Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:52, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

шпора психология.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

2.Классификация малых социальных групп. Малые группы подразделяются на формальные и неформальные. Формальные объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру, необходимую для достижения этих целей. Неформальные не имеют формально установленной структуры. Взаимодействие членов неформальной группы стихийно, оно определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей. Однако и в ней существует внутригрупповая иерархия.

Референтная группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные. Так, специалист ориентируется на определенную группу уважаемых коллег, спортсмен - на нормы ему известных рекордсменов и т. п. Закоренелых преступников не огорчает неодобрение большинства людей, но они чутко реагируют на позицию своей преступной группы. Подросток может высоко ценить нормы поведения своих товарищей и родителей. Многие поступки человека в микросреде объясняются его стремлением к самоутверждению референтной группе. Социально положительная группа оказывает мощное воздействие на социально-психологическое развитие индивида. Включаясь в эти группы уже с рождения, ребенок черпает в них все необходимые ему компоненты социального опыта, человеческой культуры. Однако социальная группа может не только усиливать, но и подавлять возможности индивида (эффект группового подавления называется ингибицией). Социальные группы могут занимать различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Их деятельность может быть социально ориентированной (производственные, учебные, общественно-культурные и т.п. объединения), асоциальной - ориентированной на удовлетворение потребностей лишь членов данной группы (хиппи, рокеры, брейкеры и т. п.) и антисоциальные - преступные группы. Жизнедеятельность антисоциальной группы осуществляется по жестким канонам, правилам рангового соответствия, закона силы, круговой поруки, гонения слабых и т.п. Криминальные, антисоциальные группы имеют принципиально иную, отличающуюся от социально положительных групп, организацию.Наряду с социально развитыми выделяются примитивные группы (дворовые объединения, компания собутыльников и т. п.).Значительную часть формальных средних и малых групп составляют производственные группы, трудовые коллективы. Это группы открытого типа - они открыты для широких социальных связей, постоянно пополняются новыми членами, интегрируются в широкие профессиональные объединения. Наряду с профессиональными и другими формальными группами в нем постоянно образуются самодеятельные социальные группы, ориентированные на реализацию вновь возникающих социальных потребностей.

3.Значение социальной группы для индивида. Малые социальные группы оказывают большое влияние на человека, на его психологию и поведение. Это влияние проявляется в следующем:1. В малых социальных группах человек осваивает нормы поведения, которые позволяют ему стать полноправным членом общества, устанавливать с людьми нормальные, то есть соответствующие этим нормам, взаимоотношения.2. В малых социальных группах человек получает образцы или формы поведения, подражая которым и осваивая которые, человек оказывается способным умело вести себя в обществе среди людей.3. В общении с людьми в различных социальных группах человек формирует и развивает свои способности. Эти способности ему первоначально демонстрируют окружающие люди. Они же передают человеку как члену группы необходимые для формирования соответствующих способностей знания, умения и навыки. Они же контролируют процесс формирования способностей у человека, корректируя его.4. В малых социальных группах человек обеспечивается так называемой обратной связью или информацией о том, как он выглядит и оценивается людьми со стороны.В малых социальных группах формируется правильная самооценка человека.5. В малых социальных группах человек получает разнообразную поддержку, моральную и материальную, со стороны окружающих людей. Такая поддержка ему особенно необходима для самосовершенствования, для стимулирования успехов в различных видах деятельности.6. В малых социальных группах человек осваивает социальные роли, соответствующие им формы социального поведения. Благодаря этому он оказывается способным успешно адаптироваться в обществе, согласовывать свои действия с поведением других членов общества, а также брать на себя и выполнять различные общественные обязанности.7. В малых социальных группах человек удовлетворяет свои основные, жизненно важные интересы и потребности. Следовательно, малые социальные группы поддерживают жизнь человека и его человеческое существование.

Билет №6

  1. Структура группы.
  2. Групповая динамика.
  3. Сравнительный анализ характеристик больших и малых групп.

 

Билет №7.

  1. Группа и лидер.
  2. Значение общения в жизнедеятельности человека.

 

  1. Виды общения: межличностное и ролевое, ритуальное, монологическое, диалогическое.

 

Билет №8.

  1. Предмет социальной психологии.
  2. Интерактивная сторона общения.
  3. Каналы передачи информации.

Билет № 9

  1. Мотивы социального поведения.
  1. Отрасли социальной психологии.

  1. Перцептивная сторона общения.

Билет № 10

  1. Коммуникативная сторона общения.

  1. Сущность социальной перцепции.
  2. Понятие и сущность общения.

билет № 11

Предмет и методы социальной психологии. Специфика социальной психологии как научной дисциплины СП возникла на стыке психологии и социологии. Предмет социальной психологии изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также изучение психологических характеристик этих групп. В 20-е годы ХХ в. в истории СП первый этап дискуссий о предмете социальной психологии (о содержании науки, что из себя представляет и имеет ли статус самост-ной науки).

Характеристика методов  социальной психологии: 1. Методы исследования, применяемые в исследованиях на практике, изучения феноменов I – методы сбора данных II – методы обработки данных. Методы наблюдения используются в СП крайне редко как самостоятельные,выступают в виде дополнительного. Тестовый метод (тестирование) Представлен в форме тест-опросника. Направленность тест-опросника структура ценностных ориентаций личности, система установок и тестовые методики, направленные на изучение структуры отношений, представленных в малой группе. Используются социометрические методы и различные модификации этого теста.

Экспериментальный метод является лабораторным методом, в качестве объекта исследований являются малые группы. Наиболее распространение получил в зарубежной СП. Опрос широко используется в социально-психологических исследованиях. Представлен в разных вариантах: анкетирование (очно и заочно), в индивидуальной и групповой форме: устный опрос или интервью. Применяются индивидуальные и групповые; сфокусированные и не сфокусированные (имеется в виду одной темы или разные); стандартизированные и не стандартизированные.

Анализ продуктов деятельности чаще представлен в форме анализа документов - любой носитель информации (видеозапись, аудиозапись, печатная продукция), при изучении рекламы, в политической психологии. Обработка данных представлены качественными процедурами анализа. Анализ отдельных эпизодов, отдельных случаев. Используется редко, хотя позволяет получить интересную информацию.

Процедуры количественного  анализа: статистическая обработка собранных данных. Используются количественно и статистически. Методика контент-анализа, которая характеризует качественно-количественный метод обработки. Сначала выделяется качественная категория, которая изучает область психической реальности, затем количественная, подсчет появления этих категорий, и делаются выводы. Позволяет сделать неявное, скрытое содержание. 2. Методы воздействия, которые применяются в практической СПдля оказания психол-кой помощи. Цель – это изменения использования поведения, мнений, отношений, установок, которые есть у человека. Метод консультативной беседы – индивидуальная форма работы психолога с клиентом. Активная форма работы с группой – социально-психологический тренинг. Он ориентирован на изменение межличностных отношений, коммуникативных навыков. Социально-психологический тренинг предполагает вариант дискуссии. Эти методы можно использовать с целью сбора данных. Место СП: связь с социологией, психологией, историей, философией, юристпруденцией – практически со всеми дисциплинами гуманитарного блока.

Конфликт и его характеристика. Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон. По направленности конфликты делятся на "горизонтальные", "вертикальные" и "смешанные". К "горизонтальным" относятся такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг другу. К "вертикальным" конфликтам от-носятся те из них, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и "вертикальные" и "горизонтальные" составляющие. По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивный бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Неконструктивный возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его. По характеру причин конфликты делятся на объективные связанные с реальными проблемами и недостатками и субъективные, обусловленные различными оценками тех или иных событий и поступков.Межгрупповые конфликт — это конфликты интересов групп в производственной сфере. Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы.Самыми многочисленными являются межличностные конфликты. В организациях они проявляется по-разному чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных конфликтов порождается столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Это коммуникационные конфликты. Аналогичными являются конфликты между личностью и группой. Например, столкновение руководителя с единым фронтом подчиненных, которым не по нраву крутые дисциплинарные меры начальника,

Виды конфликтов по последствиям:конструктивные, предполагающие рациональные преобразования;деструктивные, разрушающие организацию.

3.Характеристика  конструктивного общения .Конструктивное общение в различных сферах жизнедеятельности человека. Конструктивное общение – это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное. Основные условия конструктивного общения:

-способность человека анализировать  ситуации межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия  своих реакций и реакций партнёра;

-способность извлекать из каждой  такой ситуации опыт, необходимый  для успешного общения в дальнейшем;

-способность ставить задачи  самоизменения в общении и  решать их, используя полученный  опыт.

 

Экзаменационный билет  № 12

Вопросы:

 

  1. Актуальные проблемы социальной психологии.   
  2. Этапы развития социальной психологии как науки.
  3. Стадии развития конфликта.

Экзаменационный билет  № 13

Вопросы:

  1. Способы разрешения конфликтов. (25)
  2. Конструктивное общение в различных сферах жизнедеятельности человека. Психологические аспекты подчинения. ???????????????
  3. Ситуация ролевого взаимодействия: перцептивные механизмы («эффект ореола», внешняя привлекательность, стереотипизация, физиогномическая редукция, внутригрупповой фаворитизм и т.д.).??????????????

Экзаменационный билет  № 14

Вопросы:

  1. Понятие и структура личности. (1)
  2. Основные стороны общения.(23,24)
  3. Ситуация межличностного взаимодействия: перцептивные механизмы (идентификация, эмпатия, социальная рефлексия, аттракция). Каузальная атрибуция как перцептивный механизм. :::::::?????????????????

Экзаменационный билет  № 15

  1. Поведенческие стратегии в конфликтной ситуации.?????????????
  2. Классификация малых социальных групп?????????????????
  3. Значение социальной группы для индивида ?????????????????

Экзаменационный билет № 16

Вопросы:

  1. Структура группы. ????????????
  2. Групповая динамика??????????????????
  3. Сравнительный анализ характеристик больших и малых групп.????????????????

17

  1. Группа и лидер.???????????????????
  2. Значение общения в жизнедеятельности человека.(23,24)
  3. Виды общения: межличностное и ролевое, ритуальное, монологическое, диалогическое.??????????????

Экзаменационный билет  № 18

  1. Предмет социальной психологии.?????????
  2. Интерактивная сторона общения.???????????
  3. Каналы передачи информации.???????????????

Экзаменационный билет  № 19

  1. Мотивы социального поведения. ?????????????
  1. Отрасли социальной психологии.??????????????

  1. Перцептивная сторона общения.:??????????????

 

Экзаменационный билет  № 20

Вопросы:

  1. Коммуникативная сторона общения. (23,24)

  1. Сущность социальной перцепции.???????????
  2. Понятие и сущность общения. (23,24)

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"