Влияние телевизионной рекламы на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 09:05, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: телевизионная реклама как одно из средств воздействия на массовое сознание.

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Провести экспериментальное исследование влияния детского фольклора на развитие эмоциональной сферы детей среднего возраста.
Адаптировать опросник Авдеевой Н.Н. и Фоминых Н.А. к данной проблеме исследования

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава I. Теоретические основы изучения влияния телевизионной рекламы на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста

1.1 Проблема изучения психического развития детей в Отечественной и Зарубежной психологии…………………………………………………………. 6

1.2 Особенности психического развития детей старшего дошкольного

возраста…………………………………………………………………………… 9

1.3 Влияние телевизионной рекламы на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...16

Глава II. Экспериментальное изучение влияния телевизионной рекламы на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста

2.1 Диагностические методики исследования…………………………………20

2.2 Анализ результатов………………………………………………………....22

Заключение

Список литературы

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Влияние ТР на психическое развитие детей.doc

— 874.50 Кб (Скачать документ)

    Из  таблицы 5 видно, что в основном больше половины детей (13 старших дошкольников) испытывают радость от просмотра  любимой рекламы, это составляет 65%.  У 4 детей при просмотре  любимой телевизионной рекламы возникает желание приобрести рекламируемый продукт (20%).  И при этом у 2 старших дошкольников просмотр любимой телевизионной рекламы сопровождается наличием невербальных средств, что составляет 10%. 

 

Диаграмма 5

 

  1. Какие отдельные фразы, песенки персонажей дети помнят из телевизионной  рекламы?

    Таблица 6

№п/п Отдельные фразы, песенки персонажей Количество  детей
1 Знает 19
2 Не знает 1

    Данные  таблицы 6 свидетельствуют, что основная масса детей знает отдельные фразы, песенки персонажей из телевизионной рекламы. Хочется отметить, что 19 старших дошкольников знают и помнят отдельные фразы, песенки персонажей, это составляет 95%.  Нам хотелось бы также отметить наиболее часто упоминаемые отдельные фразы, песенки персонажей. Из 19 детей 9 старших дошкольников знают и поют песенки из рекламы про «Kinder», про «Агушу». 1 ребенок любит песенку из рекламы МТС «Может звездную ночь…», 1 ребенок любит повторять «Сначала посмотрите на своего мужчину, потом на меня». Интересен тот факт, что это повторяет мальчик. Не знает отдельных фраз, песенок персонажей 1 ребенок.

 

    Диаграмма 6

  1. Воздействует  ли телевизионная  реклама на деятельность Вашего ребенка?

    Таблица 7

    №п/п Ответы  родителей Количество детей
    1 Да 13
    2 Нет 5
    3 Иногда 2
 

    Из  ответов родителей видно, что 13 детей  отвлекаются на содержание рекламных  роликов, что составляет 65%.  5 старших  дошкольников не отвлекаются, и это 25%. И только 2 иногда отвлекаются, это 10%. 
 

 

    Диаграмма 7

  1. Влияет  ли телевизионная  реклама на потребительские  предпочтения ребенка?

    Таблица 8

    №п/п Ответы  родителей Количество  детей
    1 Да 16
    2 Нет 3
    3 Иногда 1

    Из ответов родителей видно, что телевизионная реклама влияет на потребительские предпочтения 15 детей (75%); на потребительские предпочтения 3 детей, по мнению их родителей, телевизионная реклама не влияет, и это составляет 15%;  иногда телевизионная реклама влияет на потребительские предпочтения 1 ребенка (5%). Данные таблицы 8 отражены в диаграмме 8. 
 
 

 

     Диаграмма 8

    

  1. Как ребенок реагирует  на Ваш отказ в  покупке товара?

    Реакция детей на отказ родителей в  покупке товара представлена в таблице 10.

    Таблица 9

№ п/п Реакция детей Количество (число) детей
1 Спокойная 11
2 Отрицательная 2
3 По-разному 5
4 Не просит 2
 

      По  данным, приведенным в таблице 9, видно, что в старшей группе 55 % детей реагируют на отказ родителей спокойно; 25 % ведут себя по-разному в зависимости от ситуации; 10% реагируют отрицательно; 10 % не обращаются с подобными просьбами к родителям. 
 
 

 

       Диаграмма 9

   

  1. Меняется  ли отношение Вашего ребенка к рекламе  после покупки  товара?
    №п/п Ответы  родителей Количество  детей
    1 Да 9
    2 Нет 11
 

    Из  таблицы 10 видно, что у 11 детей (55%) отношение к телевизионной рекламе после покупки товара меняется, причем из них у 5 детей наблюдается снижение интереса к рекламируемой продукции, если это игрушки. Но у 9 детей (45%) отношение к рекламируемому продукту не меняется 
 
 
 
 
 
 

 

     Диаграмма 10

     

  1. Какие эмоции испытывает ребенок  после покупки  товара?

    Таблица 11

    № п/п Реакция детей  Количество  детей
    1 Радость 10
    3 Чувство благодарности 8
    4 Чувство гордости 2

   Из  таблицы 11 видно, что 10 (50%) детей старшего дошкольного возраста испытывают радость при покупке рекламируемого товара. При этом 8 детей (40%) испытывают чувство благодарности, а 2 (10%) старших дошкольников чувство гордости за обладание рекламируемым продуктом.  Данные таблицы 11 отражены в диаграмме 11. 
 
 
 
 
 
 

 

    Диаграмма 11

   

  1. Хотели ли бы Вы, чтобы ваш ребенок не смотрел телевизионные рекламы?
№ п/п Ответы  родителей Количество
1 Да 3
2 Нет 5
3 Не знаю 12

      Из  приведенной таблицы видно, что 12 родителей (60%) не знают, запрещать или не запрещать смотреть телевизионные рекламы своим детям, так как негативно оценивают рекламу алкогольных напитков: «И да, и нет, т.к. реклама пива вредна, а реклама, например, детского питания очень даже интересна моему ребенку…». Из опрошенных родителей 3 родителя (15%) хотели бы запретить своим детям смотреть рекламу. 5 родителей (25%) дошкольников не возражают, чтобы их дети смотрели рекламу «Из некоторых реклам выучивает детские песенки…», «Из рекламы дочка узнает больше слов…». Данные таблицы 12 приведены в диаграмме 12. 
 
 

 

       Диаграмма 12

    В формировании взгляда на телевизионную  рекламу у детей старшего дошкольного возраста важное значение имеет именно родительское отношение к ней. Можно предположить, что полученные факты выявляют опосредующую функцию родителей, корректирующих воздействие телевизионной рекламы на ребенка.

    Следует отметить то, что больше половины опрошенных родителей и детей негативно  относятся к рекламе, позитивно  оценивают лишь немногие из рекламных роликов и хотели бы, чтобы рекламы было меньше, повысилось ее качество. Одновременно примерно половина родителей считает рекламу необходимой составляющей телевидения, из-за ее информационной функции (сообщает о новых товарах и услугах).

    Результаты  исследования показали, что в целом реклама все же не играет решающей роли в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста, в формировании их потребительских предпочтений. Уже со старшего дошкольного возраста наблюдается критичное восприятие телевизионной рекламы. 

 

Заключение

      Данная  работа явилась результатом теоретического анализа и обобщения трудов Большаковой М., Урунтаевой Г.А., Смирновой Е.О., Леонтьевым А.Н. и других авторов, изучавших проблему психического развития, его основные теории, движущие силы и условия, особенности психического развития в дошкольном возрасте.

      В нашей работе была рассмотрена проблема воздействия телевизионной рекламы на психическое развитие детей, поднятая такими авторами как Авдеевой Н.Н., Фоминых Н.А., Зазыкиным В.Г. и другими исследователями.

      Учитывая  особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, мы предприняли попытку погружения в мир восприятия детьми телевизионной рекламы. В результате проведенного исследования было выяснено, что телевизионная реклама все же не играет значительной роли в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

      Мы  пришли к выводу, что отдельные телевизионные ролики способны завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, стимулировать познавательное развитие. В процессе восприятия детьми телевизионной рекламы, а впоследствии, когда ребенок становится старше, их анализа, ребенок не только фактически воспринимает, а он понимает особенности ее воздействия, т.к. уже в старшем дошкольном возрасте можно отметить предпосылки критического отношения к ней.

      Современный человек достиг невиданных высот… Ему доступны тайны мироздания, он покорил Космос и морские глубины, освоил технологию передачи звука на расстояние… Но осталось непознанной  самая большая загадка — он сам.

      Современная наука о человеке  знает практически  все. Но жизнь каждого конкретного  индивида, его самость, желания и  интересы, взаимодействие с окружающими  и миром в целом уникальны  и не поддаются четкому научному описанию. В этом прелесть и трагедия жизни.

        Телевизионная реклама воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, память, мышление, восприятие.

    В дошкольном возрасте только взрослый сможет формировать адекватное отношение  к телевизионной рекламе, именно его отношение к рекламе отражается в сознании ребенка. Почти половина опрошенных родителей утверждает, что реклама негативно влияет на их детей, следует запрещать детям смотреть рекламу либо дозировать ее, а также формировать правильное к ней отношение.

      В результате проведенного нами исследования, состоящего из констатирующего поставленные задачи решены, цель достигнута. На основании вышеизложенного, выдвинутую нами гипотезу, можно считать подтвержденной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.
  2. Авдеева Н.Н., Фоминых Н.А. Психологическое воздействие телерекламы на детей // Психологическая наука и образование, 2002. – №4.
  3. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М., 2005.
  4. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М., 2004.
  5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод.пособие к курсу «Психология человека». – М., 1998.
  6. Зазыкин В. Г. Психологические основы гуманистической рекламы. М., 2000.
  7. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.
  8. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция познанием. М., 2000.
  9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. – СПб., 2004.
  10. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – СПб., 2007.
  11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001.
  12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1987.
  13. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. – М., 1991.
  14. Мокшзнцев Р. И. Психология рекламы. М., 2000.
  15. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М., 1999.
  16. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995.
  17. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М., 1996.
  18. Популярная психология для родителей / под ред. А.А. Бодалева. – М., 1989.
  19. Психология детства / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2006.
  20. Реклама: внушение и манипуляция / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2001.
  21. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.
  22. Смолян Г. А., Зараковский Г. М., Розин В. М. Информационно-психологическая безопасность. М., 1997.
  23. Смирнова Е.О. Детская психология. – СПб., 2009.
  24. Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная психология. – СПб., 2005.
  25. Урунтаева Г.А. Детская психология. – М., 2008.
  26. Хрестоматия по детской психологии / ред. и сост. Г.В. Бурменская. – М., 1996.
  27. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2004.

Информация о работе Влияние телевизионной рекламы на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста