Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие предст.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

- инженерная психология (изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники),

- авиационная, космическая психология (анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта, явления и закономерности психической жизни в условиях космического полета, невесомости),

- медицинская психология (изучает  психологические особенности деятельности  врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии),

- юридическая психология (изучает  психологические особенности поведения  участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний,  психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника),

- психология спорта, предпринимательства,  рекламы…

    • по развитию психики и сознания:

- возрастная психология (изучает  особенности функционирования психики  у представителей различных возрастных групп) (психология детства, дошкольника, младшего школьника, подростка, ранней юности, взрослого человека, геронтопсихология),

- сравнительная психология (зоопсихология  – изучает эволюцию и закономерности 

(3) функционирования психики животных, этология – изучает врожденные механизмы живых существ),

- специальная психология (патопсихология, олигофренопсихология, сурдопсихология,  тифлопсихология…)

    • по взаимоотношению личности и общества:

- психология личности (акцентирует  внимание на субъективном мире личности, изучает психологическую структуру личности, ее поло-возрастные особенности, выявляет закономерности и движущие силы становления личности),

- социальная психология (изучает  социально-психологические проявления  личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах; закономерности поведения людей, обусловленные фактом их включения в группу, а также психологические характеристики самих групп).

 

Таким образом, для современной  психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. д.).

 

 

 

4. Представление о  предмете и методах психологии  в гештальтпсихологии. Влияние идей  гештальтпсихологии на развитие психологии.

Гештальтпсихология - одно из направлений, которое заявило о себе в период открытого кризиса психологии. Данное направление зародилось в Германии и получило признание в Европе.  Движение гештальтпсихологии оформилось после опубликования в 1910 г. М. Вертгеймером (1880-1944) результатов исследования «иллюзорного движения». Другими видными представителями этого направления стали В. Келер (1887-1967), К. Коффка (18861941) и впоследствии К. Левин (1890-1947). Представителей данного направления не устраивал упрощенный атомистический подход к изучению и анализу психических явлений, характерный для ассоциативной интроспективной психологии. Такая психология разлагала все сложные явления на элементарные, стремясь из их сочетания по ассоциативному принципу вывести законы формирования целостных структур психического. Психические явления, по сути дела, сводились к разнообразным сочетаниям простейших элементов по ограниченному числу законов.

В то время как представители  структурного подхода в психологии считали, что сложные психические явления производны от простейших элементов психики, гештальтпсихологи выдвинули противоположный тезис. Основной девиз: Целое не равно сумме входящих в него частей, целое всегда больше!  Гештальтпсихологи заявили о себе утверждением о существовании собственных законов формирования сложных, целостных систем психических явлений, не сводимых к элементарным законам сочетания элементов. Они постулировали первичность целостных форм восприятия, от которых лишь в результате анализа можно прийти к элементарным ощущениям. Например, вы замечаете в отдалении фигуру человека, затем, по мере сокращения расстояния, вы видите, что этот человек - мужчина. Спустя еще некоторое время вы опознаете в приближающемся мужчине своего знакомого. То есть сначала вы воспринимаете целостный образ, который впоследствии становится все более дифференцированным. Такие целостные формы, которые определяют психическую жизнь, получили название «гештальтов».

Таким образом: гештальтпсихология не отрицала, что  психология должна изучать сознание. Но предметом психологии должны быть не элементы, а целостные структуры сознания (гештельты). Изменяется и метод исследования: используется феноменологическая интроспекция (от испытуемого требуется принять позицию наивного испытуемого и смотреть, воспринимать как обычно, как наивный испытуемый.

Эксперимент Вертгеймера: возникновение иллюзорного движения не могло быть объяснено суммой статичных элементарных ощущений от двух не связанных между собой полосок света. Вертгеймер объявил, что полученный им эффект представляет собой один из «гештальтов», т.е. особых психических функциональных структур, которые по присущим им законам упорядочивают нашу психическую жизнь.

Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные  проявления психики подчиняются законам гештальта. Так как в первые годы основным объектом их исследований были процессы восприятия, они экстраполировали принципы организации восприятия на психику вообще: тяготение частей к образованию симметричного целого, группировка частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия, тенденция каждого психического феномена принять определенную, завершенную форму (закон сходства, принцип близости, принцип замкнутости, принцип прегнантности – «хорошей формы»…). Келлер ставил задачу показать, что эти принципы действуют и у животных (эксперимент с курами, зерна клали на белые и серые, а затем на серые и черные круги).

(4) Психика человека и животного  понималась гештальтпсихологами, как целостное «феноменальное поле» (совокупность переживаемого субъектом в данный момент), которое обладает определенными свойствами и строением. Основными компонентами феноменального поля являются фигуры и фон. Другими словами, часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Парадоксально, но фигура и фон могут меняться местами в пределах одного изображения (пример: катрина Боринга, которая воспринимается то как профиль девушки, то как лицо старухи; когда воспринимается одно из конкурирующих изображений, другое совершенно ускользает от восприятия; картина Рубина: лица и ваза).

Схожий процесс, названный «переструктурирование поля», лежит, по мнению гештальтпсихологов, в основе решения интеллектуальных задач. Мгновенное переструктурирование поля ведет к усмотрению скрытого до этого решения задачи. Такое явление было названо инсайтом.

В рамках гештальтпсихологии было получено много экспериментальных данных, которые остаются актуальными и по сей день. Важнейшим законом, полученным гештальтпсихологами, является закон константности восприятия, фиксирующий тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т.д.). Принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию.

Идеи гештальтпсихологии сыграли положительную роль в  разработке ряда важных проблем психологии. Они затронули восприятие, мышление, память, личность и межличностные отношения. Они также способствовали применению в области психологии полезных для нее теорий и понятий, заимствованных из естественнонаучных исследований. Они преобразовали старую интроспективную психологию, сделав ее более соответствующей достижениям естественных наук. Вместе с тем основные проблемы, породившие общий кризис психологической науки, гештальтпсихология так же, как и бихевиоризм, не решила, а только несколько снизила их остроту, привлекая внимание исследователей к новым интересным проблемам.

 

 

 

5. Представление о  предмете и методах психологии  в психоанализе. Основные направления психоанализа.

Психоанализ – одно из направлений, возникшее в период кризиса психологии. Его основы были разработаны австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Фрейдизм - и в этом его заслуга - стремился наполнить психологические знания о человеке новой жизненной правдой, создать теорию и на ее основе получить информацию, полезную для решения практических, прежде всего, психотерапевтических задач.

Для психоанализа ключевыми понятиями  стали "сознание" и "бессознательное". Тот факт, что психическая жизнь человека разворачивается не только в плане сознания, был зафиксирован еще в монадологии Г. Лейбница. Однако именно в учении З. Фрейда (1856-1939) феномен бессознательною стал основным предметом психологического исследования.

Первое систематическое изложение  теории Фрейда было предпринято в книге «Толкование сновидений» (1900). Материалом для исследования Фрейд избрал необычные проявления психики: психопатологические расстройства, сновидения, повседневные ошибки. Фрейд считал, что только через «сбои» в работе психики можно проникнуть в сферу бессознательного, которая и составляла область его интереса.

В психической жизни выделяется 3 уровня: сознание, предсознание, бессознательное. Фрейд предложил трехкомпонентную модель психики, состоящую из «OHO», «Я» и «Сверх-Я». «OHO» - это сфера неосознаваемых влечений человека, насыщено сексуальной энергией либидо; оно подчиняется принципу удовольствия.  «Сверх-Я» - это своеобразное отражение социального мира в психике человека, ее содержание составляют моральные запреты, нормы социального общежития, религиозные установления. «OHO» и «Сверх-Я» пребывают в постоянном напряженном конфликте, который отражает конфликт общества и индивида (чтобы жить в обществе, человеку приходится ограничивать себя во многих желаниях). Однако ни «OHO», ни «Сверх-Я» не могут проявить себя непосредственно. Свое объективное существование они получают через «Я». Основными орудиями  адаптации к социальному миру являются «механизмы психологической защиты» (вытеснение, отрицание, рационализация, проекция, замещение, изоляция, регрессия).

Основные линии развития психоанализа: - «отступники»: Индивидуальная психология Адлера (1870-1937), аналитическая психология Юнга (1875-1961); - неофрейдизм: социокультурная теория Хорни (1885-1952), теория Фромма (1900-1980); - эгопсихология: эго-психология Эриксона, Э. Берна и др. Характерные для данных теорий проблемы и основная система понятий, которыми для их решения пользуются сторонники этого направления, имеют много общего с теорией Фрейда, хотя ряд концепций, представленных в этом направлении, весьма радикально от нее отличается. Но тем не менее фрейдизм и неофрейдизм объединяет вера в существование и особую роль бессознательного в психике и поведении человека.

Среди учеников Фрейда, преобразовавших  его концепцию, выделяются А. Адлер (1870-1937) и КГ. Юнг (1875-1961).

Адлер в целом принимал структурную модель психики, разработанную З. Фрейдом; признавал основополагающую роль бессознательного и большой вклад детского опыта. Но он подчеркивал целостность личности и роль социальных факторов в развитии личности. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к группе. Центральным для концепции Адлера стало понятие «компенсации». Утверждается, что с первых лет жизни у ребенка возникает выраженное, глубоко переживаемое им самим чувство собственной неполноценности, которое он стремится преодолеть. Факторы усиливающие чувство неполноценности: реальные недостатки, отношения в семье, порядок рождения в семье. Кроме комплекса неполноценности ребенку с первых лет жизни  

(5) приписывается стремление к  творческому самосовершенствованию.  Стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека. По мнению Адлера, именно стремление к сверхкомпенсации, возникающее в ответ на ярко выраженный дефект, приводит к выдающимся успехам. Адлер придерживался мнения, что нормальный человек способен достичь баланса между стремлением к превосходству и стремлением к социальной привязанности. Таким образом, человек старается достичь первенства, но в тех областях, которые полезны обществу. Адлер вводит понятие -«стиль жизни». Стиль жизни - это уникальный способ, которым индивид преодолевает свой комплекс неполноценности и достигает общности с людьми.

Юнг расширил саму модель психики Фрейда. В соответствии с его концепцмей психика представляет собой сложное целое, относительно независимые части которого своеобразно отделены друг от друга. Центр человеческой индивидуальности составляет так называемый "комплекс Я". С ним связаны два типа бессознательного: личное и коллективное. Наряду с индивидуальным бессознательным он постулирует наличие коллективного бессознательного. Первое представлено тем, что приобретено человеком в ходе индивидуального жизненного опыта; второе передается ему по наследству и отражает общественный опыт, накопленный человечеством. В коллективном бессознательном в форме архетипов (от греч. archetipos - первообраз) фиксируется весь опыт человечества. Архетипы наследуются и являются универсальными для всех представителей человеческого рода. Архетипы проявляются в сновидениях, мифах, ритуалах и индивидуальном творчестве. Важной заслугой Юнга перед психологической наукой явилось то, что он выделил два вида психологической направленности личности: интровертированную (на внутренний мир) и экстравертированную (на внешний мир) и создал учение о восьми психологических типах. Психологические типы были выделены Юнгом на основе сочетания психологической направленности человека и преобладающей у него психической функции (мышление, чувства, ощущения, интуиция), например интровертивный мыслительный тип или экстравертивный интуитивный тип.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"