Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие предст.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 

12. Сознание, предпосылки,  условия и факторы его возникновения  и развития.

Новые формы общественного бытия  порождают новые формы психики, коренным образом отличные от психики  животных, - сознание человека. Основной закон исторического развития психики, сознания человека заключается в том, что человек развивается, трудясь (труд создал человека). Рубинштейн: становление сознания связано со становлением новой формы бытия – бытия человеческого – новой формы жизни, субъект которой способен, выходя за пределы своего собственного одиночного существования, отдавать отчет о своем отношении к миру, к другим людям, подчинять свою жизнь обязанностям, нести ответственность за содеянное, ставить перед собой задачи и, не ограничиваясь приспособлением к наличным условиям жизни, изменять мир, - словом, жить так, как живет человек и никто другой.

Психика и сознание. Психика присуща  всем организмам, обладающим НС. До сознания доходит только человек, это наивысшая  форма развития психики. Следовательно, понятие психика шире понятия сознание.

Сознание – это наивысшая  интегрирующая форма развития психики; это результат общественно-исторического  развития человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми (А.В.Петровский). Сознание – мозаика состояний, которая играет более или менее значительную роль как во внешнем, так и во внутреннем равновесии индивидуума (Ж.Годфруа). Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий (Немов).

Психологические характеристики сознания:

  • коммуникативная (дает возможность передавать с помощью слов информацию другим людям),
  • рефлексивная (дает возможность человеку определить свое место в окружающем мире, проанализировать свои действия, поступки, качества, сравнить их с другими, составить план своего самосовершенствования),
  • интеллектуальная (дает возможность проанализировать, сравнить, обобщить, классифицировать предметы и явления окружающего мира, то есть осуществлять мыслительные операции, рассуждать и делать умозаключения),
  • воображаемая (дает возможность помечтать, пофантазировать, заглянуть в будущее),
  • творческий характер (дает возможность создавать новые идеи, новые теории, творчески решать практические задачи).

 

Анатомо-физиологические предпосылки возникновения и развития сознания:

  • прямохождение человека дало возможность освободить руки для изготовления, применения и хранения орудий труда;
  • развитие органов чувств и головного мозга;
  1.   -    развитие речи, языка в осуществляемой деятельности.

Важнейшими факторами возникновения  сознания были труд и язык. Важнейшим  условием возникновения и развития сознания является человеческое общество и общение в нем с другими людьми. Личностью человек не может стать вне человеческого общества. А индивид, наделенный сознанием, становится личностью (Платонов).

Ведущим фактором возникновения и  развития сознания является трудовая деятельность. В деятельности сознательно (целенаправленно) создаются орудия труда. В деятельности происходит общение людей, в результате которого передается смысл действий и поступков других людей. В деятельности проявляется творческая активность человека. Деятельность ориентирует людей на будущее (мечта, фантазия…).

Маклаков: Сознание – высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. С практической точки зрения, сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Сознание всегда активно и интенционально (направленно). Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир. Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим состоянием. Данное свойство сознания определяет возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Я-концепцию часто называют самосознанием. Но: не вся информация осознается человеком, значительная часть ее остается вне нашего сознания.

Гипотеза о происхождении сознания человека в отечественной психологии была сформулирована Леонтьевым (язык и сознание). Главной предпосылкой возникновения сознания является совместный труд, включающий в себя разделение трудовых функций. Деятельность становится социально «разделенной», что требует представления о целях и действиях других людей – участников совместной деятельности. С возникновением целенаправленных действий складывается объективная необходимость и возможность сознания. Другим важнейшим фактором, участвующим в формировании сознания, является язык. Человеческий язык – истинный носитель сознания.

 

 

 

13. Структура сознания, различные подходы к ее определению.

Сознание имеет сложное строение. 

Представления о структуре души как конфигурации разнородных сущностей  восходят к античности. Вспомним хотя бы миф о вознице Платона или трехкомпонентную теорию души Аристотеля.

Есть разные подходы к структуре  сознания.

Подход отечественных психологов:

По А.Н. Леонтьеву, следует говорить о трех, различных по своему функциональному значению образующих сознания: чувственной ткани, значении и смысле.

Первая образующая сознания - это чувственная ткань сознания. Чувственная ткань сознания заключает в себе чувственные впечатления, чувственные образы. Основная функция чувственной ткани сознания заключается в создании «чувства реальности» сознательной картине мира: благодаря ей мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его – как объективное поле и объект его деятельности. А.Н. Леонтьев при работе в госпитале во время Великой Отечественной войны с ранеными минерами, которые потеряли кисти рук и зрение, заметил, что они, утратив визуальную и осязательную образность внешнего мира, переживали странное состояние - «утрату связи с реальностью». Чувственная ткань - необходимая, но во многом второстепенная образующая сознания; она может серьезно меняться, не затрагивая главного – картины мира. Например, несмотря на то, что слепые люди лишены визуальной составляющей чувственной ткани сознания, их сознание равноценно, равноправно сознанию зрячего. Люди, страдающие дефектом цветового зрения - дальтонизмом, видят мир лишенным ряда цветов и, соответственно, располагают чувственной тканью сознания, отличной от обычной, что, однако, не оказывает фатального влияния на их картину мира.

Сколь бы ни была богата чувственная  ткань, на ее основе нельзя построить  такую картину мира, в которой бы человек мог дать себе отчет. У человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно свою означенность. Второй важнейшей образующей сознания является значение. Совокупность значений включает в себя не только значения слов языка, но и значения событий, состояний и т.д. В универсальных значениях, с которыми оперирует сознание, в свернутой форме представлен весь опыт культуры, важные для всех людей («общественные») свойства предметов; за языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы действий, в процессе которых люди познают и изменяют объективную реальность. Однако при одной и той же предметной отнесенности значения слов достаточно сильно различаются для разных людей. Эти различия коренятся, в первую очередь, в несовпадении культурного опыта. Кроме того, значения не существуют изолированно, а объединяются в сложные системы. За счет того или иного положения в системе индивидуальных значений слова приобретают коннотации, то есть дополнительные значения, которые не зафиксированы в словарях. Например, слово «немец» еще долго после окончания Второй мировой войны для жителей СССР было тесно связано с понятием «враг».

Генезис, строение и функционирование конкретных систем значений изучает

(13)  психосемантика. С помощью метода построения субъективных семантических пространств специалисты в данной области выясняют, какова картина мира у отдельных людей или представителей определенных социальных групп (эксперимент: МГУ, стр.93-94).

Третьей образующей сознания является личностный смысл. Личностный смысл, в отличие от универсального значения «для вcex», фиксирует, что то или иное событие значит для человека лично, как оно относится к его системе мотивов. Например, одно дело рассуждать о росте преступности и соглашаться с тем, что нужно принимать меры по ее искоренению, и совсем другое - стать жертвой уличного ограбления. Одно и то же понятие «преступление» в первом случае будет иметь универсальное беспристрастное значение, а во втором окрасится субъективным личностным смыслом (другой пример: значение слова «смерть»). Личностный смысл задает пристрастность сознанию и делает его «моим», поскольку личностные смыслы отражают опыт индивидуальной деятельности.

Таким образом, как пишет А.Н. Леонтьев: «Сознание выступает перед нами как движение, связывающее сложнейшие моменты: реальность мира, представленную в чувственной ткани, опыт человечества, отраженный в значении, и пристрастность существования каждого из нас, заключающуюся в обретении личностного смысла значения для индивидуальной жизни».

Зинченко: выделяет 2 слоя сознания: 1 –бытийное сознание (биодинамическая ткань - живое созерцание, движение, направленное на познание предмета, чувственная ткань - сводится к тому, что от органа чувств сигнал попадает в центр в мозге), 2 – рефлективное сознание (значение и смысл).

Богословский и Петровский выделяют следующие структурные компоненты сознания: - знание об окружающем мире, - познавательные процессы, которые дают возможность получать знания об окружающем мире, - самосознание, которое дает возможность человеку выделить себя из среды окружающих людей, определить свое место в обществе, проанализировать и оценить свои действия и поступки, - отношение к окружающему миру.

 

14. Язык и сознание (А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев)

А.Н. Леонтьев:

Такие обстоятельства, как выделение  целенаправленных процессов в деятельности  и порождение языка как средства речевого общения, необходимо приводят к порождению высшей формы психического отражения, к порождению сознания.

Целенаправленное действие должно быть подчинено представлению о  том результате, к которому стремится действие. При этом для успешной деятельности образ результата и условия достижения цели должны быть постоянно взаимосопоставляемыми находится как бы в одной плоскости (пример: человек ставит книгу на полку; он не примеривает ее на путем проб и ошибок на все полки,  пока она не войдет на одну из них; он смотрит на полки и понимает, что сюда она войдет, а сюда нет. Так, сопоставление трех вещей – объективно воспринимаемой полки, представляемой книги и требуемого результата – расположилось в одной плоскости и открылось как находящаяся перед человеком действительность. То есть существует преобразование чувственного образа). Для осознания предмета необходимо ввести его в такую систему отношений, в которой он бы мог сыграть роль зеркала, превращая представление человека в сознательное (человек без зеркала не может увидеть свое лицо, но, видя его воплощение в зеркале, он его видит – осознает). Но, кроме того, объективный образ должен найти форму своего существования для сознания человека. Этот предмет должен быть обозначен и жить в особой форме – в форме языка. Язык и есть то необходимое условие, единственно посредством которого предмет может получить свою жизнь в голове человека, свое существование в идеализированной форме. Поэтому язык составляет столь же необходимый момент порождения сознания, как и трудовая деятельность. Именно появление языка выступает как фундаментальное условие, приводящее к существованию предмета в идеализированной форме (в форме слова, звуковой речи, жеста)

Язык становится формой, носителем  сознательного обобщения действительности (сознательное отражение – это  не просто видение вещи, не только ее чувственное представление, а это видение означенного посредством языка предмета. Поэтому сознание неотделимо от языка.

Сейчас очень трудно представить  процесс возникновения сознания и языка, так как дистанция, отделяющая нас от первых шагов их становления, велика. На этом пути происходили сложные качественные изменения. Сначала язык не был уникальным средством, с помощью которого могло быть обозначено все, что угодно; сначала круг языка и круг сознаваемого был ограничен сферой производства, постепенно происходило расширение сферы общения и, следовательно, системы языковых значений. Сейчас «значение» - языковая природа сознания, форма существования понятия для сознания. Значение выступает как «момент» сознания, входит в его структуру (вопрос 13).

Проблеме соотношения языка  и сознания у А.Р. Лурии посвящена его последняя монография, опубликованная уже после его смерти («Язык и сознание»). Он отмечает, что проблема строения языка, его роли в общении и формировании (14)  сознания является едва ли не самым важным разделом психологии.

Человек не ограничивается непосредственными  впечатлениями об окружающем; он оказывается  в состоянии выходить за пределы  чувственного опыта, проникать глубже в сущность вещей, чем это дается в непосредственном восприятии. Человек выходит за пределы непосредственного чувственного опыта и формирует отвлеченные понятия. С переходом от животного мира к человеческой истории возникает огромный скачок в процессе познания от чувственного к рациональному. Человек живет не только в мире непосредственных впечатлений, но и в мире отвлеченных понятий, он не только накапливает свой наглядный опыт, но и усваивает общечеловеческий опыт, сформулированный в системе отвлеченных понятий. Эта черта – способность человека переходить за пределы наглядного опыта – и есть фундаментальная особенность его сознания. А решающими факторами, определившими переход от поведения животного к сознательной деятельности человека, были: общественный труд и возникновение языка. Рождение языка привело к тому, что постепенно возникла целая система кодов, которые обозначали предметы и действия; позже эта система кодов стала выделять признаки предметов и их отношения, образовались сложные синтаксические коды целых предложений. Эта система кодов и получила решающее значение для развития сознательной деятельности человека. В результате общественной истории язык стал решающим орудием человеческого познания, благодаря которому человек смог выйти за пределы чувственного опыта, выделить признаки, сформулировать известные обобщения или категории.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"