Нервно-психическое развитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:25, контрольная работа

Описание

Нарушение нервно-психического здоровья детей возникают по разным причинам. В основе неврозов лежат изменения, которые касаются трёх основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Причины, лежащие в основе неврозов:
1. наследственная предрасположенность (наличие в семье больных с заболеваниями ЦНС, алкоголиков, наркоманов и т.д.);

Содержание

Причины нарушения нервно-психического здоровья у детей…………………стр.2
Истерия, неврастения и неврозы навязчивых состояний………………………стр.2
Головные боли…………………………………………………………………….стр.4
Судорожные состояния…………………………………………………………...стр.4
Детские страхи, тики, заикание…………………………………………………..стр.5
Детская психотерапия и психокоррекция………………………………………..стр.6
Список литературы………………………………………………………………..стр.8

Работа состоит из  1 файл

Нарушение нервно.doc

— 74.00 Кб (Скачать документ)


Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «ИГПУ»

Факультет дошкольной педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Тема: «Нарушения нервно-психического здоровья у детей»

 

 

                                                                                                                     

 

                                                                                              

                                                   

 

                                                    Выполнила студентка 1-го курса

                                                       группы 1.1Д, заочного отделения

                                                      Евдокимова Наталья Владимировна

                                                       Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2011 год

 

Содержание:

 

 

Причины нарушения нервно-психического здоровья у детей…………………стр.2

Истерия, неврастения и неврозы навязчивых состояний………………………стр.2

Головные боли…………………………………………………………………….стр.4

Судорожные состояния…………………………………………………………...стр.4

Детские страхи, тики, заикание…………………………………………………..стр.5

Детская психотерапия и психокоррекция………………………………………..стр.6

Список литературы………………………………………………………………..стр.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины нарушения нервно-психического здоровья у детей.

 

Нарушение нервно-психического здоровья детей возникают по разным причинам. В основе неврозов лежат изменения, которые касаются трёх основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Причины, лежащие в основе неврозов:

1.       наследственная предрасположенность (наличие в семье больных с заболеваниями ЦНС, алкоголиков, наркоманов и т.д.);

2.       отсутствие или нарушение правильного режима;

3.       заболевания острые или хронические;

4.       всякие длительно действующие раздражители постоянные или сверхпороговые (длительный шум, нервные родители, насмешки со стороны окружающих, чувство страха);

5.       отрицательные эмоции, которые могут иметь постоянный характер, психические травмы.

Длительно сохраняющееся переутомление лежит в основе формирования астенического синдрома. Это состояние нервно-психической слабости, быстрой истощаемости, утомление от любой деятельности. У ребёнка повышается чувствительность к внешним раздражителям (громкие звуки, яркий свет), он становится раздражительным, плаксивым, нетерпеливым, ухудшается внимание и память. Повышенная утомляемость глазных мышц приводит к неспособности длительно фиксировать взгляд. Сопровождается это падением мышечного тонуса, ослаблением мышечной силы. В результате ребёнок плохо удерживает карандаш, не может провести чётких прямых линий. У астенизированного ребёнка повышена предрасположенность к тикам, заиканию, навязчивым страхам.

Неврозы чаще развиваются у детей, имеющих слабый или легко возбудимый тип высшей нервной деятельности. Нервные дети слабого типа заторможены, застенчивы, пугливы. При неврозах у детей наблюдается не только повышенная раздражительность, но и расстройства речи, пищеварения, необоснованные страхи, нарушения сна, навязчивые движения, анорексия (отказ от еды), рвота, энурез и т.д. У некоторых детей может быть лишь один из перечисленных симптомов, у других их бывает несколько. Постоянные запреты у некоторых детей вызывают бурный протест (ребёнок кричит, топает ногами), способствуют возникновению упрямства. В этих случаях дети стремятся во всём поступать наперекор взрослым: отказываются от пищи, одевания, прогулок, на все предложения взрослых отвечают отказом. Такое поведение ребёнка называется негативизмом. В случаях проявления упрямства лучше не обращать на ребёнка никакого внимания или переключить его на другую деятельность.

 

Истерия, неврастения и неврозы навязчивых состояний.

 

Существует три основных типа неврозов у детей: истерия, неврастения и неврозы навязчивых состояний.

Истерия – заболевание, возникающее в связи с психотравмирующей обстановкой. Она может возникнуть у детей с особым складом характера, склонным к истерическим проявлением, и у ранее здоровых под влиянием тяжёлых психотравмирующих условий. Истерия рассматривается как защитная реакция на какую-либо психологическую вредность. У детей раннего и дошкольного возраста истерия проявляется в виде припадков. Если ребёнку что-либо не дают, он начинает стучать ногами, бросать игрушки, пытаясь этим добиться от окружающих желаемого. Следует помнить, что больной истерией ребёнок не притворщик, он сам страдает от своего заболевания. При первых признаках истерии не следует идти на поводу желаниям ребёнка, а надо переключить его внимание. При частых проявлениях истерии следует обратиться к детскому психологу и психотерапевту.

 

Неврастения — это невроз хронической усталости центральной нервной системы, постоянно испытывающей перегрузки. Различают две формы неврастении: гиперстеническую и астеническую. Для первой характерна повышенная возбудимость, вспыльчивость, упрямство. Для второй – плаксивость, боязливость, повышенная утомляемость. Довольно часто обе формы сочетаются. Нарушение сна – одно из наиболее ранних и специфических проявлений неврастении. Больной неврастенией ребёнок может испытывать ряд тревожащих его ощущений: головные боли, сердцебиение, дрожание, жара в различных участках тела. Возникает неврастения в тех случаях, когда к ребенку предъявляют требования, которые он не в силах выполнить, но он воспитан так, что старается вовсю. Для родителей таких детей характерна повышенная амбициозность. Они не считаются с потребностями ребенка в отдыхе, игре, общении со сверстниками, считая их второстепенными и не достойными внимания. Движимые тревогой за будущее своих детей, родители, не учитывая их способностей и возрастных особенностей, чрезмерно нагружают ребенка различными развивающими играми, занятиями иностранными языками, музыкой, рисованием, спортом и т. д. Если способности ребенка позволяют, он посещает эти занятия, а к тому же еще успевает пообщаться с друзьями, погулять, поиграть в игры, которые родители считают «бесполезными». В этом случае невроз не разовьется. В противном случае заболевание неизбежно. Часто астенический невроз проявляется у детей в ситуации, когда жизнь резко меняется и предъявляет новые требования. Нередко это может быть поступление в детский сад или в школу. Ребенок, живущий в окружении любящих, принимающих, хотя и тревожных близких людей, готовится идти в детский сад. Он слышит постоянные разговоры об этом, с ним проводят беседы, призывая вести себя примерно, слушаться воспитательницу, не конфликтовать с детьми. После подобной подготовки ребенок идет в детский сад, стараясь, все время контролировать себя, соответствовать предъявляемым к нему высоким требования. Здесь он впервые остается один — без мамы, бабушки, папы, сам вынужден принимать решения. Он впервые может столкнуться с тем, что у него отнимут игрушку, даже стукнут. Если ему не повезет, то жесткие, нечуткие, авторитарные воспитательницы и нянечки не только не помогут его адаптации в новых условиях, но и замедлят ее. Ребенок всерьез может принять угрозы вылить недоеденный суп ему на голову или зашить ниткой веки на время тихого часа. От постоянного контроля нервная система ребенка перенапрягается. К вечеру он очень устает, становится плаксив, капризен, жалуется на головную боль, у него могут появиться мигательные тики. Вечером он долго не может заснуть, ночью его мучают кошмары, утром он выясняет, что описался, так как не почувствовал в глубоком сне позывов к мочеиспусканию.

Никакими таблетками, гипнозом, физиотерапией неврастению не вылечить, если не снизить уровень притязаний больного и к больному ребенку, не изменить ситуацию.   Профилактика неврастении — уважение ребенка, признание его прав на отдых, организацию досуга, а также понимание его возможностей, организация оптимального, а не изнуряющего ритма работы.

Неврозы навязчивых состояний у детей раннего и дошкольного возраста чаще всего проявляются в виде навязчивых страхов или навязчивых движений. У детей младшего возраста любая неожиданность может вызвать испуг: внезапно выскочившая из-за угла собака, громкий звук и прочее. Такой испуг совершенно естествен у здоровых детей, он быстро проходит. У нервного ребёнка чувство пережитого испуга может остаться и перейти в чувство страха. Никакие уговоры, ласки и даже наказания не могут преодолеть этот страх, а иногда даже усиливает его. Навязчивые состояния в виде движений могут носит самый разнообразный характер: подергивание головой, причмокивание, частое моргание и др. При внимательном наблюдении за ребёнком можно установить первоначальную причину подобных явлений. Так, дети с мигательным тиком перенесли конъюнктивит с ощущением инородного тела в глазу, подёргиванию головой предшествовал тесный воротник рубашки. Наиболее эффективным способом избавления от навязчивых состояний следует считать метод «угашения условных связей», т.е. постепенного приучения ребёнка к пугающей его ситуации.

 

Головные боли.

Частым явлением у маленьких детей бывают головные боли. У детей первого года жизни головная боль проявляется плачем, повышенным возбуждением, нарушениями сна, рвотой, фонтанирующим срыгиванием. Заподозрить головную боль у ребёнка можно и по его внешнему виду: он становится вялым, малоактивным, нередко бледнеет. Головные боли могут быть разного происхождения. Их причиной может быть органическая недостаточность нервной системы, возникшая вследствие родовой травмы и выражающаяся в повышении внутричерепного давления. Также могут возникать при воспалительных заболеваниях мозга: менингитах, энцефалитах. Причиной могут быть нарушения зрения или заболевания носоглотки: например, если заложены пазухи носа при запущенном гайморите или неправильно подобраны очки.

Головной болью проявляется такое психосоматическое заболевание, как мигрень. Оно может передаваться по наследству, ею страдают около 30% людей, в том числе и дети. Впервые она проявляется в подростковом периоде – на волне гормонального всплеска. Также известны случаи раннего начала мигрени – в 2-3 года. Обычно болит либо правая, либо левая половина головы, большинство обезболивающих средств здесь бессильно. Лучше всего малыша положить в постель, поставить тёплый компресс на лоб, умыть горячей водой или наложить на голову давящую повязку.

Известны также головные боли напряжения. Ребёнку кажется, что болит вся голова, а на самом деле болят мышцы, опоясывающие черепную коробку. Она может быть вызвана нехваткой соли кальция, приводящей к нарушениям нервно-мышечной возбудимости и спазму мышц головы. В некоторых случаях боли могут носить невротический характер и возникать в психотравмирующих ситуациях.

Профилактикой головных болей является предупреждение и лечение состояний, их вызывающих. При мигрени следует избегать некоторых продуктов – шоколада, орехов, сыра, если они вызывают приступы головной боли. Для снятия головных болей напряжения полезны продукты, содержащие большое количество кальция, - сыр, творог, йогурт, кефир и т.д. При невротических головных болях помогает лимонник – добавлять по утрам несколько капель в чай. Также полезна аскорбиновая кислота, успокаивающие средства (валериана, пустырник, пион).

Судорожные состояния.

Судорожные состояния, возникающие в детском возрасте, — свидетельство серьезных нарушений здоровья. Дети, даже однократно перенесшие судорожный припадок, обязательно должны регулярно наблюдаться и обследоваться у врача, несмотря на то, что в межприступный период они могут выглядеть абсолютно здоровыми, даже если у них эпилепсия. Насколько серьезен диагноз, как часто нужно обследоваться и наблюдаться, может решить только врач. При возникновении припадка у ребенка ни в коем случае нельзя впадать в панику, кричать, трясти ребенка, пытаться вывести его из бессознательного состояния. В случае эпилепсии течение приступа не зависит от воли и сознания больного, возникает внезапно и так же внезапно кончается. Если родитель присутствует при этом, он должен, не теряя присутствия духа, попросить кого-нибудь вызвать «Скорую помощь», постараться положить ребенка удобно — так, чтобы во время судорогой не ушибся, не пытаться сдерживать при этом амплитуду судорожных движений. Голову лучше положить себе на колени, расстегнуть воротник и пояс. Между верхними и нижними зубами желательно положить свернутое жгутом полотенце — это предупредит прикус языка. Пытаться сделать это пальцем не стоит, так как можно получить травму. Важно отметить время, когда начался приступ и когда он закончился, особенности движений, совершаемых больным. Все это может очень пригодиться врачу. После окончания судорог наступает глубокий сон, из которого не нужно  выводить ребенка. После того как ребенок пришел в себя, он, как правило, ничего не помнит. Некоторые больные перед началом приступа переживают так называемую «ауру» в виде головокружения, каких-то звуков или образов перед глазами, ощущения дурноты и пр. Это — предвестники приступа. Если при их появлении дать лекарство, иногда можно предотвратить его.

Информация о работе Нервно-психическое развитие детей