Влияние сюжетно-ролевой игры на социометрический статус детей старшего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 22:30, курсовая работа

Описание

Объект исследования: Социометрический статус у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования взаимоотношений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Цель исследования: определить влияние сюжетно-ролевой игры на социометрический статус детей

Задачи исследования:

Определить сущность межличностных отношений дошкольников в психолого-педагогической литературе;

Проанализировать опыт по эффективному развитию межличностных отношений у дошкольников;

Выявить значение сюжетно-ролевой игры в развитии социометрического статуса дошкольников;

Диагностировать уровень развития межличностных отношений в процессе сюжетно-ролевой игры;

Содержание

Содержание. 2

Введение 3

Глава1 Влияние сюжетно-ролевой игры на социометрический статус . 5

1.1.Характеристика сюжетно-ролевой игры . 5

1.2. Межличностные отношения 7

1.3. Статусная структура личных взаимоотношений. 9

1.4. Особенности малой социальной группы детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...10

1.5. Взаимоотношения детей в игре.. 13

Глава 2Иследование зависимости социометрического статуса дошкольников от уровня сюжетно-ролевой игры. 33

Заключение. 44

Список литературы. 46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     «КАРЕЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» 

     Факультет Дошкольной и социальной педагогики и психологии 

     Кафедра

     Физического и психического здоровья ребенка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая работа

     Тема: Влияние сюжетно-ролевой игры на социометрический статус детей старшего возраста 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                           Выполнила:             

                                                                            Студентка ОЗО Кильцова

                                                                            Наталья Николаевна

                                                                            Группа 731, курс 3

                                                                           Отделение физического и             

                                                                            психического воспитания

                                                                            Преподаватель: Лазарева

                                                                            Ольга Викторовна

                                                  
 
 

     Петрозаводск 2010

Содержание

Приложение 2. 49 

Приложение 2. 50 

Приложение 2. 60 
 
 
 
 
 

     Введение

     Особое  место в системе коллективных взаимоотношений детей отводится  игре, являющейся, по определению Д.Б. Эльконина, "школою произвольного  поведения ребенка", "школой морали в действий". Вслед за Л.С. Выготским, рассматривая ролевую игру как кооперативную деятельность, отечественные исследователи придают ей важное значение в обеспечении дружеских взаимоотношений детей, поскольку именно в игре ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои действия с другими, подчиняться правилам, оказывать помощь.

     В работах отечественных авторов игровая деятельность детей оказывается не просто вплетенной в ткань самих исследований детских взаимоотношений в качестве необходимого условия их существования, но и выступает как средство формирования самих отношений. [19,12-19]

       Можно с уверенностью судить об актуальности данной проблемы, и важности ее научного исследования. Игровая деятельность вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества.

     Значительное внимание как зарубежными, так и советскими исследователями уделялось изучению взаимоотношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре. В ряде зарубежных работ показано, что с усложнением игрового взаимодействия от младшего дошкольного возраста к старшему уменьшалось число детских ссор, возрастали содружество и кооперация детей.

     Центральным вопросом при изучении игровой деятельности дошкольников отечественными исследователями, в основном педагогами (Менджерицкая Д.В., 1963; Иванкова Р.А.,1970; Жуковская Р.И., 1978; Усова А.П., 1976; и др.), является вопрос влияния игрового взаимодействия детей на их взаимоотношения, на формирование коллективистических качеств личности ребенка. Во многих исследованиях показано, как с усложнением игровой деятельности дошкольника постепенно развивается его общение с детьми.[15, 7-8]

     Большое внимание в исследованиях было уделено изучению особенностей общения в условиях игровой деятельности, сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отношения детей-дошкольников (работы Т.В.Антоновой, Т.А.Репиной и Л.А.Рояк). Специальные методики дали возможность получить богатый материал, характеризующий целый ряд особенностей общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста. Т.А.Репина особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада.[16,28-30]

     Изучение  ценностных ориентаций детей-дошкольников, особенностей их взаимных оценок и  самооценок проводилось в исследованиях Репиной, Горяйновой, Стеркиной.[14;16;17]

     Важным  направлением в научных исследованиях  является изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и  влияние ее на их взаимопонимание. Этому  вопросу посвятили свои работы Л.А.Кричевский, Т.А.Репина, Р.А.Иванова и Л.П.Бухтиарова. [15,15]

     Анализ  психолого-педагогической литературы позволяет  сделать заключение, что изучению межличностных  отношений детей  дошкольного возраста посвящено значительное количество работ. Но большинство исследований выполнено при изучении деятельности детей вне контекста реальной группы детского сада, в них затрагиваются лишь отдельные аспекты проблем взаимосвязи деятельности и отношений детей, в то время как многие ее стороны остаются до сих пор неизученными. 

     Объект  исследования: Социометрический статус у детей старшего дошкольного возраста.

     Предмет исследования: процесс формирования взаимоотношений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

     Цель  исследования: определить влияние сюжетно-ролевой игры на социометрический статус детей

     Задачи  исследования:

     Определить  сущность межличностных отношений  дошкольников в психолого-педагогической литературе;

     Проанализировать  опыт по эффективному развитию межличностных отношений у дошкольников;

     Выявить значение сюжетно-ролевой игры в развитии социометрического статуса дошкольников;

     Диагностировать уровень развития межличностных отношений в процессе сюжетно-ролевой игры;

     Методы  исследования:

     Теоретические методы – изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы;

     Анализ  и обобщение опыта и практики развития межличностных отношений у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре;

     Наблюдение  за старшими дошкольниками в процессе сюжетно-ролевой игры;

     Психодиагностические  методы исследования уровня развития межличностных отношений старших дошкольников; 
 
 
 
 
 

     Глава 1

    1. Характеристика  сюжетно-ролевой  игры
 

     Сюжетно-ролевая игра наиболее характерный вид деятельности дошкольника. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) и педагогов (Р.И.Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П.Усова, Н.Я.Михайленко).

     Игра  – это такая деятельность, в  которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. [24,21]

     Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая воображаемая ситуация, которая складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, создание ими игровой обстановки, своеобразное использование вещей и предметов. Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации. Самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

     Имеет следующие структурные компоненты: содержание, сюжет, роль.

     Главный компонент игры – сюжет.

     Сюжет – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

     Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действия событий, взаимоотношений  из жизни и деятельности окружающих. Это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. При этом игровые действия – одно из основных средств реализации. В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные –«как будто».

     Сюжеты  игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (дом, семья, детский сад, день рождения), производственные, отражающие профессиональный труд людей (больницу, магазин, почта, парикмахерская, транспорт и т.д.), общественные ( игры в празднование Дня рождения города, полет на Луну, выборы и т.д.) Сегодня все чаще появляются игры на темы литературных произведений, кинофильмов, телесериалов, телепередач, мультфильмов, компьютерных программ (Дом два, человек паук, пираты Карибского моря и т.д.).[24,28-35]

     На  протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, это зависит от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических условий ( народы Севера – охота на тюлений, труд оленеводов), приморские районы (кораблестроители, порт, туристы). Экстремальные события порождают новые сюжеты детских игр (война, полярники, полет в космос). Есть и вечные сюжеты, которые связывают поколения  (семья, лечение больных, школа, армия). Сюжеты в играх детей разных времен и народов отличается своим содержанием.

     Содержание  – это то, что производится в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми. В зависимости от представлений меняется и содержание. В младшей группе – одни и те же действия – больница; старшая группа - разные врачи, специфические действия.  В содержании выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослого. Сначала схватывается  только внешняя сторона деятельности,  по мере постижения отношений, общественного смысла труда начинают отображаться взаимоотношения, сами предметы заменяются, или мысленно представляются.[24,198-201]

     Развитие и усложнение содержание на протяжении дошкольного возраста происходит по следующим направлениям:

  • усиление целенаправленности, а значит последовательности, связности изображаемого;
  • постепенных переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных символических действий, словесных замещений)

     Разнообразие  содержания определяется знанием действительности, созвучностью знаний интересам, чувствам ребенка, зависит от умения детей выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях людей.

     Содержание  сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком в роли. Роль средство реализации сюжета, стержень сюжетно-ролевой игры

     Рольигровая позиция ребенка, состоящая в отождествлении им себя и другого участника с каким – либо персонажем воображаемой ситуации. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком, действует от его имени, определенным образом используя предметы, вступает в разные отношения с играющим. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. Всякая роль содержит свои правила. Подчинение ребенком правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры.

     Сюжетно-ролевая игра носит коллективный характер. Наличие детского общества – наиболее благоприятное условие для развития игры. В игре ролевые и реальные отношения. Ролевые – определяются содержанием, правилами игры. Реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор, распределение ролей, выход из конфликта, установление правил). Формируются не только в игре. На основе реальных отношений формируются качества «общественности»: способность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. [24,28-35]

     1.2. Межличностные отношения

     Межличностные отношения – это многообразная  и относительно устойчивая система  избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. Эти связи определяются в основном совместной деятельностью и ценностными ориентациями. Они находятся в процессе развития и выражаются в общении, совместной деятельности, поступках и во взаимооценках членов группы.[17,44]

     Наиболее  распространенным подходом к пониманию  межличностных отношений дошкольников является социометрический. Межличностные  отношения рассматриваются при  этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. В многочисленных исследованиях (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, А.В. Кривчук, В.С. Мухина и др.) было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива – одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками.[17,61]

Информация о работе Влияние сюжетно-ролевой игры на социометрический статус детей старшего возраста