Нервно-психическое развитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:25, контрольная работа

Описание

Нарушение нервно-психического здоровья детей возникают по разным причинам. В основе неврозов лежат изменения, которые касаются трёх основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Причины, лежащие в основе неврозов:
1. наследственная предрасположенность (наличие в семье больных с заболеваниями ЦНС, алкоголиков, наркоманов и т.д.);

Содержание

Причины нарушения нервно-психического здоровья у детей…………………стр.2
Истерия, неврастения и неврозы навязчивых состояний………………………стр.2
Головные боли…………………………………………………………………….стр.4
Судорожные состояния…………………………………………………………...стр.4
Детские страхи, тики, заикание…………………………………………………..стр.5
Детская психотерапия и психокоррекция………………………………………..стр.6
Список литературы………………………………………………………………..стр.8

Работа состоит из  1 файл

Нарушение нервно.doc

— 74.00 Кб (Скачать документ)

К принципам лечения эпилепсии относятся долговременность, скрупулезность. Нужно очень строго соблюдать назначения, ни в коем случае не прекращать прием препаратов или снижать их дозу без рекомендаций врача. Это поможет предупредить изменения личности, нарушения мышления, снижение интеллекта. Больной ребенок может оставаться хорошо адаптированным и чувствовать себя вполне здоровым. Однако не следует скрывать от него, как это делают некоторые родители, что он подвержен приступам. Он должен знать о них и о том, что может их спровоцировать:

  1. глубокое частое дыхание, возникающее при сильных физических нагрузках, например, беге. Это не значит, что ребенку, больному эпилепсией, совсем нельзя бегать, плавать и т. д. Можно, но во всем нужна мера. Вот в спортивных соревнованиях ему лучше не участвовать (если, конечно, это не шахматный матч);
  2. перегревание на солнце, в ванной, в бане. Он может находиться на пляже, но в тени и обязательно в головном уборе. Купаться, плавать он может, но обязательно в сопровождении взрослого. Париться в бане таким детям категорически не рекомендуется;
  3. недостаточный по времени сон, грубые нарушения режима, чрезмерные умственные и физические нагрузки;
  4. возникновение сопутствующего заболевания, особенно сопровождающегося повышением температуры тела. При этом часто возникает необходимость усилить поддерживающую терапию, но сделать это может только врач;
  5. мелькание перед глазами световых вспышек, частая смена зрительных образов. В связи с этим детям, подверженным припадкам, не рекомендуется смотреть в окно во время поездки в автомобиле, в поезде. Часто используемые сейчас на дискотеках световые эффекты могут спровоцировать приступ. Длительный просмотр телепередач, просиживание часами у монитора компьютера также нежелательны. Это не значит, что ребенка нужно совсем лишить возможности смотреть мультфильмы и играть в компьютерные игры. При этом дети часто чувствуют себя неполноценными, некоторые скандалят. Вред от бурных отрицательных эмоций, испытываемых при этом, может быть больше, чем от часа, проведенного у экрана. Во всем необходимо соблюдать меру, в том числе и запреты должны быть разумными. Определить меру поможет врач.

 

Детские страхи, тики, заикание.

 

Частым расстройством, особенно у тревожных детей, бывают стойкие страхи. Нормальная реакция испуга отличается от невротических страхов тем, что она быстро проходит и не изменяет состояния и поведения ребёнка в целом. Болезненные страхи нередко распространяются на ситуации, лишь косвенно связанные с причиной первого испуга, а иногда и ничем с ней не связанные.

Достаточно распространены у детей дошкольного возраста такие расстройства, как тики (мигание, шмыганье носом, гримасничанье) и заикание. Они могут быть следствием реакции на острый или хронический стресс. Однако часто фоном для их возникновения служит органическая недостаточность нервной системы, в этих случаях они трудно поддаются лечению. Дети с тиками и заиканием требуют особенного внимания в детском учреждении: их могут дразнить в группе или нездоровому ребёнку могут подражать здоровые дети. Заикание чаще всего возникает в период становления речи, когда ребёнок начинает произносить слова и фразы. При заикании дети по несколько раз повторяют первые звуки или первоначальные слоги, или делают внезапную остановку в начале или середине слова. Очень важно спокойно выслушать заикающегося ребёнка, при быстрой сбивчивой речи доброжелательно остановить его, попросить говорить медленно, нараспев.

 

 

Детская психотерапия и психокоррекция.

 

Психологическая работа с детьми дошкольного возраста – это целый комплекс специализированных видов деятельности, которыми обязан владеть подготовленный в этой области специалист. Основными функциями педагога-психолога, работающего в детском дошкольном учреждении, являются создание условий, способствующих охране  в первую очередь психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребёнка. Очень важна работа с родителями: не всегда адекватно оценивая состояние ребёнка, они могут считать, что «всё само пройдёт», и отказываются от лечения.

Лекарственные средства, назначенные врачом, могут уменьшить тревогу у ребёнка, улучшить сон, повысить устойчивость к психическим нагрузкам. Однако во всех случаях ведущая роль в преодолении отклонений в нервно-психическом здоровье у детей принадлежит психотерапевтическим и психокоррекционным методам воздействия.

Психотерапией называется лечебное воздействие на психику ребёнка не лекарственными методами. Детская психотерапия имеет ряд существенных особенностей. Во-первых, в формирование личности ребёнка и в создании среды, влияющей на него, огромная роль принадлежит родителям. Поэтому лечение начинается с работы с родителями: выяснение особенностей их личности, отношения к ребёнку, воспитательной тактики и общей психологической атмосферы в семье. Во-вторых, в связи с преобладанием чувственных переживаний и повышенной внушаемостью основным способом психотерапевтического воздействия в детском возрасте считается опосредованное внушение через специально ориентированные игры, истории, театрализованные представления с вовлечением в них ребёнка. В-третьих, важную роль играет отвлечение ребёнка от болезненных проявлений посредством вовлечения в игры, труд, культурно-массовые мероприятия, участие в которых позволяет постепенно преодолеть имеющиеся проблемы. Наиболее распространенными методами, используемые в детской психотерапии, являются игровая психотерапия, арттерапия, сказкотерапия.

Игровая психотерапия – метод, когда ребёнок получает возможность «проиграть» свои чувства и проблемы. Для этого используется специально оборудованный кабинет, в котором имеется определённый набор материалов, игрушек, костюмов, масок. Игры могут быть театрализованными, спонтанными, кукольными, сюжеты игр помогают участвующим в них детям «выплеснуть» накопившиеся у них переживания, найти способы решения трудных проблем.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Сказку либо рассказывает психотерапевт, либо врач и ребёнок складывают сказку вместе. В случае совместного придумывания сказки врач постепенно и неторопливо проясняет суть проблемы, в ситуации рассказывания сказки он транслирует ребёнку способы решения проблемы, заранее заложенные в сказочном сюжете. Сказкотерапия может использоваться для работы с детьми, начиная с 3-х лет.

Арттерапия – это лечение образом и изображением, позволяющее вывести конфликт на поверхность и проработать  его с помощью изменения изображения, формы, уничтожения и т.д. В рамках этого вида терапии существуют спонтанное рисование и рисование на заданную врачом тему. Всё внимание концентрируется на конфликте. Арттерапия – это не только рисование, но и работа с глиной, пластилином, тестом, аппликацией. В ней также используется рисование пальцами, ногами, даже бодиарт. Дети рисуют не только на бумаге за столом, но и на полу, на стенах.

Все перечисленные методы часто используются в комплексе. Психотерапевтические сеансы могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая работа возможна с детьми не моложе 6-7 лет из-за эгоцентричности детского мышления.

 

Также в работе с детьми широко используются методы психологической коррекции. Направлены они на улучшение отдельных психических функций (развитие познавательных интересов, концентрации внимания, увеличения объёма памяти), а также на совершенствование умения общаться со сверстниками, работать в коллективе. Эти методы являются скорее педагогическими, чем лечебными. Психокоррекционной работой занимаются, как правило, психологи, однако роль педагогов, ежедневно проводящих с ребёнком занятия, в этой работе переоценить невозможно – ведь именно от них зависит закрепление основных умений, поддержание ощущения успеха и стремления к дальнейшим достижениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.       Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста.-  М, 2003.

2.       Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста.- М, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

9

 



Информация о работе Нервно-психическое развитие детей