Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие предст.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

Природа психики: психика порождается нервной системой и головным мозгом.

Механизмы психики (по Максименко). Механизмы психики – орудие, приспособление, благодаря которому объединяются в целостность органы и системы человека для передачи и преобразования энергии и информации в процессе деятельности. В состав механизмов психики человека входят: отражение, проектирование, опредмечивание. Психическое отражение характеризуется системой функций как регулятор деятельности человека. (происходит сложная обработка информации). Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира, оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика – это "субъективный образ объективного мира". Итак,  отражение имеет активный характер, связано с поиском и отбором адекватных условиям среды способов действий (психический образ формируется в процессе активной деятельности человека). Оно имеет опережающий характер, обеспечивает предвосхищение в деятельности и поведении человека. Каждый психический акт является результатом действия объективного через субъективное отражение, через человеческую индивидуальность и налагает отпечаток своеобразия на его психическую жизнь. И в процессе деятельности психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается. Проектирование: Основная функция – упорядочивание и гармонизация содержания отражения соответственно цели действий и деятельности человека. Процесс проектирования это совокупность и последовательность умственных и психомоторных действий, в результате которых создаются образы, схемы или знаковые системы, создаются теории строения материальных предметов или действий машин, сооружений, а также собственных действий, ведущих к решению теоретических и практических задач. Перед человеком открывается возможность конструировать и создавать предметы и явления из элементов известного и осознанного. Опредмечивание (опознание) – это элемент сознательной и целесообразной деятельности человека. Имеет 3 основные формы: материальную (производство, физическая работа и труд, в процессе которых человек воплощает себя в предметах и явлениях и преобразует их), психическую (производство и интерпретация содержания отражения, подбор ценностей, операций ума и переживаний, которые выступают конструктивными элементами любого производства), творение себя самого (развитие душевных и духовных потенций, а также устранение различных форм отчуждения).

 

 

 

8. Функции психики, подходы к  их классификации.

Это один из самых сложных  вопросов среди изучаемых современной психологией. Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ очень сложно. Разные авторы предлагают разные классификации функций психики. В целом можно отметить, что большинство психологов выделяют две основные функции: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа (в целях обеспечения его выживания).

Рубинштейн: регуляторная функция, функция отражения.

Крысько: Отражение воздействий окружающей действительности, регуляция поведения и деятельности, осознание человеком своего места в окружающем мире.

Б.Ф. Ломов выделяет: когнитивную, регулятивную и коммуникативную функции. Система психических явлений многоуровневая и, по-видимому, строится иерархически. Она включает ряд подсистем, обладающих различными функциональными качествами. Можно выделить три основные неразрывно взаимосвязанные подсистемы: - когнитивную, в которой реализуется функция познания; - регулятивную, обеспечивающую регуляцию деятельности и поведения; - коммуникативную, формирующуюся и реализующуюся в процессе общения человека с другими людьми. Эти функции в том или ином виде проявляются на всех ступенях психического развития, но с возникновением и развитием сознания они приобретают новые качественные особенности. Когнитивная функция только на уровне сознания выступает как познание в полном смысле этого слова, то есть как активное целенаправленное приобретение знаний. Овладевая знаниями, индивид вместе с тем усваивает и общественно-выработанные способы действия с ними, то есть познавательные действия. Когнитивная функция психики на уровне сознания может выступать как особая относительно самостоятельная целенаправленная деятельность. В процессе познавательной деятельности индивид не только овладевает имеющимися знаниями, но и получает возможность создавать новые знания. Основная характеристика регулятивной функции на уровне сознания – ее произвольность. Поведение индивида реализуется как проявление его воли. Коммуникативная функция психики получает на уровне сознания свое наиболее полное развитие. Более того, сознание без этой функции вообще не могло бы существовать как идеальная форма отражения бытия. Именно идеальное отражение создает возможность качественно своеобразных форм человеческого общения и вместе с тем в процессе общения оно само развивается. Коммуникативная функция сознания формируется и развивается в процессе общения между людьми, которое является необходимой «составляющей» жизни общества. Эта функция обеспечивает обмен идеями, замыслами и т.д., благодаря ей индивид как бы освобождается от необходимости повторять в своем развитии тот путь, который прошло общество [Ломов. Методологические и теоретические проблемы психологии].

Маклаков выделяет три основных функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и, по сути, являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Панферов: Психика обеспечивает человеку оптимальную адаптацию к среде для поддержания жизни, сохранения его душевного спокойствия и реализации природного потенциала; также психика координирует взаимодействие человека с внешним миром, перерабатывает потоки физических воздействий на организм с помощью органов чувств и мозга, порождает субъективное отношение к предметам окружающего мира. Координирующая деятельность психики совершается посредством имплицитных функций: гностических, аффективных и регуляторных. Имплицитные функции психики производны от нервной деятельности мозга, они внутренне присущи организму человека и проистекают из морфологических особенностей мозга и

(8) закономерностей высшей нервной  деятельности. Гностические функции выполняют осведомительную роль в процессе контакта человека с внешним миром. Под влиянием сознательной регуляции они трансформируются в познавательную деятельность. Посредством этих функций человек ассимилирует психофизические воздействия внешнего мира во внутренние психические процессы (ощущение, восприятие, память), перерабатывает эти воздействия в сведения (представления) о физических свойствах объектов, оперирует ими в сознании, совершая процессы мышления и воображения. В результате человек вырабатывает представление о мире, планирует свои действия, предвидит возможные последствия своего взаимодействия. Аффективные функции проистекают из нашего отношения к объектам взаимодействия. Психический акт представляет собой единство гностических и аффективных процессов, знания и отношения. В знаниях отражаются сведения о свойствах объекта, а в отношении – актуальная потребность организма в этом объекте. Непроизвольные эмоциональные реакции контролируются гностическими функциями и подвергаются субъективной оценке. В чувствах и эмоциях человека отражается его отношение к объективной реальности. Регуляторные функции направлены на координацию внутренних психических процессов, на управление взаимодействием с внешним миром. Координация внутренних процессов осуществляется на основе безусловных рефлексов. Эти функции проявляются в направленных на какой-либо объект телесных движениях, которые трансформируются в предметные действия, поступки и поведение человека. Регуляция предметных действий и поступков требует от человека значительного волевого напряжения.

Человек сам преобразует свой внутренний психический резерв через процесс  внешнего взаимодействия. Это приводит к новым формам отношений с окружающей действительностью, в которых имплицитные функции трансформируются в эксплицитные: коммуникативные, информационные, когнитивные, эмотивные, конативные и креативные. В них раскрывается психический потенциал человека как субъекта предметно-практической и общественно-трудовой деятельности. Все эксплицитные функции в процессах взаимодействия человека с миром трансформируются в психологические, социально-психологические, социальные явления, которые ассимилируются в личностной организации человека в виде ролей и качеств.

Коммуникативные функции. Направлены на образование связей человека с объектами взаимодействия. Ее психологическая трансформация связана с преобразованием человеком органов телесной организации (органы чувств – рука, речь и выразительные движения) в орудия контактно-знаковой деятельности (пример – зрение превращается в направленный взгляд). Социально-психологическая трансформация предполагает непосредственное общение партнеров, их взаимосвязь. При этом условием эффективного общения является обратная связь. Социальная трансформация предполагает возникновение чувства общности людей по происхождению и видам социальной деятельности. Здесь средства коммуникации служат укреплению общности, обеспечивают объединение людей в целостный социальный организм. Личностная трансформация – это своеобразные психологические качества человека, из которых складывается потенциал его коммуникативных способностей (общительность и обаяние).

 

Эксплицитная функция

Виды трансформации

Психологическая

Социально-психологическая

Социальная

Личностная

Коммуникативная

Информационная

С помощью ощущений восприятия и памяти мы преоб-разуем воздействие внешнего мира в информационные процессы. Психические образы трансформируются в знаковые формы сообщений, несущих в себе информацию

Информационный процесс может идти в направлении к личностям партнеров – процесс взаимопрезентации (внешний облик и личностное достоинство).

Социальный контекст приводит к возникновению новых явлений трансформации. В их числе обще человеческий опыт, выступающий в форме знаний. Осознание важности информации приводит к стремлению овладеть ею, и человек получает знания из специальных информационных институтов

Чтобы повысить свой авторитет в обществе человек, как хранитель и передатчик информации, приобретает статус знатока и эрудита.

Когнитивные (возникает

из способности оперировать знаниями

во 

внутреннем плане)

Связана с появлением смыслового компонента в психологической деятельности. Смысл привнесенный субъектом в образы представлений, мышления, воображения задает внутреннюю субъективную логику познавательной деятельности

Связана с явлениями взаимопознания людей. Главными феноменами являются образы партнеров (образы партнеров какими они хотят представить себя друг другу, ожидаемые образы партнеров, образ о том каким нас видит партнер и др).

Порождает феномены групповых суждений людей друг о друге, событиях жизни. В них проявляется оценка социального взаимодействия в форме общественного мнения.

Приводи к развитию интеллекта как базовой способности человека решать проблемы. О людях большого ума говорят как об ученых и приписывают им эту роль как награду за социально значимый интеллект.

Эмотивная функция (проистекает

из субъективного переживания воздействия внешнего

мира).

Первичные эмоции, эмоциональное состояние, настроение, чувства и аффекты.

Связана с миром человеческих отношений. Взаимоотношения – результат психологического взаимодействия

Связана с массовыми общес-твенными процессами, преобразующими индивидные формы психической деятельности в явления общественной психологии и социальных отношений.

Приводит к трансформации внутреннего мира человека в центре которой возникает совесть. Совесть связана с миром интимных чувств. Духовное содержание отношений с людьми связано с добротой, дружбой, любовью, становятся самой желаемой ценностью жизни.

Конативные функции

(с лат. «стре-миться»)

Задает изнутри направленность внешнему поведению, поэтому они связаны с внутренними побудителями активности (потребности, установки, интересы, мотивы и др.)

Связана с борьбой  интересов и согласования устремлений партнеров по совместной деятельности.

Приводит к необходимости координации групповых интересов. Для этого в процессах общественно-исторического развития создаются системы управления социальными взаимодействиями людей.

Воплощается в субъективной направленности человека на внешний мир, в его предпочтениях, в организаторских способностях, смысле жизни. Стремление к самореализации предполагает развитие настойчивости и волевых качеств, сотрудничество – терпимости.

Креативные функции (связанные

с творческими особенностями)

Происходит  в процессах  интериоризации предметно-практического действия во внутренние психические состояния и свойства, а также в процессах экстериоризации (проявления психического потенциала во внешних действиях).

Происходит в контексте  непосредственного взаимодействия людей, проявляется в феномене взаимовлияния, осуществляемого по законам подражания, заражения, внушения, убеждения, принуждения.

Связано с организованным общественным воздействием людей друг на друга в различных формах воспитания и обучения.

Воплощается в роли творца.


 

9. Стадии и уровни развития  психики животных (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри)

А.Н.Леонтьев, рассматривая эволюционное развитие психики, выделяет три стадии: стадию элементарной сенсорной психики,  стадию перцептивной психики,  стадию интеллекта. Примитивные формы психики можно обнаружить даже у мельчайших одноклеточных животных. Первичная, наиболее примитивная стадия психики – элементарная сенсорная психика. Она характеризуется тем, что животное реагирует на отдельные изолированные абиотические свойства объектов. На данной стадии активность животного носит целостные нерасчлененный характер, его поведение представляет собой однофазный акт, протекающий от возникновения ощущения к результату. Способность к обучению минимальна и в основном выражается в привыкании. Более высокая стадия – перцептивная психика. Она характеризуется способностью реагировать не на изолированные свойства объектов, а на целостные предметы. Действительность воспринимается в форме образов вещей. Эта стадия характеризуется бурным развитием головного мозга. Важной особенностью этой стадии является тот факт, что основу всех форм поведения составляют инстинктивные действия, то есть генетически наследуемые элементы поведения. Большую роль в реализации инстинктов играет научение. Появляются многообразные виды активности животных (навыки, игра). Наиболее высокоорганизованные млекопитающие (человекообразные приматы) достигают самой высокой стадии развития психики в животном мире – интеллектуальной. Эта стадия предполагает отражение мира в форме целостных ситуаций, состоящих из нескольких компонентов. Животное способно не просто воспринимать предметы, но и установить значимые связи между ними. Интеллектуальная стадия характеризуется: - активным использованием «орудий», - явлением инсайта (мгновенное нахождение решения задачи без видимой наблюдателю фазы проб и ошибок), - закреплением эффективного способа решения после единственной успешной попытки, - возможностью переноса способа решения на широкий класс схожих задач, - способностью решать «двухфазные» задачи, то есть к объединению в рамках одной задачи двух уже сформированных операций. Но все же интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологических потребностей. (примеры: МГУ, стр.85-89)

Позднее на основе новейших зоопсихологических данных К.Э. Фабри развил взгляды Леонтьева и разработал концепцию развития психики Леонтьева-Фабри. Фабри сохраняет лишь первую и вторую стадии, растворяя стадию интеллекта в стадии перцептивной психики по причине трудности разделения "интеллектуальных" и "неинтеллектуальных" форм поведения высших млекопитающих (он отрицал существование интеллектуальной стадии развитии психики у животных). В данной концепции выделяются 2 стадии: 1 – стадия элементарной сенсорной психики (2 уровня: низший и высший), 2 - стадия перцептивной психики (3 уровня: низший, высший, наивысший). В основе выделения этих двух стадий развития психики лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире, Для первой стадии характерен сенсорный способ или уровень ощущений; для второй – перцептивный способ или уровень восприятия. Каждая из стадий развития психики и поведения животных и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредуется совершенствованием психики.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"