Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 10:39, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии"

Работа состоит из  1 файл

otvety_po_psikhologii_zachet.doc

— 469.50 Кб (Скачать документ)

Социальная отчужденность  может приобрести форму устойчивой личностной аномалии: личность утрачивает способность к социальной рефлексии, учету позиции других людей, резко ослабляется и даже полностью тормозится ее способность к сопереживанию эмоциональных состояний других людей, нарушается социальная идентификация. На этой почве нарушается стратегическое смыслообразование: индивид перестает заботиться о завтрашнем дне.

Длительные и трудно переносимые нагрузки, непреодолимые  конфликты вызывают у человека состояние депрессии (лат. depressio — подавление) — отрицательное эмоционально-психическое состояние, сопровождающееся болезненной пассивностью. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно переживаемые подавленность, тоску, отчаяние, отрешенность от жизни; ощущает бесперспективность существования. Резко снижается самооценка личности. Весь социум осознается индивидом как нечто враждебное, противопоставленное ему; происходит дереализация, когда субъект утрачивает чувство реальности происходящего, или деперсонализация, когда индивид утрачивает возможность и необходимость быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, не стремится к самоутверждению и проявлению способности быть личностью. Недостаточность энергетической обеспеченности поведения приводит к мучительному отчаянию, вызванному нерешенностью задач, невыполнением принятых обязательств, своего долга. Мироощущение таких людей становится трагическим, а поведение — недейственным.

Итак, в одних психических  состояниях проявляются устойчивые личностно характерные состояния, но бывают и ситуативные,эпизодические состояния личности, которые не только не характерны для нее, но даже противоречат общему стилю ее поведения. Причинами возникновения таких состояний могут быть различные временные обстоятельства: ослабленность психической саморегуляции, захватившие личность трагические события, психические срывы, обусловленные нарушением обмена веществ, эмоциональными спадами и др.

  1. Деятельность.

Деятельность – это  активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает  сознательно поставленной цели, возникшей  в результате появления у него определенной потребности, мотива

Мотивы и цели могут  не совпадать. То, почему человек действует  определенным образом, часто не совпадает  с тем, для чего он действует. Когда  мы имеем дело с активностью, в  которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Поступок – действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия.

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд.

Сенсомоторные процессы – это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В  них различают четыре психических  акта: 1) сенсорный момент реакции  – процесс восприятия; 2) центральный  момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы – это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация –  процесс перехода от внешнего, материального  действия к внутреннему, идеальному действию.

Экстериоризация – процесс  превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

  1. Сознание как высшая ступень развития психики.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного  отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего  мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается  в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном  построении действий и предвидении  их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие  свойства сознания: построение отношений, познание и переживание . Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Сознание развивается  у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

И первичным актом  сознания является акт идентификации  с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа  и идентификацией с ним следует  выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так  как для эффективного в той  или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного "Я" .

Сознание: 1) рождается  в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.

Функции сознания :

отражательная,

порождающая (творчески-креативная),

регулятивно-оценочная,

рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания.

В качестве объекта рефлексии  могут выступать:

отражение мира,

мышление о нем,

способы регуляции человеком  своего поведения,

сами процессы рефлексии,

свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

  1. Ощущение. Виды ощущений.

Ощущения — отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Классификация Ч. Шеррингтона:

1)Экстероцептивные ощущения - рецептор расположен на поверхности  тела. Возникают при действии  внешних раздражителей. Таковы, например, ощущения зрительные, слуховые и  обонятельные, ощущения, возникающие  при прикосновении к коже, и  т. д.

2)Интероцептивные ощущения -  рецептор расположен во внутренних органах и тканях. Таковы, например ощущения учащенного сердцебиения, наполнения желудка и мочевого пузыря, ощущение нехватки воздуха в душном помещении и др. В некоторых случаях (при заболевании того или иного органа) интероцептивные ощущения могут доминировать над всеми остальными и определять поведение субъекта в данной ситуации.

3)Проприоцептивные ощущения - рецептор расположен в мышцах, связках. Возникают при движении  суставов, напряжении и расслаблении мышц, растяжении сухожилий; кроме того, это ощущения со стороны вестибулярной системы (при поворотах, наклонах, изменении позы). Выделение таких ощущений в особую группу вполне оправданно, так как они сигнализируют не о событиях и изменениях во внешней среде и не о состоянии внутренней среды организма, а о том, как вписывается наш организм в окружающее пространство, каково взаимное расположение частей тела относительно друг друга и т. д. Иногда говорят, что ощущения такого рода формируют «схему тела» индивида, что имеет немаловажное значение для адекватного и целенаправленного поведения человека в окружающем его мире.

Классификация по модальности  ощущений:

Зрительные виды ощущений — это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным может быть только совершенно прозрачный предмет, который мы не видим. Цвета бывают ахроматические (белый, черный и промежуточные между ними оттенки серого) и хроматические (т. е. различные оттенки красного, желтого, зеленого, синего).

 

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза. Светочувствительным органом глаза является сетчатка, в которой находятся клетки двух типов — палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Таких клеток в сетчатке очень много — около 130 палочек и 7 миллионов колбочек.

При дневном освещении  активны только колбочки (для палочек  такой свет слишком ярок), в результате мы видим цвета, т. е. возникает ощущение хроматических цветов — всех цветов спектра. При слабом освещении (в сумерках) колбочки прекращают работу (света для них недостаточно) и зрение осуществляется только аппаратом палочек — человек видит в основном серые цвета (все переходы от белого до черного, т. е. ахроматические цвета). Вот почему говорят: «Ночью все кошки серы».

Есть заболевание, при  котором нарушается работа палочек  и человек очень плохо видит  или ничего не видит в сумерки  и ночью, а днем его зрение остается относительно нормальным. Это заболевание  называется «куриная слепота», так как куры не имеют палочек и в сумерках почти ничего не видят. Совы, летучие мыши, наоборот, имеют в сетчатке только палочки — днем эти животные почти слепы.

Цвет по-разному влияет на самочувствие и работоспособность  человека, на успешность учебной деятельности. Психологи отмечают, что наиболее приемлемый цвет для окраски стен учебных помещений оранжево-желтый, создающий бодрое, приподнятое настроение, и зеленый, создающий ровное, спокойное настроение. Красный цвет возбуждает, темно-синий угнетает, и тот и другой утомляют глаза.

В некоторых случаях  у людей наблюдается нарушение  нормального цветоощущения. Причинами  этого могут быть наследственность, заболевания и травмы глаз. Чаще всего встречается красно-зеленая  слепота, называемая дальтонизмом (по имени Дальтона, впервые описавшего это явление). Такую особенность зрения, как дальтонизм, следует учитывать при выборе профессии. Дальтоники не могут быть шоферами, летчиками, художниками-живописцами и модельерами и пр. Полное отсутствие чувствительности к хроматическим цветам встречается очень редко.

Чем меньше света, тем  хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении, в сумерках, чтобы не вызвать излишнее напряжение в работе глаз, что может быть вредно для зрения, способствовать развитию близорукости, особенно у детей и школьников.

Учителю следует обратить внимание на детей, жалующихся на частые головные боли. Нередко это состояние  обусловлено ослабленным зрением  или постоянным напряжением при  работе в условиях недостаточной  освещенности. Плохо видящий ребенок медленнее других работает на уроке, подолгу вглядывается в то, что написано на доске, ошибается при списывании с доски и т. п. Поэтому, анализируя причины слабой успеваемости того или иного ученика, нельзя не принять во внимание возможные нарушения в работе зрительного анализатора.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"