Влияние сюжетно-ролевой игры на социометрический статус детей старшего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 22:30, курсовая работа

Описание

Объект исследования: Социометрический статус у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования взаимоотношений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Цель исследования: определить влияние сюжетно-ролевой игры на социометрический статус детей

Задачи исследования:

Определить сущность межличностных отношений дошкольников в психолого-педагогической литературе;

Проанализировать опыт по эффективному развитию межличностных отношений у дошкольников;

Выявить значение сюжетно-ролевой игры в развитии социометрического статуса дошкольников;

Диагностировать уровень развития межличностных отношений в процессе сюжетно-ролевой игры;

Содержание

Содержание. 2

Введение 3

Глава1 Влияние сюжетно-ролевой игры на социометрический статус . 5

1.1.Характеристика сюжетно-ролевой игры . 5

1.2. Межличностные отношения 7

1.3. Статусная структура личных взаимоотношений. 9

1.4. Особенности малой социальной группы детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...10

1.5. Взаимоотношения детей в игре.. 13

Глава 2Иследование зависимости социометрического статуса дошкольников от уровня сюжетно-ролевой игры. 33

Заключение. 44

Список литературы. 46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

    Итак, в основе популярности дошкольников лежит их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность в продуктивной деятельности.

    Существует  и другое направление работ, в  которых анализируется феномен  детской популярности с точки  зрения потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности. Эти работы базируются на положении М.И. Лисиной о том, что в основе формирования межличностных отношений и привязанности лежит удовлетворение коммуникативных потребностей. Если содержание общения не соответствует уровню коммуникативных потребностей субъекта, то привлекательность партера уменьшается, и наоборот, адекватное удовлетворение основных коммуникативных потребностей ведет к предпочтению конкретного человека, удовлетворившего эти потребности.[23,9] Результаты экспериментальных работ, проведенных под руководством М.И. Лисиной, показали, что наиболее предпочитаемыми оказались дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру – доброжелательность, отзывчивость, чувствительность к воздействиям сверстника. А исследование О.О. Папир (под руководством Т.А. Репиной) обнаружило, что популярные дети сами имеют обостренную, ярко выраженную потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить.[17,161]

    Итак, анализ психологических исследований показывает, что в основе избирательных привязанностей детей могут быть самые разные качества: инициативность, успешность в деятельности (включая игровую), потребность в общении и признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворить коммуникативные потребности ровесников.

    Затронем  вопрос о детях с трудностями  в общении. Каковы причины их изолированности? Известно, что в таких случаях  не может быть полноценного развития личности ребенка, т.к. обедняется опыт научения социальным ролям, нарушается формирование самооценки ребенка, способствуя развитию у ребенка неуверенности в себе. В ряде случаев затруднения в общения могут вызвать у этих детей недоброжелательное отношение к сверстникам, озлобленность, агрессию в качестве компенсации. А.А. Рояк выделяет следующие характерные трудности:

  • ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру.
  • ребенок стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер.
  • ребенок уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно.
  • ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.

    Все эти трудности автор объясняет  нарушением одного или всех следующих  условий "полноценного общения":

  • наличие взаимных симпатий;
  • наличие интереса к деятельности сверстника, стремление играть вместе;
  • наличие сопереживания;
  • наличие способности "приспосабливаться" друг к другу;
  • наличие необходимого уровня игровых умений и навыков

    Формирование  доброжелательного отношения к  сверстникам.

    Для развития полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей не дает существенной "прибавки" к социальному развитию детей. Так, было обнаружено, что у детей из детского дома, имеющих неограниченные возможности общения друг с другом, но воспитывающихся в дефиците общения с взрослыми, контакты со сверстниками бедны, примитивны и однообразны. Эти дети, как правило, не способны к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения. Для возникновения этих важнейших способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения. [19,12-19]

    .

    Таким образом, группа детского сада – целостное  образование, представляет собой единую функциональную систему со своей структурой и динамикой. Присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ориентациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся. В этой системе могут присутствовать дети с проблемами в общении, к которым воспитатель должен относиться особенно внимательно, с использованием индивидуальных методов. Одним из таких методов является сюжетно-ролевая игра. 
 
 
 
 
 

     1.5. Взаимоотношение между детьми в игре.

     Двойственность  игрового взаимодействия между дошкольниками, вытекающая и из сочетания взятой на себя роли, и из особенностей личности ребенка, особенно ярко проявляется  в характере взаимоотношений, возникающих  между играющими детьми.

     Прежде  всего, сюжетная ролевая игра возникает  в группе уже знакомых друг с другом детей. В этой группе до начала игры уже сложилась определенная система  личных взаимоотношений, в которой  каждый ребенок занимает то или иное место, имеет тот или иной социометрический статус. Эти взаимоотношения проявляются на самых первых этапах игры: на основе избирательной симпатии и возникает игровая группа. Она может быть объединена сначала интересом к содержанию игры, а затем и интересом детей друг к другу. Возможен и другой мотив объединения: дети, которые взаимно симпатизируют друг другу, объединяются для игры по сюжету, который как-то устраивает большинство. Возможны случаи, когда ребенок как бы жертвует своими игровыми интересами ради возможности вступить в общение с определенными импонирующими ему или влиятельными товарищами по группе.

     Реальные  внутригрупповые взаимоотношения  во многом определяют и следующий  этап игры – распределение ролей. Как показывают исследования, наиболее интересные роли чаще всего захватывают дети с высоким статусом (социометрические «звезды»), которые в соответствующих экспериментах получают наибольшее число выборов. В этом случае они становятся и лидерам игровой группы, направляющими по своему усмотрению сюжет игры, определяющими ее конкретное содержание, распределяющими остальные роли, оценивающими достоверность и «правильность» их исполнения.

     Для завоевания такой лидерской позиции  мало иметь высокий социометрический статус, необходимы еще и организаторские  способности, а также соответствующими достоверность и «правильность» их исполнения, что член группы, которому симпатизируют многие сверстники, все же лидером, организатором игры не становится. Исследования показали, что между положением ребенка в группе и его качествами как участника игры существует тесная взаимозависимость: часто именно эти качества, проявляемые в игре, и определяют статус дошкольника среди сверстников.

     Таким образом, в игре проявляются несколько типов взаимоотношений, различных по своему происхождению и функциям. Прежде всего, это относительно стабильные межличностные отношения, возникшие до начала игры. На их фоне возникают и развертываются сюжетно-ролевые отношения, обусловленные сюжетом и содержанием игры: дети в своих действиях и высказываниях воплощают свои представления о содержании и характере взаимоотношений изображаемых персонажей (продавца и покупателя, капитана, матросов и пассажиров, врача и больного и т.д.). В какой-то мере здесь допустима аналогия с исполнением ролей в театральном спектакле: здесь актеры, играющие определенные роли, не перестают относиться друг к другу как товарищи по работе.

          В результате такого взаимодействия появляется и третий план отношений – организационные отношения по поводу игры, при наличии которых дети-персонажи на мгновение «выходят» из роли и осуществляют контроль за действиями других участников игры. И это не удивительно: ведь в отличии от актеров дети сами являются и авторами и режиссерами своего игрового «спектакля».

     Организационные отношения проявляются в форме  реплик, содержащих оценку правильности исполнения роли, соответствия игрового поведения эталонам, представлениям участников игры.

     В зависимости от сыгранности игровой  группировки, реальных отношений в  ней, развитости самого сюжета и содержания игры на первый план могут выдвигаться  то одни, то другие типы отношений. Особенно важное значение для развития внутригрупповых  взаимоотношений имеют сюжетные взаимоотношения, в которых воплощаются представления детей о социальных взаимозависимостях взрослых. Исследования показали, что в играх дети вступают в такие отношения, которые в других условиях им недоступны. Это отношения взаимного контроля, соподчинения, взаимной помощи. «В реальной жизни, отмечает Д.Б. Эльконин, - подобные взаимоотношения недоступны детям даже старшего дошкольного возраста. Таким образом, в своих играх дети вступают в более сложные взаимоотношения в их реальной коллективной жизни. Под влиянием коллективных игр у детей воспитываются нормы коллективного поведения, которые затем переносятся детьми и за пределы игры, становясь общими нормами их поведения». В этих условиях уже на уровне дошкольного возраста у детей появляются ростки осознания себя как членов определенного коллектива, чувство «Мы». Следовательно, игра создает зону ближайшего развития не только для развития личности дошкольника, но и для развития группы на пути ее становления как коллектива. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Исследование зависимости социометрического статуса дошкольников от уровня сюжетно-ролевой игры

     2.1. Постановка проблемы  и описание методик

     2.1.1.Социометрическая игра «Секрет»

     В соответствии с темой курсовой работы был проведен социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А. Коломенским [№3,с74-75] «Выбор в действии». Была проведена с детьми игра «Секрет», переработанный вариант социометрического эксперимента с учетом возрастных психологических особенностей детей дошкольного возраста Т.А.Репиной [№17, с65-78,220] 

     Цели  проведения социометрической процедуры

    • измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
    • выявление “социометрических позиций”, то есть обозначения того, какое иерархическое место в группе занимают участники исследования;
    • обнаружение внутригрупповых “союзов”.

     Методика  проведения

     Методика  заключается в том, что каждого  ребенка «по секрету» от остальных  просят по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям  группы. Перед началом эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе». Далее ребенку дают 3 картинки и говорят: «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют». При затруднении можно помочь ребенку: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того как ребенок сделает свой выбор, его спрашивают: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку… (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?» Затем говорят: «Если бы у тебя было много-много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» Все ответы записывают, а на оборотной стороне картинки – имя сверстника, которому она подарена.

     Обработка данных.

     Подсчитывают  число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношений (УВБ) в группе. Данные заносят в  таблицу. На основании данных определяют статусное положение каждого ребенка и распределяют всех детей по условным статусным категориям:

  1. «Предпочитаемые» - 6-7 выборов
  2. «Принятые» - 3-5 выборов
  3. «Непринятые» - 1-2 выбора
  4. «Изолированные» - не получившие ни одного выбора

     Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в группе: соотносят число статусных категориях (1-2), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (3-4). УВБ высокий при 1+2 и 3+; средний при 1+2 = 3=4 (или незначительном расхождении); низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УВБ является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в 4 статусной категории (он не должен превышать 15-20%). Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент взаимности (КВ): КВ = (В1/В) *100%, где В – общее число выборов, сделанных в эксперименте; В1 – число взаимных выборов.

     На  основании определения статуса  каждого члена группы делают вывод  о наличии микрогруппы в коллективе (КВ ниже 20% может рассматриваться  как отрицательный показатель). [№17, с220] 

     2.1.2.Изучение сюжетно-ролевой игры

     Для изучения сюжетно-ролевой игры проводились  наблюдения. Рекомендованное Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А.[25,113-117]

     Проведение  исследования. Проводят наблюдения в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

     Обработка данных. Анализ протоколов проводят по схеме:

     1.Замысел игры, постановка игровых целей и задач

     1. Как возникает замысел игры (определяется  игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого  ребенка и т.д.).

     2. Обсуждает ли замысел игры  с партнерами, учитывает ли их точку зрения.

     3. Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу  игры.

     4. Статичен ли замысел или развивается  по ходу игры. Насколько часто  наблюдается импровизация в игре.

     5. Умеет ли сформулировать игровую  цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям.

Информация о работе Влияние сюжетно-ролевой игры на социометрический статус детей старшего возраста