схему или скачаете ее себе на компьютер  и отметите точку в графическом  редакторе.

Эта точка попадет в один из четырех  квадратов, каждый из которых соответствует  одному из типов темперамента.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нужно учесть, что чем дальше от центра находится ваша точка, тем  более ярко выражен темперамент, и чем ближе находится точка  к одной из осей, тем больше черт "соседнего" темперамента вы несете.

Холерик

Энергичный, стремительный, возбудимый. Его движения и речь быстры, порывисты. Склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, агрессии. Иногда, в критических ситуациях, ему трудно контролировать свои чувства.

К этому типу принадлежали Суворов  и Менделеев.

Сангвиник

Общительный, отзывчивый, жизнерадостный. Стремится к частой смене впечатлений, легко отзывается на происходящие события. Эмоции - преимущественно положительные - быстро возникают и быстро сменяются. Иногда сангвиник может быть рассеянным, легкомысленным, безответственным.

Из известных людей этот тип  темперамента представляют Пушкин, Бомарше, Энгельс.

Флегматик

Осмотрительный, доброжелательный, рассудительный, спокойный. Ему трудно переключиться  с одного вида деятельности на другой, приспосабливаться к новой обстановке. У флегматика преобладает ровное настроение. Чувства обычно отличаются постоянством.

Баснописец Крылов является ярким  представителем данного темперамента.

Меланхолик

Замкнутый, ранимый, сдержанный, настороженный. Меланхолика отличают высокая эмоциональная  чувствительность к происходящим с  ним событиям, сопровождающаяся повышенной тревожностью. Эмоции - преимущественно  отрицательные - при слабом внешнем  выражении глубоки и устойчивы. Он боится новых ситуаций, незнакомых людей, испытаний.

 

 

Приложение 3

 

Подводя итог, хочется подчеркнуть  главную мысль: необходимо проявлять  уважительное отношение к студенту.

Так же для коррекции межличностных  отношений используются различные  игры и упражнения. Они помогают решать сложные проблемы, которые  возникают в личностном и деловом  общении, помогают эффективно одолевать  трудности, обогащать межличностные  отношения в реальной жизни

Упражнение «Девиз»

Все участники поочередно говорят  о том, какую футболку и с какой  надписью-девизом они купили бы себе, если бы была такая возможность. Эта  надпись должна отображать жизненное  кредо человека, его основной жизненный  принцип, а цвет отвечать его характеру.

Упражнение «Игрушка»

Каждый член группы думает о том, какой игрушкой хотел бы стать. Группа старается отгадать эту «игрушку», идет обмен впечатлениями, своими ощущениями.

Упражнение «Отгадай, кто  это?»

Каждый участник составляет детальную психологическую самохарактеристику, не указывая отличительных признаков, по которым можно сразу же узнать человека. В этой самохарактеристике должно быть десять-двенадцать предложений.

Все написанное отдается руководителю, перемешивается и по очереди зачитывается. Группа старается узнать, где чья самохарактеристика.

Информация о работе Влияние темперамента на межличностные отношения в студенческой группе