Влияние телевизионной рекламы на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 09:05, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: телевизионная реклама как одно из средств воздействия на массовое сознание.

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Провести экспериментальное исследование влияния детского фольклора на развитие эмоциональной сферы детей среднего возраста.
Адаптировать опросник Авдеевой Н.Н. и Фоминых Н.А. к данной проблеме исследования

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава I. Теоретические основы изучения влияния телевизионной рекламы на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста

1.1 Проблема изучения психического развития детей в Отечественной и Зарубежной психологии…………………………………………………………. 6

1.2 Особенности психического развития детей старшего дошкольного

возраста…………………………………………………………………………… 9

1.3 Влияние телевизионной рекламы на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...16

Глава II. Экспериментальное изучение влияния телевизионной рекламы на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста

2.1 Диагностические методики исследования…………………………………20

2.2 Анализ результатов………………………………………………………....22

Заключение

Список литературы

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Влияние ТР на психическое развитие детей.doc

— 874.50 Кб (Скачать документ)

    Идеальный взрослый – это не конкретный человек, а обобщенный образ какой-либо общественной функции взрослого (папа, врач, водитель, парикмахер и т.д.). этот образ идеального взрослого может стать мотивом  деятельности дошкольника, когда его поведение, отношение к вещам и другим детям в игре опосредуются и направляются этим образом.

    Все виды деятельности дошкольника объединяет их моделирующий характер.

    Дети  моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какой-либо сюжет в игре. Они создают модели, отражающие взаимосвязи между предметами, когда используют заместители вместо реальных предметов. Рисунок является наглядной моделью изображаемого объекта или ситуации. Создаваемые конструкции представляют объемные модели  предметов [25, с.61]. 

    В то же время виды деятельности дошкольника  различаются с точки зрения отношений, которые складываются между ребенком и взрослым, то есть по тому, в какой  форме взрослый присутствует в той  или иной деятельности малыша. В  игре взрослый, его общественные функции, отношения к вещам и другим людям присутствуют опосредованно, через роль. Благодаря роли, ее действенному воплощению дошкольник усваивает принятые в обществе отношения к людям и вещам.

    Близко  к игре стоят продуктивные виды деятельности. В них окружающая действительность опосредуется в форме представления ребенка  о предметах и ситуациях.

    В бытовой деятельности, связанной  с выполнением режимных процессов, ребенок действует в реальной ситуации так же, как и взрослый.

    В различных видах труда, доступных дошкольнику, он становится непосредственным сотрудником взрослого, как и в бытовой деятельности. И в то же время ребенок вступает в отношения со взрослым через социально значимый результат своего труда.

    В дошкольном возрасте происходит значительное расширение рамок общения со взрослым прежде всего за счет овладения  речью, которая выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Теперь общение происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем. К тому же ребенок общается  не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними – соседями, продавцами в магазине, знакомыми родителей и т.д.; интенсивно развиваются формы  и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих  коммуникативных умений и навыков.

    В процессе установления контактов с  посторонними людьми перед ребенком встает задача «как нужно себя вести». Поэтому такие контакты требуют  подчиненности правилу, произвольности поведения. Общение со сверстниками также  становится все более опосредованным правилами детского сообщества. Между детьми складываются интимные  и устойчивые привязанности, дружба, не зависящие от конкретной ситуации и сиюминутных переживаний [25, с.62].

    Таким образом, дошкольный возраст можно  назвать периодом наиболее интенсивного освоения  смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной  ориентации в них.

    К концу дошкольного возраста в  поведении ребенка появляется что-то искусственное, нелепое, нарочитое. Он начинает капризничать, манерничать, кривляться, гримасничать, паясничать, строить из себя шута. Когда ребенок говорит писклявым голосом, входит изломанной походкой в комнату, немотивированность, странность такого поведения бросаются в глаза. Появление этих симптомов говорит о кризисе семи лет, а их суть – об утрате детской непосредственности. По мнению Л.С. Выготского, причина детской непосредственности лежит в недостаточной дифференцированности внешней и внутренней жизни, когда ребенок внешне такой же, как и внутри. Поэтому взрослый по внешнему поведению ребенка понимает, что он переживает, думает, чувствует. Потеря непосредственности означает, что между переживанием и поступком встает интеллектуальный момент, и тогда ребенок своим поведением хочет нечто изобразить [25, с.62].

    Если  в раннем возрасте ребенок не знает  собственных переживаний, то в семилетнем возрасте начинает их осознавать и  понимать, осмысленно ориентироваться  в тех или иных чувствах. Теперь он не просто переживает радость, обиду, огорчение, злость, но и сам открывает факт их осуществления («Я радуюсь», «Я огорчен», «Я обижен», «Я злой» и т.п.). Теперь собственные переживания для ребенка приобретают смысл, возникает их обобщение, или логика чувств. Складывается самолюбие как отношение к самому себе. Кардинальное изменение самооценки связано с различением «Я-реального» и «Я-идеального». Впервые становится возможной острая внутренняя борьба, связанная с противоречивыми переживаниями и соответствующим выбором. К концу дошкольного возраста формируется способность действовать произвольно относительно условий действия в плане поведения (произвольность поведения) и в плане решения интеллектуальных задач (произвольность умственной деятельности) [25, с.63].

    Отношения ребенка с близкими взрослыми  на седьмом году жизни существенно  перестраиваются, возникают новые  формы поведения, с одной стороны, имеющие характер прямого нарушения  некоторых устоявшихся в семье  отношений, а с другой – включающие положительные приобретения взрослеюще6го ребенка. Трудности связаны с появлением споров, непослушания, упрямства, хитростей, капризов. Так, ребенок делает вид, будто не слышит указания, просьбы или обращения к нему взрослого, и поэтому не выполняет обычные режимные моменты, например не хочет обедать или идти спать.  В ответ на требование взрослого ребенок начинает оспаривать  необходимость требуемого или время его выполнения. Он отказывается от участи в привычных делах, противопоставляет свои занятия или намерения просьбам родителей, не прекращает неприятное либо нежелательное действие. Наблюдается нарочито взрослое поведение, когда ребенок демонстрирует взрослую рассудительность или изображает какого-то конкретного члена семьи, например отца в момент возвращения с работы. У детей появляется внимание к собственной внешности, они подолгу выбирают, во что одеться [25, С.63].

    Все симптомы негативного поведения  вращаются вокруг некоторого правила, заданного взрослым. До конца дошкольного  возраста отношения взрослого и  ребенка носили целостный характер, нераздельной частью которого были правила. Теперь ребенок выделяет эти правила как не им установленные и отношение к этим правилам. Оно оказывается в первый момент отрицательным, а реакция  на его выделение – нарушение. Прошлый образ жизни ребенком отвергается, обесценивается. Но одновременно возникают собственные занятия и стремление к самостоятельности, например продуктивные виды деятельности выполнение некоторых домашних обязанностей, что свидетельствует об изменении отношения к себе как члену семьи. В этих ситуациях ребенок пробует взять на себя новые обязанности, то есть как бы исполнить роль взрослого [25, с.64].

    Обычно  ребенок  начинает проявлять самостоятельность  в делах и сферах обязанностей, ранее им не выполняемых, и без указаний взрослого, например, стирает свои вещи, идет за хлебом в магазин. Но как только взрослый его об этом попросит, он отказывается. Таким образом, домашний негативизм можно рассматривать как особую форму построения ребенком нового поведения[25, с.64].

    На  занятиях продуктивной деятельностью, как шитье, вязание, конструирование, поделки из бумаги и т.п., для ребенка  особую ценность имеет получаемый в  них результат, который демонстрируется  взрослому с ожиданием похвалы, но не критики.  Он бросает ранее привычные виды деятельности, поскольку критически оценивает их результаты. Так, он перестает рисовать, ссылаясь на собственную неумелость [25, с.65].

    В общении ребенка с родителями возникают темы, не связанные с  бытовыми процессами и выходящие  за пределы конкретной ситуации их взаимодействия. Ребенок обращается к родителям за информацией как к экспертам, он как бы проверяет правильность своих рассуждений в таких общих вопросах, как вопросы морально-этические, политики, происхождения планет, жизни на Земле и других планетах, эволюции живого, жизни в других странах и т.д. Интересы к общим вопросам говорят не только о расширении сферы познания ребенка, но и о его стремлении найти, понять свое место в этом огромном мире. О стремлении найти, понять свое место в сети семейных связей свидетельствует интерес к истории семьи, к семейному архиву [25, с.65].

    Представляя себя в новом социальном качестве, ребенок шести-семи лет как бы играет некоторую социальную роль, роль взрослого, поэтому М.Г. Елагина  назвала его «социальным функционером». Так, дети, желая участвовать в соревнованиях через месяц, охотно принимают задачу приготовиться за это время к роли игрока и, выполняя определенные правила, удерживают в сознании такую задачу. Для детей смыслообразующим моментом становится социальный статус в группе сверстников и выполнение определенной социальной роли [25, с.65].

    По  мнению таких отечественных психологов как Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой, Л.И. Славиной, перестройка в потребностно-мотивационной  сфере к концу дошкольного возраста приводит к возникновению такого специфического новообразования, как позиция школьника, отражающая стремление занять новое положение среди окружающих и выполнять не дошкольную, а более сложную деятельность.

    Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Если ребенок в конце раннего детства говорит: «Я большой», то дошкольник к семи годам начинает считать себя маленьким. Такое понимание основано на осознании своих возможностей и способностей. Ребенок понимает, что для того, чтобы включиться в мир взрослых, необходимо долго учиться. конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, т.е. пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность – учебную [25, с.65].

    В дошкольном детстве значительные изменения  происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком  другом возрасте, ребенок осваивает  широкий круг видов деятельности – игровую, трудовую, изобразительную, конструктивную, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая.

    Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение  мотивированием как центральной умственной способностью, с другой стороны, формирование произвольного поведения. Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремится к их достижению, несмотря на препятствия.

    В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются  тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер.

    В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личное сознание [25, с.65]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3 Влияние телевизионной  рекламы на психическое  развитие детей  старшего дошкольного возраста

    Рекламу по праву считают одним из мощнейших  средств воздействия на массовое сознание. С момента возникновения  в ней отрабатывались способы  воздействия на поведение индивида и групп людей. За свою длительную историю реклама качественно эволюционировала. Она прошла путь от информирования к увещеванию, от увещевания — к выработке условного рефлекса, от выработки условного рефлекса — к подсознательному внушению, от подсознательного внушения — к проецированию символического изображения. Реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях [14, с.29].

    Сторонники  рекламы отмечают ее полезность и  необходимость для экономического развития, так как она ускоряет сбыт произведенных товаров, позволяет снижать цены, способствует увеличению потребления и вследствие этого росту выпуска продукции; субсидирует СМИ; стимулирует конкуренцию; расширяет рынки и создает дополнительные рабочие места.

    В области коммуникаций реклама предоставляет  покупателю информацию, необходимую  ему для аргументированного выбора; способствует эстетизации повседневной жизни; помогает ценить юмор; оставляет  потребителю свободу выбора и  принятия решений.

    Критики рекламы подчеркивают слабые ее стороны: реклама часто ведет к перепроизводству; расходы на рекламу составляют слишком большую часть цены анонсируемой продукции и приводят к ее удорожанию; средства, истраченные на рекламу, могли бы послужить более насущным социальным нуждам; реклама создает у индивида искусственные потребности.

    С точки зрения коммуникации рекламу  критикуют за ослабление ее первоначальной информационной функции в пользу манипуляции; распространение далеко не безупречного эстетического вкуса  и не слишком тонкого чувства юмора; техника убеждения в рекламе создает лишь иллюзию свободного выбора [20, с.114].

    Анализируя  телерекламу, М. Постер подчеркивает, что в настоящее время ее основной функцией становится вовлечение реципиента в процесс самоформирования, реклама заставляет его «переделывать» себя в «беседе» с иными способами суждения. Телереклама использует слово и символ для того, чтобы произвести изменения в поведении зрителя. Она включает в себя субъекта как зависимого наблюдателя, формируя его как потребителя [20, с.116].

    В условиях социокультурной трансформации  российского общества изучение рекламы  с точки зрения психологии приобретает  все большое значение, так как  сегодня реклама становится частью повседневной общедоступной культуры, информационной составляющей коммуникационных процессов и выступает одним из показателей развития общества. При этом реклама постоянно выходит за рамки коммерческих интересов и навязывает потребителям систему определенных стандартов, точку отсчета жизненных ценностей, мировоззренческих идей и представлений [22, с.92].

Информация о работе Влияние телевизионной рекламы на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста