Влияние сюжетно-ролевой игры на социометрический статус детей старшего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 22:30, курсовая работа

Описание

Объект исследования: Социометрический статус у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования взаимоотношений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Цель исследования: определить влияние сюжетно-ролевой игры на социометрический статус детей

Задачи исследования:

Определить сущность межличностных отношений дошкольников в психолого-педагогической литературе;

Проанализировать опыт по эффективному развитию межличностных отношений у дошкольников;

Выявить значение сюжетно-ролевой игры в развитии социометрического статуса дошкольников;

Диагностировать уровень развития межличностных отношений в процессе сюжетно-ролевой игры;

Содержание

Содержание. 2

Введение 3

Глава1 Влияние сюжетно-ролевой игры на социометрический статус . 5

1.1.Характеристика сюжетно-ролевой игры . 5

1.2. Межличностные отношения 7

1.3. Статусная структура личных взаимоотношений. 9

1.4. Особенности малой социальной группы детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...10

1.5. Взаимоотношения детей в игре.. 13

Глава 2Иследование зависимости социометрического статуса дошкольников от уровня сюжетно-ролевой игры. 33

Заключение. 44

Список литературы. 46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

     2. Содержание игры

     1. Что составляет основное содержание  игры (действия с предметами, бытовые  или общественные взаимоотношения  между людьми).

     2. Насколько разнообразно содержание  игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения.

     3. Сюжет игры

     1. Насколько разнообразны сюжеты  игр. Указать их название и  количество.

     2. Какова устойчивость сюжета игры, т.е. насколько ребенок следует одному сюжету.

     3. Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет.

     4. Насколько развернут сюжет. Представляет ли он из себя цепочку событий или одновременно ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет.

     5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

     6. Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы  взрослых и т.д.).

     4. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

     1. Обозначает ли выполняемую роль  словом и когда (до игры или  во время игры).

     2. Какие средства использует для  взаимодействия с партнером по  игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика).

     3. Каковы отличительные особенности  ролевого диалога (степень развернутости:  отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).

     4. Передает ли и как характерные  особенности персонажа.

     5. Как участвует в распределении ролей. Кто руководит распределением ролей. Какие роли исполняет: главные или второстепенные. Как относится к необходимости выполнять второстепенные роли.

     6. Что предпочитает ребенок: играть  один или входить в игровое  объединение. Дать характеристику  этого объединения: численность,  устойчивость и характер взаимоотношений.

     7. Есть ли у ребенка любимые роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх.

     5. Игровые действия  и игровые предметы

     1. Использует ли ребенок в игре  предметы-заместители, и какие. По какому принципу ребенок выбирает предметы-заместители и преобразует их для использования в игре.

     2. Дает ли словесное обозначение  предметам-заместителям, насколько  легко это делает.

     3. Кто является инициатором выбора  предмета-заместителя: сам ребенок  или взрослый. Предлагает ли свой  вариант замещения партнеру.

     4. Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у ребенка любимые игрушки.

     5. Характеристика игровых действий: степень обобщенности, развернутости,  разнообразия, адекватности, согласованности  своих действий с действиями  партнера по игре. Какова роль  слова в осуществлении игровых действий.

     6. Как воспринимает воображаемую  ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми  предметами.

     6. Игровые правила

     1. Выполняют ли правила функцию  регулятора игры. Сознается ли  правило ребенком.

     2. Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью.

     3. Следит ли за выполнением правил  другими детьми. Как реагирует  на нарушение правил другими детьми. Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре.

     4. Как относиться к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил.

     7. Достижения результата  игры

     1. Как соотносится первоначальный  замысел и его реализация в  игре.

     2. Соотносит ли ребенок свой  замысел с достигнутым результатом.

     3. Какими средствами достигается  реализация замысла.

     8. Особенности конфликтов в игре

     1. По поводу чего чаще всего  возникают конфликты (распределение  ролей, выполнение правил, обладание  игрушкой и т.д.).

     2. Каковы способы разрешения конфликтов.

     9. Игровая среда

     1. Готовит ли игровую среду заранее  или подбирает предметы по  ходу игры.

     2. Использует ли предложенную игровую  среду (оборудование игрового  уголка) и как.

     Полученные  результаты соотносят с таблицей и определяют уровень развития сюжетно-ролевой  игры.

Компоненты 

игры

1 уровень

2-3 года

2 уровень

3-4 года

3 уровень

4-5 лет

4 уровень

5-7 лет

1 2 3 4 5
Замысел игры, постановка игровых целей и задач Дети обычно начинают играть, не задумываясь. Выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием другим детям. Цель возникает в процессе игры (приготовить кукле обед, поехать на машине). Дети начинают ставить цель сначала в строительных играх, а затем в играх с игрушками. В конце 3-го года жизни дети начинают готовить условия для игр, обозначать замысел игры. Игровые замыслы начинают адресовываться группе детей Дети самостоятельно ставят игровые задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга, поэтому взрослый часто помогает словесно обозначить игровую задачу Воплощение  замысла в игре происходит путем  решения нескольких игровых задач. Усложняется способ их решения. Как правило, дети сами договариваются перед началом игры. Замыслы игр  более устойчивые, но не статичные, а развивающиеся. Дети совместно  обсуждают замысел игры, учитывают  точку зрения партнера, достигают  общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в нее новые идеи и образы, т.е. плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией.
Содержание  игр Основное содержание игры – действие с предметами. К  концу 3-го года жизни, научившись действовать  с предметами, дети переходят к  отображению простейших взаимоотношений  между персонажами Сюжетно-отобразительная  игра переходит в сюжетно-ролевую. В игре дети отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых  Содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений  взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план В игре дети создают  модели разнообразных взаимоотношений между людьми
Сюжет игры Сюжеты по преимуществу бытовые. Они немногочисленны, однообразны, неустойчивы. В конце 3-го года жизни дети начинают объединять в игре 2-3 хорошо знакомых события, иногда включают в игру эпизоды из сказок Бытовые сюжеты преобладают, но они уже менее статичны. Чаще дети используют в играх эпизоды из хорошо знакомых сказок Сюжеты развернуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. В игре дети комбинируют  эпизоды из сказок и реальной жизни Совершенствуется  умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игр. Для детей характерно стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, общественные сюжеты занимают значительное место в их играх. Дети смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых
Выполнение  роли и взаимодействие детей в  игре В конце 3-го года жизни некоторые дети начинают обозначать роль словом. С переходом к обобщенным игровым действиям появляется основание для содержательного ролевого общения. Дети часто разговаривают с игрушками как с партнерами по игре. Постепенно роль партнеров переносится на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий, значение предметов-заместителей. Дети переходят к играм вдвоем, а затем к групповым играм Ребенок берет  на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой роли. Дети с  интересом воспроизводят ролевые  действия, эмоционально передают ролевое  поведение. Сначала игра сопровождается отдельными ролевыми репликами, постепенно развивается ролевой диалог, в том числе и с воображаемым собеседником. Дети тяготеют к совместным играм со сверстниками. Они активно включаются в игры других детей. Сначала их объединения носят кратковременный характер, затем они становятся более длительными Закрепляются  новые формы общения через роли, обозначенные словом, ролевое взаимодействие, ролевой диалог, который становится более длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонация). Они вступают в ролевое взаимодействие на длительное время. Большинство детей предпочитают играть вместе, т.к. им легко удается взаимодействие в игре (самостоятельное распределение ролей, реализация замысла и т.д.) Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые детьми средства выразительности. Речь занимает все большее место в  реализации роли. Она не только обозначается словом, но через речь раскрывается сущность ролевых отношений. У детей насчитывается 7-10 ролей в играх, из них 2-3 любимые
Игровые действия, игровые предметы К концу 3-го года жизни дети принимают от взрослого  и выполняют действия с предметами-заместителями, сообщают другим предполагаемое содержание своих действий с ними. Они воспринимают воображаемую ситуацию, играют с воображаемыми предметами, переходят к активной замене хорошо освоенных действий словом («Куклы уже поели»). Им становится доступна условность игры («Это понарошку»). Дети переходят к обобщенным действиям. В совместных играх они сначала выполняют одинаковые действия, затем функции играющих разделяются (один причесывает другого), к 3-му году появляются первые подлинно коллективные игры Дети используют разные предметные способы воспроизведения  действительности: хорошо владеют действиями с сюжетно-образными игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители, адаптируются к воображаемым предметным ситуациям, переходят на обозначение и замену предметов и действий словом. Во второй половине 4-го года жизни дети придумывают разнообразные замещения, изменяют первоначальное игровое назначение предмета. Они избирательно относятся к предметам-заместителям, часто предлагают свой вариант сверстникам. Дети заменяют недостающие тематические игрушки другими предметами Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители. Совершенствуются способы действия с предметами. Хорошо освоены предметно-игровые действия; свободно играют с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами, легко  дают им словесные обозначения Игровое действие часто заменяется словом. Дети осуществляют игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушками, собственными самоделками. Широко используют в игре подсобный материал. По ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы
Правила игры Детей привлекает само действие. Правила игры не выполняют  функцию ее регулятора Правила регулируют последовательность действий. Правила регулируют ролевые взаимоотношения. Дети выполняют  правила в соответствии со взятой на себя ролью. Следят за выполнением правил игры другими детьми Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли.

        
 

 

     2.2. Анализ результатов

     Диагностическое обследование  проводилось в естественной и привычной для дошкольников форме игры, при этом не допускались какиелибо адресованные в сторону ребенка оценки, порицания или поощрения.

     Перед началом эксперимента ребенку предлагалась инструкция: «Сейчас я дам тебе 3 наклейки, ты можешь подарить их детям, кому захочешь, только каждому по одной!». Далее ребенку предлагалось положить в шкафчик наклейки в качестве подарка или сюрприза.

    В исследовании принимали участие 18 детей в возрасте от 5 до 6 лет: 12 девочек и 6 мальчиков.

    Результаты

«Звезды» - 1

«Предпочитаемые или принятые» дети - 10

«Непринятые» - 7

«Изолированные» - 0

    В данной группе наблюдается средний уровень благополучия. Фиксируется тогда, когда в двух первых и двух последних группах число лиц примерно одинаково. (11 «звезды и предпочитаемые» и 7 «непринятые и отверженные»).

     Коэффициент взаимности Коэффициент взаимности 33% средний  

     Причины выбора того или иного ребенка

    • Это мой друг (подруга)
    • Мы вместе играем, на прогулке строим замок (снеговика и т.д.)
    • Не могут объяснить свой выбор («просто так» или молчат)
    • Помощи другим ребенком («дала фломастеры», «поделилась шоколадкой» и т.д.)

     В заключении исследования задавался  вопрос:

       «А как ты думаешь, кто из твоей группы мог подарить тебе картинки? Почему?»

     На  этот вопрос дети чаще всего называли тех детей, которых выбрали сами и причины называли те же. 
 

        

  

Заключение.

 

    В данной работе были рассмотрены понятия  «сюжетно-ролевая игра», «межличностные отношения дошкольников», описаны  особенности малой группы дошкольников и основных, выделяемых специалистами проблем в межличностном общении дошкольников, особенности сюжетно-ролевой игры. Проведено практическое исследование.

    На  основании проделанной работы можно  сделать следующие выводы:

    • Сюжетно-ролевая игра имеет особое значение для становления самых разных форм произвольности детей; является важным инструментом социализации.
    • Межличностные отношения дошкольников, также как и межличностные отношения взрослых, это сложный, многоаспектный процесс.
    • В основе популярности дошкольников, как и взрослых, лежит их деятельность – или способность к организации интересной совместной игровой деятельности, или успешность в продуктивной деятельности.
    • Опыт первых межличностных отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Поэтому необходимо создавать все условия для того, чтобы этот опыт был позитивным.
    • В общих чертах суть психологических проблем в общении можно определить как фиксацию ребенка на оценке себя.
    • Сюжетно-ролевая игра позитивно влияет на межличностные отношения детей и является необходимым условием для позитивного их развития.
 

    Таким образом, можно сказать, что через  решение заявленных задач цель работы была достигнута, гипотеза исследования подтвердилась. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

 
  1. Антонова  Т. Особенности общения старших  дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание.- 1975, №10
  2. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. / Л.С. Выготский. // Вопросы психологии. 1996. 6. С.38
  3. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 1997. – 237 с.
  4. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М.,1978
  5. Иванкова Р.А. Нравственное воспитание дошкольников в игре// Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. – М.,1983. – С.104-111
  6. Ивакина, И.А. Руководство творческими сюжетно ролевыми играми дошкольников. Учебно методическое пособие. / И.А. Ивакина. Пенза, 1995. 185 с.
  7. Коломинский Я.А., Жизневский Б. Социально-психологические аспекты руководства ролевой игрой. //Дошкольное воспитание.- 1986, №6
  8. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2000.
  9. Лидак, Л. Сюжетно ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками. / Лидак Л. // Дошкольное воспитание. 1990. 7. С.23.
  10. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения./ М.И. Лисина. М.: Прогресс, 1986. 240с.
  11. Лисина, М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников. / М.И. Лисина, Т.Д. Сарториус. // Психология формирования личности и проблемы обучения (Под редакцией Эльконина Д.Б., Дубровиной И.В.) М.: Знание, 1980. 175с.
  12. Менджерицкая Д.В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада //Воспитание детей в игре. – М., 1979. – С.5-18
  13. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1975. – 239 с.
  14. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990. – 152 с.
  15. Отношения между сверстниками в группах детского сада. /Под ред. Репиной Т.А.- М.: Педагогика.- 1978
  16. Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социолизации мальчиков и девочек. //Дошкольное воспитание.- 1984, №4
  17. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988. – 230 с.
  18. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М.: Педагогика, 1988. – 117 с.
  19. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1977. - №2.
  20. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 160 с.
  21. Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. - 1988. - №3.
  22. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников. – М, 2005
  23. М.И. Лисина Формирование личности ребенка в общении. http://www.fictionbook.ru/author/mayiya_ivanovna_lisina/formirovanie_lichnosti_rebenka_v_obshenii/
  24. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М,1999
  25. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М, 1995

Информация о работе Влияние сюжетно-ролевой игры на социометрический статус детей старшего возраста